Валашские Экспромты

 

Из и[тенер]ария "Хождение в Александрию".

/.../
...тут и въехал наш обоз во Влахию...Мы ещё в /...нрзб/  соборовались и  покаялись, а уж перед самым /...утрач/ и бельишко на чистое переменили, дело-то страннотяжкое... Валашское.
Поджались. Сабельки ли в ноженках легко ли изсовываются, идем, мало спешим, стерегась, с оглядкой.
А ведь конец июня месяца! Природа зрЕла, радуется,  все кругом славу поет. Птички, насекомые всякие, рыбки в хрустальных ручьях, зверушки по перелескам...
 Глядим в бок, мужик в поле, хоть и делать нечего во эту пору, но все ж иному мужику найдется чего. Глядим, а у него меч припоясан по иакову месту, что за диво? Наш /...стерт/ и говорит, что мол ну стал быть может и однодворец из захудалородовитых мало ли Валахия!
Мужичок тот, видом не такой валах, как нам писывали дома-тко, степенный, черен в меру, аккуратного вида, приветлив без испуга, ну точно из непростых. И меч у него, не меч, а прямая булгарская сабля, да хороша с виду. Кладенец. Сама в руки просится. Махнуть бы такой, свиснуть по ветру...погулять с нею, так и зовет...эх чтоб её булатную... .
-Наше вам почтение и Господь в помощь.
-И вам люди степенные добрые счастливого пути, дорога скатертью и ангела вам хранителя.
-Чью землю страдничаешь, добрый человек?
-Свою обхаживаю.
-Простите пане наше невежество, а каких слоев классов будете, не в порицание или в провакацию какую: из какого сословия, не из простых ли поди? Мы люди заграничные, оттого интерес у нас к нововиденному проявляется.
-Из самыих простейших, и дед, и прадед, пращуры с самых дотраяновых времен, дакских. Только и делали, что ковырялись-страдничали. В чем сумнение ваше степенство?
-Не шибко больно вид пехтерный, да и железо-сталь при тебе, как бы ни топор, ни веник? К лаптям не вяжется?
-Это ж такое у нас обычай стал, чтоб мужичок человеком себя непочувствовал безответным, от господаря нашего привилегия (дай ему Господь здоровья на многаяяя и благая летаааа!), так и дети агарянские чтоб их кирджалей во все щели, опять же наготове быть, вроде как мы минитмен, стал быть.
/.../
Двигаем дальше...помсл  одолевают, чтож за такой сдвинутый у них король, что простых не боится, да ещё и дубину им в руки сам ложит?
Нагоняем обоз, тож крестьянский, идут тихопечально, но песни поют лирические, не разобрать, но по тону любовь там у них счастливо сложилась, без мук сердечных и напастей.
По возам и настроению видно, будто налог господарский куда везут или ещё какую повинность, или просто взятку думскую большому человеку. Но опять промашка, по говору, на базар везут, и все о ценах плачутся, всего навалом, так и прет товар, что комар. Не продашь, придеться опять по богадельням монастырским тратить.  А монастырей в Валахии, что у нас тьма, только страна поменьше.
/.../
Мимо молодые идут, на нас-ноль, будто и нету нас. Мне нельзя, женатыей, а Васята приосанился, шапку набекрень, усы (да пух один ешо) прикрутил и глаза сонные сделал. А она на него так посмотрела, что Васята и сдулся разом...Все смеются. Не обидно. Больно погода хорошая, дубравы кругом, ручьи хрустальные, трава -шелк, разве что камни по дороге обычные, а то показалось, что и дорога самоцветными яхонтами выложена.
Совсем мы попятилсь слегка умом, чтож такое, не Мара ли нас водит в сильное заблуждение насчет этой Валашской стороны, с воздухом может чего начарила....Знамо дело, господарь у них змей горыныч?
/.../
С виду толи юноша рано повзрослевший или зрелый муж моложавый. Глаза печальные, нос сильный, усы над губой пяченной густо висят, лицо тонкое, вроде бледное, но румянец не хворый, подбородок острый. Непростой человек, а может и опасный. Да если улыбнется, то вроде как посмеивается над тобой незлобно. Валашская улыбка. Дакская. Децибалова.
/.../
Угостились, хоть и трудно лезет от страхливых мыслей-от. Да чтож делать, попались так нечего и пятиться. Ракия каварновская, булгарская, кимры кельтские не брезгуют, да и местная сливовая под стуфат, оченно предсказывает...
-Если бы Его Величество спросить бы об чем?
-Так об чем разговор? Вам степенным, это как бы и положено, служба у вас поди такая?- А сам боярин, под сваво сюзерена тож улыбается, основательная улыбка, сильная, не злая.
