О художественном решении фильма Агония

Фильм Элема Климова «Агония» особенно запоминается именно благодаря художественному решению. Сейчас вышло немало исторических картин, изобилующих реквизитом. Взять хотя бы «Рагина» Кирилла Серебренникова или «Марию-Антуанетту» Софии Копполы, в которой костюмы и предметы вообще оказываются  в главных ролях. Не смотря на тщательную проработку деталей, в этих фильмах чувствуется современный взгляд на изображаемое время, есть некоторая гламурная «причесанность», некоторая эксплуатация во имя привлечения внимания. «Агония» не создает такого впечатления. Наиболее привлекательно в ней то, что даже такая избыточная, чересчур художественная  атмосфера создает совершенно необыкновенное ощущение исчезнувшей эпохи. Бледные, неяркие тона, серо-голубые краски, предшествующие «эпохе зорь» - это именно тот колорит, которого ждешь от  времени Николая II. Почти каждый кадр изобилует предметами времени, словно подчеркивая угасание, музейность уходящей эпохи. Комнаты императора увешаны фотографиями, как сухими листьями, он уже живет в музее; лица в жизни, как и на фотографиях застывшие и бледные, губы припудрены. Есть в этих обликах ускользающая ветхая красота и грусть. Каждый кадр в этом фильме – это отдельная музейная экспозиция, удивляющая гармоничным сочетанием с образом, с характером. Для нас исторические персонажи всегда рисуются в ореоле вещей, которые их окружают. Здесь все построено по тому же принципу. Главное, что здесь художником удается свою работу сделать одновременно и насыщенной и тонкой. Взять, к примеру, интерьер ресторана, в  котором пирует Распутин. Представляю, как бы этот интерьер был решен в современном фильме – обилие роскоши, золоченых вещей, красных портьер, осетров и лебедей – такое лубочное пиршество. Здесь – это расписанные под русскую природу стены – бледно-зеленые, голубоватые тона; даже во время оргии, благодаря этим стенам, не проходит ощущение тоски, увядания. Любые предметы реквизита, даже самые роскошные, выглядят здесь музейными экспонатами, это вещи мертвецов.
Художественное оформление отдельных помещений, в которых обитают исторические фигуры, чем-то похожи на коллажи Параджанова. Из отдельных кусочков склеивается целая эпоха, с ее тонким ароматом увядания и смерти.


Рецензии