Сашка

Однако странные вещи эти ваши судьба и время. Порою они играют такую злую шутку, что можно и с ума сойти. И сходят же, и вновь возвращаются, и этот калейдоскоп был, есть и будет всегда, вне зависимости от обстоятельств.

Это зима, кружит белая вьюга,
И снежинки летают над моей головой.
Где-то среди зимы не нашли мы друг друга,
Знаешь, я замерзаю, если ты не со мной.

Вот и весна снова голову кружит,
Всех ручьи обгоняют и довольны игрой.
Я, наверное, простыл, но шагаю по лужам,
Знаешь, я снегом таю, если ты не со мной.

Плечи мои греет жаркое лето,
Пахнет в городе пивом, в поле - снежной травой.
На вопросы свои не найду ответа,
Знаешь, я засыхаю, если ты не со мной.

Осень пришла, время грустное года.
Я тетрадь закрываю и с последней строкой
Умирают стихи, умирает природа.
Знаешь, я умираю, если ты не со мной.

Детство мое прошло на Кавказе, среди людей многих национальностей: русских, дагестанцев, грузинов... Каждый раз, сколько бы ни было времени, а в особенности по вечерам сбегались дети, сбегался народ, общались, детишки играли.
Среди был и Сашка. Он был ребенком главврача нашей больницы — поляка по национальности, и грузинки, дочери местного, как мы говорили из-за их образа жизни, цыгана, которого все звали Бароном. Сашка в детстве был жутким, по нашему мнению, ребенком — плотный по телосложению, в круглых очках, постоянно хлюпающий носом. Он был не похож на нас. Мы все были худы, как будто вечно болели, хотя никто из нас не заимел никакой хронической болячки. Мы не были так умны, как Сашка, которого нам вечно ставили в пример. Мы не задирались, в отличие от него.
Однако, несмотря на эти различия, Сашка часто бегал с нами.  Я не любила его за занудство и за то, что он постоянно дразнил меня малявкой. То, что я не удалась ростом, еще не значит, что я являюсь объектом для насмешек. Вообще меня мало кто дразнил, а кто пытался — мигом получал. Я с малолетства была сильной на удары. Однажды за очередную «малявку» я сильно ударила Сашку в нос. Кровь хлестала у него с такой огромной мощью, что даже его отец не скоро остановил ее. В тот раз бабушка выпорола меня до такой степени, что я, привычная к битью, заревела. Причем не только от боли, но и от обиды. Именно тогда я поняла, что не все люди равны на земле. И если ты уж хочешь быть в шоколаде, то изволь сам, сцепив зубы и не обращая внимания ни на что, карабкаться к своей цели. И, выйдя потом на улицу,  я увидела довольного Сашку с заклеенным носом и с нашим яблоком. Наш сад был единственный, где росли такие огромные яблоки, поэтому узнать их я могла издалека. Сашка ухмыльнулся и сказал:
- Что, получила на орехи?
И засмеялся. А мне от этого было больно, причем в прямом смысле этого слова, и обидно. Все это было несправедливо. Я, ревя и сметая все на своем пути, убежала на балку, чтобы никто не видел меня слабой. Привыкли же все видеть меня злую и смелую, не могла я им показывать обратного. Я не помню, сколько я там просидела. Но все это время я ревела. Но вдруг, спустя, наверное, несколько часов, неожиданно кто-то погладил меня по спине и сказал:
- Не нервничай. Он еще получит.
Я обернулась и увидела Стаса, своего троюродного брата. Несмотря на то, что ему было тогда всего 10 лет, все считали его взрослым, даже я. И никто не понимал, почему он играется с нами. Стас часто помогал мне. Часто он прятал ремень, чтобы бабушка не порола меня, помогал осваивать столь ненавистные мне цифры, досыпал в кашу сахара больше, чем надо. Всегда помогал, всегда. Умнейший ребенок. Вот и тогда он велел мне успокоиться и сказал слова, которые я теперь читаю пророческими:
- Вот увидишь, Сашка изменится в лучшую сторону. Ты сама увидишь. А я, может, и не увижу.
Тогда я не поняла смысл этих слов. Поняла лишь спустя полгода, когда Стас трагически погиб.(рассказ об этом: http://www.proza.ru/2012/09/29/1106). И он на самом деле не увидел, что же сталось с Сашкой. Когда мне было 7 лет, Сашка и его семья уехали. Соседи говорили кто что. Кто в Москву, кто в Ленинград, кто вообще в Новосибирск. Правду я узнала лишь спустя 9 лет.
Курская область отмечала 980-летие Курска. Праздник устроили что надо — подворья манили к себе, фонтаны искрились и стремились ввысь. В драматическом театре имени А.С. Пушкина должен был состояться какой-то концерт. Зайдя в здание, я поразилась — прямо в зале играли музыканты, а на лестнице по разные ее стороны стояли кадеты. Я удивленно стала их рассматривать и... обалдела. На меня смотрел Сашка. Похудевший, подтянутый, без очков. По фигуре никак узнать. Но вот лицо... Оно осталась таким, как и прежде. Я невольно стала рассматривать его. Вроде он. Очень похож. Но столько лет прошло, мало ли... Может, это и  не он вовсе. Но тут я увидела, что этот парень смотрит на меня странным взглядом. Он смотрел удивленно, но в то же время и радостно. Я не очень изменилась внешне, лишь очки и шрам возле глаза появились со времен детства. Минуты две мы смотрели друг на друга, ничего не понимая.
- Девушка, - обратился он ко мне, - Вы, случаем, не Катя Романцева?
- А вы, случаем, не Саша Захаров? - ответила я.
- КАТЬКА!
- САШКА!
С этими криками мы кинулись обниматься. 9 лет, ничего не зная друг о друге, мы жили, вспоминали детство, друзей... А тут, совершенно неожиданно оказались в одном городе, в одном месте.
После концерта, когда мы ходили по подворьям, Сашка рассказал, что его родители давно развелись, они с отцом живут в Майкопе, а сюда он приехал в составе группы своего университета — он учится на хирурга, и зачем им кадетские костюмы — так никто и не понял. Отец Саши теперь работает в областной психиатрической больнице Майкопа. А теперь представьте себе его удивление, когда он узнал, что я тоже живу в Майкопе и наши учебные заведения находятся в 20 минутах ходьбы друг от друга. Затем мы стали вспоминать старые времена... Сашка изменился не только внешне, но и внутренне — он перестал быть занудой и не обзывал меня мелочью и малявкой. Потом я узнала, что наш друг Мага живет в Махачкале и учится на переводчика, Ксеня — в Казани.
Время идет неумолимо, и порою мы начинаем забывать то время, когда мы были все вместе, когда мы все были счастливы... Но память возвращается, и появляется ностальгия, и это, видимо, неумолимое качество у всех людей.
___________________________________________________________
В тексте приведены цитаты из песни Дениса Майданова - Если ты не со мной
Фото - С.З.

Текст отредактирован.


Рецензии