В жизни нашей много ветряных чудищ...
Кому-то от этого защита-оберег — стальной шлем,
Кому-то пехотная каска,
Кому-то улыбчивая маска,
Кому-то колпак шута,
Кому-то макияжная красота,
Кому-то резиновый противогаз,
Кому-то найденный на чердаке медный таз...
...
Сдернув пелену блаженного сна с глаз,
Надев на голову раздраенный таз,
Отдавшись весь, как есть первобытной страсти,
С чудищем ветренным сражусь — в этом и есть счастье!
Зеркало пилигрима.
…мира и горя мимо,
мимо Мекки и Рима,
синим солнцем палимы,
идут по земле пилигримы.
Увечны они, горбаты,
голодны, полуодеты,
глаза их полны заката,
сердца их полны рассвета.
За ними поют пустыни,
вспыхивают зарницы,
звезды горят над ними,
и хрипло кричат им птицы:
что мир останется прежним,
да, останется прежним,
ослепительно снежным,
и сомнительно нежным,
мир останется лживым,
мир останется вечным,
может быть, постижимым,
но все-таки бесконечным.
И, значит, не будет толка
от веры в себя да в Бога.
…И, значит, остались только
иллюзия и дорога…
Иосиф Бродский
1. Неволечённость
«Невовлечённость. Вот что тебе надо попрактиковать» — сказал мне однажды Проводник.
Кто такие Проводники? Может быть
те, кто что-то проводят, например, энергию?
Или может это те, кто приходит на выручку
путнику, если тот оказывается в затруднении?
Может быть, это люди, а может это какие-то
неведомые существа: инопланетяне, ангелы,
фантомы, принявшие человеческое обличие?
Не важно! Для меня всё равно, кто они.
Главное, что они есть! Что они существуют!
Каждый человек это путник, идущий
по своему пути — Пути Развития. У одних
это сглаженная и спокойная дорога, у других
стезя полная непредвиденных преград и
опасностей именно такая стезя превращается
в великий Путь Постижения, а простой путник
становится путником – пилигримом. И на этом
нелегком пути ему встречается Проводник,
который помогает. . . Нет! Он не помогает. Он
просто идёт рядом и иногда даёт совет, иногда
делает попутчику замечания.
Легко сказать — попрактиковать невовлечённость. А как? Проводник этого не разъяснил. Придется разбираться самому.
Невовлечённость можно описать как непричастность, незаинтересованность, безучастие, равнодушие, отстранённость, нейтральность, безразличие, отчуждённость, эмоциональное отстранение и холодность. Однако из всего этого синонимического ряда именно слово «невовлечённость» подразумевает проявление некоторого внимания к кому либо или чему либо. Невовлечённость — не предполагает абсолютного и безусловного безразличия. Невовлечённость это всё-таки определённое участие, включая эмоциональное и душевное.
Полное эмоциональное отстранение и непричастность необходимы только патологоанатомам и, может быть, врачам-психиатрам, иначе они просто сойдут с ума. А человеку, вставшему на Путь Постижения, проявлять интерес и сочувствие всё-таки необходимо. Но проявление сочувствия должно быть сдержанным, дозированным иначе путника-пилигрима ждет полное эмоциональное выгорание. Кроме того, в водоворот сочувствия и сопереживания нас часто вовлекают различные манипуляторы, мошенники и другие токсичные субъекты, используя своих жертв в корыстных и неблаговидных целях.
Нас постоянно куда-то вовлекают — как в праведные, так и в неправедные дела: в религию, в убеждения, в дружбу, в любовь, в спорт, в творчество, в сетевой маркетинг (для сетевого маркетинга разработаны специальные программы вовлечения), в игры, в споры драки и войны. И мы увлекаемся предложенным/навязанным, увлекаемся в бОльшей или меньшей степени. БОльшая степень увлеченности это и есть всепоглощающая вовлечённость. Иногда мы вовлекаемся — увлекаемся чрезмерно, отдавая своему увлечению всего себя, забывая о других жизненных приоритетах.
Конечно, полная концентрация на чём-то одном позволяет иногда совершить подлинный прорыв, добиться невероятных результатов. Но цена такого прорыва за счет отречения от других направлений жизни бывает очень высокой. Например, в результате полного вовлечения в творческий процесс вы создаёте шедевр — непревзойдённое произведение искусства. Но при этом у вас рушится семья, теряется здоровье, а в душе вы вдруг ощущаете какой-то непонятный раздрай.
Так как же быть? Ничем не увлекаться? Наоборот, увлекаться! Увлекаться по-полной, вовлекая в свои увлечения других увлекантов. Если правильно расставить приоритеты, то увлечений, самых разнообразных, может быть очень много. Держать руку на пульсе увлечений и призвана невовлеченность. Быть невовлеченным, значит, подвергает критическому взгляду все направления жизни, все увлечения и предпочтения, на всех уровнях: физическом, ментальном и духовном.
Теперь хотелось бы разобрать конкретные примеры невовлеченности.
Наверное, самый распространенный случай вовлечения это когда нас провоцируют и втягивают в ссору, скандал, ментальную драку.
