Занимательная психология

На протяжении многих сотен лет одним из главных вопросов, который занимает людей, остается личность человека. В той или иной мере этот вопрос поднимался еще на заре человечества, но, пройдя через века, до сих пор является предметом познания ученых, размышлений философов и дискуссий обывателей.
 
Несмотря на все поиски, личность все еще остается одной из самых интригующих тайн. Это целая Вселенная, и никто в точности не знает, что и как в ней происходит, но каждый считает долгом построить свою теорию, изложить версию, в крайнем случае, «высказать мнение».

Не остался в стороне и я. Меня всегда интересовал вопрос: почему люди в одинаковых ситуациях поступают по-разному, причем часто кардинально противоположным образом? Даже два друга, которые вместе росли с пеленок, проводили друг с другом все свободное время, могут в схожих обстоятельствах действовать каждый по-своему. Казалось бы, есть все предпосылки для того, чтобы их поступки будут одинаковыми. Но нет.

Наверное, именно желание докопаться до истины в сочетании с природным упрямством стало причиной того, что я выбрал стезю психологии. Таков уж был мой характер – пока не найду истоков явления, не успокоюсь.

Вот и с психологией получилось также. В первый же год поступления на психологический факультет (сокращенно – психфак, не очень благозвучная, но, как я потом понял, очень «прилипучая» аббревиатура) я набросился на учебу как хищник на жертву. Я ходил на все занятия, посещал все лекции (клянусь!), и даже выборочно бывал на факультативах, но вскоре меня постигло разочарование.

Если близко познакомиться с основными теориями ученых, становится совершенно ясно, что современная психология еще очень далека не то, что от истины, но даже от ее окрестностей.

Взять того же Фрейда, сводящего все мотивы человека к сексуальному инстинкту. Полный бред. Хотя он потом несколько и пересмотрел свои взгляды, но более убогой теории я не видел (хотя вру, конечно, - видел). Во времена Фрейда эта теория произвела фурор. Еще бы. По-другому, в том пуританском обществе, просто не могло быть. Это была бомба, и я склоняюсь к тому, что бомба замедленного действия, которая взорвалась лет, эдак, через 20-25 после его смерти. Ну да ладно, Бог ему судья.

Все теории эго-психологов страдают крайней однобокостью. Какому здравомыслящему человеку придет в голову с серьезным видом рассуждать о том, что человек поступает тем или иным образом, только для того, чтобы «избежать наказания». А ведь на этом построены все теории конфликта! По ним человек стремится снизить напряжение, возникающие в результате давления на него общества. Т.е. социум сурово наблюдает за индивидом, и как только он переступает черту, следует наказание.  Как минимум общество погрозит пальцем. Интересно откуда вообще взялось общество, если согласно  этим теориям оно противоположно эгоистичной человеческой натуре?

Я не привык смотреть на мир через замочную скважину. Поэтому сразу отбросил концепции, которые рассматривают человека как животное, влекомое только инстинктами.

Кстати, такая же ситуация была и с другими науками. Помню, был период, когда всю жизнь общества: культуру, этику, политику и даже религию, сводили к экономике. Видимо, это болезнь всех ученых – однобокость. Хорошо еще люди вовремя поняли, что история, смотрящая через призму экономики на всю жизнь общества – примитивна и неверна.

Вот и психологи это поняли. В смысле, не экономику, а то, что эго-теории крайне заурядны, если не сказать грубее.

В дальнейшем возникали более проработанные концепции, типа теорий самоактуализации, экзистенциальные направления и т.д. Конечно, большинству из них также далеко до истины, как отсюда до Шанхая, но они хотя бы не отрицали того, что человек может меняться и после взросления.

В общем, ответа на вопрос, почему действия людей имеют такой разнообразный характер, я не получил. Уж точно это нельзя объяснить инстинктами. Поэтому я решил начать собственные поиски. С самого начала.

Интересно, что в древности многие верили в судьбу, т.е. некое предопределение, фатум, рок. Почему-то до наших дней дошло только выражение «злой рок», наверное, мало было хорошего в жизни античного средиземноморья…

Позднее люди начали понимать, что судьба – это не какое-то предопределение и не тупое преклонение перед безысходностью. Судьба - это то, чего мы сами стоим. Это мы сами.

Человек волен поступать по своему усмотрению. Он свободен и имеет право выбора. Он может подчиняться тем или иным обстоятельствам, и даже в какой-то степени менять их.

Кстати, вам не кажется, что теории, сводящие мотивы поведения к инстинктам, похожи на античные воззрения? Получается, что все поведение человека предопределено инстинктами, не так ли?