-А чтож с купечеством одним говорят тяжело было, жутко даже?
-С которым? С немско сакским чтоль? Много просили, болезнь такая у них заразная-английские льготы, безналожно торговать хочут, слишком растопырились. А дакского нашего товару чтоб по демпинговым ценам оптово им сдавали бы. К примеру валашское зерно пудами, а их соль на счёт по зернам считать за золото; а к ним в саксонию немецкую торговать чтоб и не мечтали.
-Это чтож такое за /тут охотнорядский профессиональный термин 1ой гильдии/ ? Бандитизм всесветный?
-А то! Вот я их указом и выдвинул  далече  к сабе на родину саксляндию. С предупреждением. А там у них, как раз печатное дело наладилось, вот они для проверки и тиснули пилотный тираж комиксов о нас. Как роман с картинами, жаль коротковат. Потратились конечно, но немцы народ такой, обидчивый. И если уж врут, так на вранье денег не жалеют и врут основательно, научно и схоластически.
-А про баню говорят, древлянскую, по примеру нашей дообращенной княгинюшки будто истопили для подростков, не чрезмерно ли учеба така для молодежи?
-Да нет, в самый раз. ( а сам улыбается и глазами своими выпуклыми печальновесело так смотрит) У них с ренесанса, пошла молодежь сильно пытливая. Многомысленная. Книжки с картинками, газеты в цвет, журналы красочные разные лаковые, о том, как жить счастливей надо, что делать, и чего и кого свергать, и как добиться полной решительной радости навсегда пожгя лишнее...и почему-то в отдельно взятой Валахии. Пригласил на брифинг, побеседовал, они такие странные, слушают слушают, а потом не к урби ни к орби, будто во сне опять про счастье и радость свистят. Мы им как на уроке подсказали, что за их завиральные грёзы, в ренесансной ихней европе попалили бы их с журналами после первой же выездной сессии королевского суда, и даж доминиканцев беспокоить бы не стали, а я предлагаю, в сутки покинуть территорию Валашского Государства и впередь  читать книжки больше рукописные, бенедектинские хоть бы если наши читать трудно. Ну а фама уж и пошла сплетню трубить, мол жгут даки римлян, как дрова.
-А с исмаилитами было как Вашеличество уж не чрезмерно ли ответ тоталитарный такой?
-20000 по колам? А, это было дело, их около три тьмы, и нас тысяч пять, утром раненько и настигли, после собачьей вахты сразу, управились с сонными (у них сиеста кейфовая, сутки, даже на театре грабительских войн), а уж совсем часиков так в пятьполшестого задали тихо драла, так как их султанское величество потдягивалося с основным янычарским спецназом...Ну там было чего-то, так для порядку...да и то еле успели, да и вранье все это. Будто им и так не хватило? Сами судите, бойрубка час, как уматались за одну годину такой сечи, да ещё с ночи нежрамши после похода? Да и в строю сплошь дворянерыцари, да и сколько дажумеючи колов надыть настрогать да ещё и накопать ям, да хоть тьму связать да посадить? сколько уйдет времян-то? Соображть надо. Римляне октавиановы сколько крест ставили умеючи, когда с Антонием воевали? А щас что? Народ не тот, не сноровистый (валашский  хороший средневековый смех). Кумекай? А султан-то увидел порубанных разваленных, так ему и этого хватило на всю оставшуюся...А уж слух фамский в струю с остальными фентази. Канва. Сериал - продолжение следует.
И   выпуклыми своими его величество так смеется, будто кто ему анектод рассказал про папу с Корвином.
-А прозвище такое вот?
-Которое? Первое или второе? Ладно. Что Дракулы, что Пендрагоны, что Драгонаровы, что Драконовичи,  прозвища драконодавцев. С языческой  древности, имя уморенного врага присваивать да и его песни петь привычка, пафосная традиция. Так и папаша мой в клубе гнидодавцев состоял...А цепешь-та? Народ у нас добрый и с воображением, мечтательный. История одна про нас была, будто мы однажды... только только с туретчины вернувшись... в глухой межсильванской деревеньке... темной дождливой осенней порой...в самый полуночный час...упыря колом-то по всей мордахе и...вот и с тех пор  пошло поехало...Протыкатель. Надож такое придумать. Фольклор. Народный эпос.
-А как же с такими вот историями и жить то? Все под враньем ходить? Не тяжко ли, не надоедливо?