Однажды я ехал в электричке, смотрел в окно, размышлял о чем-то важном. И мне захотелось с кем-нибудь поделиться этими своим мыслями, узнать чужое мнение об этом важном. Напротив меня сидела интересная женщина, моя попутчица. Мы разговорились, познакомились. «Нюта, — представилась она, — друзья меня так зовут. ( Аня — Анюта —Нюта)»
Оказалась, что Нюта сочиняет сказки, настоящие сказки для детей, ну и, конечно же, для взрослых тоже. В сказке про Бабу Ягу, которую она мне рассказала, было очень много юмора, и доброй иронии. Я смеялся от души. Но не о сказке речь, а о пассажире, сидящем рядом с нами старике, облачённом во всё чёрное.
После того, как я похвалил Нюту — «Всё как в жизни! Никакого "сказка — ложь"» —этот чёрный пассажир скрипучим голосом произнёс:
— Верно сказал, братан, всё по жизни, но к чему эта дама, Нюфа, делает смутные намеки? К чему этот агностицизм и инфернальность правого толка в духе ранних Сартра и Кьеркегора? И где они, эти аскариды?
«Вампир, — промелькнуло у меня в голове, — провоцирует на скандал». Я посмотрел на свою собеседницу, «не отвечать, — подумал я, — только бы она тоже не поддалась на эту провокацию». Нюта без слов поняла меня и, едва заметно подмигнув, уставилась в окно. Я же, в свою очередь, закрыл глаза и приготовился немного подремать. В это время в моей голове проносился внутренний монолог:
«Эх, нет здесь Лёхи! — звучало во мне. — Он бы сейчас ответил! Не стал бы отмалчиваться или игнорировать, а дал бы этому облачённому в чёрное ментальную оплеуху! Облачённый, в свою очередь, разгорячившись, нанёс бы сокрушительный удар в виде отборной интеллектуальной ругани: «агностицизм, интенция, экзистенция»… Но этим Лёху не сокрушить, в ответ он выдал бы убийственную ламентацию… В общем, они бы сцепились не на жизнь, а на смерть. Именно так это с моим другом каждый раз и происходит».
Погрузившись в дремотное состояние, слышу как попутчик в это время ворочается, сопил, сердито нашёптывает и издаёт другие звуки, а я продолжал мысленно рассуждать:
«Мне очень жаль Лёху. И дело даже не в том, что эти «вампиры», с которыми он сталкивается, вытягивают из него энергию… Он ведь тоже путник, мой попутчик. Он уже достиг определённых успехов на пути Постижения, но не может усмирить свой юношеский пыл.
Сколько бы я его ни сдерживал, он всё равно лезет в драку, а это плохо, потому что так проявляются скрытые глубоко внутри негативные чувства и желания. Долгое время он наивно верил, что он добрый, хороший и духовный человек, и вот — оказывается, что его сознание скрывает в себе столько негативного и отталкивающего. Выясняется, что по своей сути он почти такой же, как и его оппоненты. Это открытие оказывается для него столь неожиданным и ошеломляющим, что потрясает его до основания. Из-за этого его духовное развитие стопорится, и он возвращается назад, к своему старому, милому, уютному существованию, когда его личность жила тихо и спокойно, утешаясь красивой ложью о том, что он такой духовный, такой хороший и мудрый».
Мне удалось усмирить свой пыл. Это был отличный случай для того, чтобы попрактиковать невовлечённость. Ведь я тоже хотел дать своему бесцеремонному попутчику хорошую ментальную взбучку. Если бы не моя попутчица, я бы, вероятно, как и Лёха, ввязался в словесный бой.
Сейчас старикан сидит и скрипит зубами. Он так предвкушал поживиться чьей-то энергией, а тут такой облом — и я, и Нюта игнорируем его. Но игнорирование — это отстранённость и равнодушие, а я всё-таки практикую невовлечённость, поэтому я пытаюсь понять этого человека.
Хоть мы и встретились с ним взглядами лишь на мгновение, я успел почувствовать в его глазах ожесточение, озлобленность и бездонное одиночество, что характерно для тех, кто по-настоящему смотрел в глаза смерти. Чувствуется, что жизнь его потрепала. Скорее всего, он участвовал в боевых действиях. Я окинул его своим внутренним взором (именно так, с закрытыми глазами, я иногда рассматриваю людей) — тьма, пропитанная злобой, ничто доброе и светлое, всё выжжено напалмом…
Вдруг, как будто по щелчку, его не стало. Приоткрыв глаза, я убедился, что он исчез. Как говорится, и след простыл. Но я не слышал, чтобы он уходил.
— {Где это воплощение зла?} — спрашиваю я без слов, но с вопросом на лице.
— . . . — Она загадочно улыбается и разводит руками.
«Видимо, она не просто сказочница, а настоящая добрая фея, — подумалось мне, — ведь это она справилась со злом, освободив место для добра».
— {Это вы его}? — Опять невербально спрашиваю я у феи.
— . . . — В ответ она кивает и вновь расцветает в улыбке..
— Спасибо, — говорю я вслух и бессловесно добавляю: — {Без вас мне бы не справиться ни с ним, ни с собой}.
Мы продолжаем свой путь, общаясь то с помощью слов, то с помощью мимики и жестов. Благодаря телепатии мы уже прекрасно понимаем друг друга, и я всё больше ощущаю, что увлекаюсь (или вовлекаюсь?). Но это уже совсем другая история. Тема для следующего эссе.
Свидетельство о публикации №212110301565
Мир теперь двигать горазд и всё он знает, а я бы лучше в этот сад приходила))
Кассандра Пражская 19.01.2018 13:11 Заявить о нарушении
Будем надеяться, что мир еще испорчен не безвозвратно!)))
Дац Игорь 20.01.2018 12:35 Заявить о нарушении