Я считаю, что человек, видящий себя только животным, не может считаться человеком.

От животного нас отличает как минимум воля. Правда, свободная воля – это лишь возможность выбора того, что ты можешь сделать в данный момент. Другими словами воля совсем не означает, что мы сами выбираем обстоятельства, в которых будем действовать. Этим мы отличаемся от Бога…

Судьба и Воля взаимоисключающие понятия. Однако дальнейшие размышления и наблюдения привели меня к интересным выводам. С рождения и до смерти «судьба и воля» борются в самом человеке.

В одном фильме я услышал интересную мысль, что каждый из нас – сумма поворотных моментов и от выбора в эти моменты зависит, каким ты будешь в итоге. Очень здравая мысль, надо сказать. Однако не полная.

Личность человека – это сумма всех мотивов поведения. Каждый. Мотив. Оставляет. Отпечаток.

В первую очередь важна именно причина, по которой человек что-то сделал или о чем-то подумал. Само действие имеет второстепенное значение, хотя тоже влияет на личность. Но, как известно, первый шаг – самый трудный. Решиться сможет не каждый. И именно в этот момент на сцену выходит Его Величество Мотив, который толкает человека сделать первый шаг, и от его направленности зависит вся дальнейшая дорога. Сделать что-то в первый раз всегда трудно. Повторить однажды сделанное, не составит особого труда.

Не зря в русском языке существует выражение – перешел грань. Все. Человек сделал шаг и прежним уже не станет. Обратной дороги нет. И виноват в этом не сам шаг, виноват мотив. И если он побудил тебя один раз, то обязательно сделает это второй, и третий и т.д. Именно мотивация формирует личность.

Наступает момент, когда чувства и реакции человека становятся предсказуемыми и автоматическими. Прошлые мотивы входят в привычку и влияют на будущую жизнь, предопределяя ее. Это я имел в виду, говоря о «судьбе в человеке».

Воля же дана нам для того, чтобы сознательно творить свою жизнь каждый момент.

Анализируя мотивы людей, пытаясь классифицировать их, я пришел к интересным заключениям. Существует всего два типа мотивации – положительная и отрицательная. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять: к положительной мотивации относятся чувство долга и справедливости, мужество, честь и т.д., к отрицательной – корысть, тщеславие, амбиции и др.

Люди, которые однажды пошли на поводу своей корысти, в дальнейшем легче ей поддаются, и у них гораздо больше шансов не устоять перед другими отрицательными мотивами. Эти мотивы как будто пробивают дорогу себе подобным. И чем чаще ты, например, действуешь из-за своего тщеславия, тем сильнее в тебе становится этот мотив.

Точно таким же эффектом обладает и позитивная мотивация. Чем больше человек поступает сообразно чувству долга, тем тверже становятся его принципы.

Любой мотив имеет свой вектор, некое направление движения. Очевидно, что вся отрицательная мотивация направлена «внутрь», на себя. Человек, движимый такими мотивами, ищет удовлетворения своих потребностей. В этом, как не крути, эго-психологи были правы. Инкубатором отрицательной мотивации является человеческое Эго. Все эти мотивы продиктованы не чем иным, как эгоизмом. Именно эгоизм является глубинной причиной отрицательных мотивов.

Это не трудно понять. Гораздо труднее найти источник положительных мотивов. Ученые на это заявляют о какой-то непонятной культуре, которую насаждает общество, дабы ограничить эгоистические поползновения индивидуумов. В общем, детский лепет. Как обычно, главное – высказать удобную гипотезу, которую в рамках сегодняшнего знания нельзя опровергнуть, а насколько она верна… да какая разница?

В своих поисках источника положительных мотивов я отталкивался от простой истины. Если вся отрицательная мотивация направлена на потребление, на удовлетворение своего Эго, то все положительные мотивы направлены вовне. Это некий Дар. А настоящий дар всегда бескорыстен. Просто так. Не требуя ничего для себя. Потому, что так надо. Каков же источник этих поступков?

Большинство людей во все времена склонялось к тому, что все хорошие поступки обусловлены Душой. Недаром возникло выражение – «по велению Души». По здравым рассуждениям я не нахожу этому опровержений. Именно Душа человека является источником положительной мотивации, бескорыстного Дара.

Чем больше человек потворствует той или иной мотивации, тем больше он развивает либо свое Эго, либо свою Душу.

А выбор между положительным и отрицательным мотивом происходит каждый день, каждый час, каждую секунду.