-А как же сказано? Горе, если о вас, что доброе будут говорить, а и нашему маленькому господарству лишня защита не помеха. Пусть боятся, а я переживу какнить...
/.../
...наш-то из самых малых, в сам-тот же момент, когда вродь бы и кусок в горло полез и отлегло малость с ракии (из далёка возят, с-под-Траяна-городка), /.../ скрипел все, чесался, не выдержал, выпал из нас, лавку опрокинул и в ноги Басарабу...
-Пошто убогих, калик перехожих жёг? И меня давай с ними! Гарь такая весветная! Ох... мне! И агаряне сирых допущают до барана в праздник, в самых что ни наесть минаретных странах и то...Ну на! Жги меня, мантикор мунтянский!
Затрещал, как дергач на ухо, на всю недостроенную Бухарешту, ажно перепонки вогнуло.
Тут глаза у Сцепеша чуть круглее стали, усы под дыхом заволновались... Бояре дакские поджались мало.
"Подыми кто его. Ты пошто мал человек так гнобишься ? Ты пошто вскинулся, как с перепугу? Замерз чтоль? И о  своих не думаешь? Все о себе? Этоть во первых...Стыдно малой, так своих подставлять...Разве что и ещо охотники в огонь найдутся. А? Степенные? Вишь, не шибко рвуться на подвиг, дык никто их и не порицает, это дело сильного решения требует. Штоб от  сердца в начале затлеть, а потом уж и ... выбирать , где дрова посуше, а где и посырее, насколько свово огня  хватит. Вник?
Все ты о гари думаешь, нет чтоб где пожар потушить, а ты все жечь да жечь...чистый московит.  Брандер. Во вторых. Ежели гореть надумал, так Европа близко, за чем же дело стало? Но и там не сразу, для начала могут и просто выпороть да и выгнать в зашей из доминиканского приказа. Эх, куда ваши степенства смотрют? А если бы в сам деле было? ...Беда с такими проникновенными уношами. На подвиг идут, только ноги береги...отдавят плюсны,  ни кэлуша не станцевать, ни за пивом сходить. Ты смотри? Перепугал всех кошек господарских!
/.../...собрали мы всех кипучих симулянтов по Валахии на клич:" Халява!" Перепись у нас была, надо было прибраться перед /.../ делами, да и город новый уж в макете выставили на общий позор. А народу мало, все в поле. Рассудили, что все болящие да убогие, вроде как по местам призрения, кто по домам крстьянским сердечным , кто по монастырькам...Все ж мы и хоть, но християне. Заодно и моральное состояние нации проверить; мало кто пойдет от добра на шару. Знать, в призрении живут, кто не соблАзнился.  А уж те кто доползет, знамо какая публика. Так расчитали. Хитро. Собрались. Конешна не все прикиднутые, есть и всамделишнии калеки, инвалиды, ветераны пострадавшие разного рода казусов и приключений, но и конечно есть народ вольномаргинальный, веселый такой. Отделили по столам и трапезам... Сами сели к тем, кто глаза прячет.
 "Ну и что делать будем? В странах ренесансных, с вашим братом разговор короткий, не считая приводят к общему знаменателю. В расход стал быть. И вся недОлга. Любо вам так, по цивилизованному, по наступающей эпохе гуманизма, или по старинке будем говорить, по нашему, по варварски? Тут в разные голоса завели, что мол,  да что там! Мы народ свой, в прогресс не рвемся, нам бы по древле жить, по традициям, по простому, по азиятски...
Так вот бояре пыльных дорог, есть две альтернативы, либо кельму в руки, либо шашку и кто на конех, а кто пешедралом марш-марш в добровольном порядке на временнооккупированные территории за хабаром и славой. Желющие есть? Встряхнемся? Тут галдеж, отбою и в стройбат, и в дествительную не было. А потом уж к вечеру, на радостях, запалили нафиг трапезу случаем, еле еле  из пламени выползли, ..отчаянные. Трапезу вот сожгли ко всем кирджалям собачим...чтоб их странничков... Вобчем жалко трпапезы. Подгорецкой работы. Чистый эскуриал.  Но вот в новой сидим. Как?...А ты ...Все б тебе жечь, одна гарь на уме...Опрокинь прохладного, очувствуйся, вундеркинд...
/.../


Примечания.
Экспромт - попытка немного расчистить мусор в некоторых темных местах истории валашского господаря Влада III, называемого Дракулой, по прозвищу Цепеш.
Равно как и прочие экспромты, написан в течении времени достаточном для нажатия соответствующих буквам кнопок на клавиатуре, посему орфография(простите за некоторый пафос) и прочие знаки препинания(как и их отсутствие) сохранены для вящего шику.
С почтением: автор.


Рецензии