Вот так и происходит битва «судьбы и воли». Либо ты повинуешься своим инстинктам, становишься рабом эгоизма (зачастую даже не замечая этого), либо учишься поступать по велению Души. В первом случае рано или поздно, твоя жизнь будет предопределена, во втором – ты сам становишься творцом своей жизни.

Именно от мотивов зависит вся твоя жизнь, то, как ты смотришь на мир, твое мироощущение, твои чувства и взгляды.

Когда-то давно произошел забавный случай на одной стройке. Трем людям, которые катили тачки с камнями, задали один вопрос: что они делают. Первый сказал, что катит тяжелую тележку. Второй ответил, что зарабатывает семье на хлеб. Третий заявил, что строит Шартский собор. Биологически и физически осуществлялось одно действие, но мотивы поступков были разными. Это хорошо иллюстрирует влияние мотивов на мировоззрение человека.

По большому счету, совокупность мотивов и есть мировоззрение человека, то, как он ощущает мир. Ведь в конечном итоге каждый сам решает, каким будет его следующий шаг.


Рецензии
Жаль, что ничего не смыслю в психологии. Но то, что Вы написали вряд ли можно назвать психологией. Скорее, размышлениями. С логической точки зрения есть дыры. Давайте рассмотрим предпоследний абзац о трёх рабочих с бочками (а не с тачками!), приводимый в пример с времён царя Гороха. Вопрос был о ДЕЙСТВИИ. Что делают? А никак не о мотиве: ПОЧЕМУ? Действие было однотипное, но отношение к нему у рабочих было субъективно: одному было именно в этот момент тяжело, поэтому он и сказал про тяжёлую бочку-тачку. Другой именно в этот момент испытывал денежные трудности. Третий,возможно,был фанатиком веры.
Давайте перенесёмся на нашу землю и время. Возьмём, к примеру, профессию учителя и спросим у трёх учительниц, что они делают. Первая имеет хроническое заболевание, кое-как дорабатывает до пенсии. "Мучаюсь!"
Вторая имеет на руках двух малолетних детей, мужа нет, жильё съёмное. Что она скажет? "Зарабатываю на жизнь".
У третьей - муж-миллионер. И вот она может сказать, что учит детей прекрасному и т.д. А может сказать, что скуку разгоняет.
Работа одна,вопрос - один, ответы разные. А мотивация к работе учителя,рискну предположить, была одной: любовь к детям. Значит,мировоззрение сначала было одинаковым у всех трёх, но потом изменилось? Перестали любить детей?
Последнее Ваше предложение взято из арсеналов родной коммунистической партии и комсомола. Про то, что каждый решает сам,каким будет его шаг, твердили на всех собраниях и аттестациях. Но все секретари и иже с ними (комиссии, инспекторы)впадали в ступор, когда студент говорил, что он с понедельника начал новую жизнь,выучивал всё, пытался строить активную жизненную позицию, а егоза неделю ни один преподаватель не спросил, все поручения отдавались другим, все его начинания просто не принимались во внимание. Мотивы налицо, а мировоззрение после такого отношения менялось кардинально!
Пару слов о "творце своей жизни". Я хочу работать. Мотив - приносить людям пользу, максимальную, используя уже полученные знания и умения. Но когда по моей специальности мне предлагают зарплату, не превышающую плату за квартиру... Мотив "приносить пользу"- остался. А шаг не сделан, так как работать ради работы не есть реализация этого мотива: голодный я не смогу приносить никакой пользы. Шаг зависит не от меня, а от общества, окружения, погоды, наконец.
Мой шаг - избавить общество от такого меня, желающего приносить максимальную пользу. Но это уже политика и экономика, а не чисто умозрительная психология.

Иван Невид   04.03.2013 10:40     Заявить о нарушении
Про трех учительниц не соглашусь с Вами, потому что сначала мировоззрение и мотивация вовсе не обязательно изначально было одинаковое у них. Может быть, одна поступала в пединститут, любя детей, вторая - потому что мама учитель, и ее все уважают, а третья - потому что отпуск летний долгим бывает у учителей.
Тут налицо как раз те же отличия - один деньги зарабатывает, другой славу и почет, а третий - делает что-то ради ближнего, от Любви (к детям в данном случае).
К пенсии все три могут закончить тем, что дорабатывают и "мучаются", а могут работать и получать радость от работы любимой, не смотря на боль. И зачастую бывает с людьми, что они в старости живут только потому, что есть ради кого или чего (свои дети, внуки, любимый завод, склад, огород...)
Да и любить можно по разному. Можно делиться последним куском хлеба, как это часто происходило у нас в блокадном Ленинграде и вообще везде в те годы. А можно ездить на дорогой машине и жить в шикарном коттедже и никому ничего не давать, утверждая, что мало самому. Как ни парадоксально, правда есть в обоих примерах. Мне приходилось жить бедно, и я делился, и как-то не жалко было и хватало. Мне потом пришлось жить зажиточно, и действительно как-то все впритык было, что лишней сотни рублей не находил для кого-то.
Одно я понял - как раз не общество делает нас, а мы сами выбираем какими нам быть. Советская пропаганда внушала, что мы должны быть братьями, и приводила примеры самоотречения ради Родины и ближних. Потом пришли 90-е и нам стали говорить, что был даже каннибализм в голодные годы, что человек был человеку волком. Правы и те и другие, потому что в десятках миллионов судеб были случаи как Святого самопожертвования, так и отнимания последнего куска у слабых. Просто коммунисты подчеркивали и выпячивали одно, не замечая второго, а демократы стали делать наоборот.
В одних и тех же условиях рядом живут Святые и последние подлецы. Так было еще во времена Христа, так есть сейчас, и так будет всегда. Только сам человек решает - каким ему быть, на что равняться, что выбрать - Любовь или Эгоизм.

Литературная Мастерская Прл   04.03.2013 12:00   Заявить о нарушении
в моей жизни тоже бывали периоды бедности (а мы ещё пытались кому-то помочь), относительного богатства (когда денег после покупки машины ни на что не хватало).
Но общество (государство) играло не последнюю роль. Именно из-за него я покинул любимую работу, это бросило меня выживать в новых условиях. Это оно,приняв новые законы, выжило меня из этих новых условий.
Почему-то вспомнился труд Ленина "Шаг вперёд и два назад" - ой, точно уже не помню. Так вот, я делаю шаг вперёд, а общество-государство толкает меня на два назад. И не только меня.
Я опять про учителей. Во всех школах всегда были учителя-"неспециалисты", в подавляющем числе случаев, очень и очень мотивированных на работу с детьми. Это инженеры, преподававшие черчение. Это переводчики, учившие детей иностранному языку. Это спортсмены, умевшие довести ребёнка до разрядов.
Вышел закон - и все эти опытнейшие неспециалисты разом оказались на улице: в дипломе должно быть написано, что ты можешь преподавать этот предмет! И плевать, что у меня, например, в дипломе физкультуры стоит всего в два раза меньше, чем у дипломированного физкультурника, который спортом может заниматься всего-то 6-7 лет! А то и меньше. А в начальных классах ту же физ-ру ведёт вчерашняя выпускница педучилища, не понимающая практически ничего!
Общество толкает меня на повышение квалификации в виде платного второго образования? Нет, оно рушит мою мотивацию. Толкает меня делать шаги, которые я не хочу делать.Да, я сделаю сам шаг.Нодалеко не тот, что хотел.
С Вашим доводом о первичной мотивации у учительниц не согласен,так как это было допущение с моей стороны. Ведь рабочих с тачками никто не опрашивал при приёме на работу.

Иван Невид   04.03.2013 12:27   Заявить о нарушении
Нет, конечно Вы правы в том, что общество и государство подталкивает каждого из нас к определенным шагам. С этим я даже не буду спорить, потому что это ясно каждому.
Одновременно с тем абсолютно верно и то, что окончательное решение принимает только сам человек, обладающий свободной волей.

Ваши слова о педагогах-неспециалистах привели меня к интересным мыслям. С одной стороны государство право, изменяя законы таким образом, потому что все же надо не просто уметь чертить или знать язык, но надо и уметь учить. А с другой стороны - человек, добровольно пришедший учит детей, будет их учить на совесть, он априори замотивирован, раз вызвался. Кроме того он практик в тех навыках, которые "профессиональные" учителя передают детям, зня их только в теории, по крайней мере не практикуя.

Выход мне тут видится единственный - совмещать обучение "профессиональными" педагогами с обучением "производственным". Впрочем, так оно и было до недавних пор, да и сейчас к этому потихоньку возвращаемся.

Литературная Мастерская Прл   04.03.2013 13:14   Заявить о нарушении
Уметь учить можно научить. Но в меру. Видел педагогов не умеющих учить, и людей со стороны, умеющих учить классно. Государство только что отбросило вторых на задворки.
А в Германии педагогика ещё не значит, человек может учить,видимо,у них педагогика с методикой чётко разделены, не как у нас.

Иван Невид   04.03.2013 17:31   Заявить о нарушении