Ни слова о Камасутре
ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ НАТАЛЬИ СТОЛЯРОВОЙ
"Две звезды, две светлых повести
В своей любви, как в невесомости..."
Вспомнились эти слова когда-то популярной песни, когда я встала перед вопросом: как писать очередной портрет? Как писать о Наталье Столяровой, не говоря о Василии Тихоновце? Или как писать о Василии, не говоря о Наташе? Писать двойной портрет? Конечно, можно было бы рискнуть, ведь "Засуху" они написали вместе. Опять же семейный дуэт. Но каждый в этом дуэте - такая яркая индивидуальность, такое своеобразие, что, право, заслуживает отдельного рассказа. И не просто рассказа, а если уж соотвествовать дарованию моих героев, то каждый заслуживает отдельной песни. И я попробую их пропеть!
Итак, песнь о Наташе.
Писать о звездах трудно. С какой стороны подступиться? А самое главное - что нового я смогу добавить к той читательской любви и признательности, которая уже есть у звезды нашего портала? Чем смогу удивить? Если она сама беспрерывно удивляет своих друзей, читателей.
Не знаю, как и с чем войдем и войдем ли в историю литературы мы - я, пишущая, и вы, читающие эти строки. А то ведь так и простоим в прихожей с зажатой в потной ладошке флэшкой, на которой пара сотен рассказов, сгинувших в мировой паутине.
Но Наталья, без сомнения, войдет в историю, как создатель отечественного аналога "Камасутры". Этот труд обобщает испытанные на себе разнообразные позы, которые тело принимает в воде, на берегу, в палатке, у костра во время приготовления пищи, в столкновении с недоброжелательными аборигенами и еще в сотне разных ситуаций. И надо заметить, что позы эти увлекательны, доступны для повторения и доставляют позирующим огромное чистое удовольствие.
Впрочем, я, кажется, допустила ошибку. Спешу исправить: труд называется не "Камасутра", а "Кама с утра". Это уникальные записки путешественников, которые плывут по Каме среди пароходов и барж при помощи ласт и нежной физической силы. Это если говорить о Наталье. Я не очень вникла или пропустила важную деталь: к чему привязана резиновая лодка с едой и палатками - к ноге или к талии. А самое главное: к чьей ноге или талии? Но сам факт такого многокилометрового заплыва уникален! Аналогов в мире не обнаружено. Во всяком случае, по Каме никто так не сплавлялся, кроме четы Тихоновцов. А уж впечатлений от такого заплыва хватит не на одну книгу. И этими впечатлениями Наталья щедро и ежедневно делится с читателями. "Кама с утра" в процессе написания, так что спешите приобщиться, погрузиться, насладиться!
"К тренировкам я приступила в первых числах июня. Не спасал даже гидрокостюм: вода казалась совершенно ледяной. Василий с сочувствием и присущим ему юмором подбадривал меня, шёл по бережку, но сам не решался сигануть в Каму. Задумчиво глядел на высокую воду и говорил: «Недельки через две и я буду готов».
На второй день моих заплывов произошёл смешной случай. Плавала я по каналу, который начинается от плотины – ГЭС и шлюза. Входила в реку возле стены шлюза, там удобное пологое место, бережок покрыт мелкой ровной галькой. А минут через сорок я оказывалась прямо напротив нашего дачного участка. Натягивая в первый раз «обмундирование»: гидрокостюм, ласты, шапочку, я пошутила: «Сейчас меня арестуют, как диверсантку». Как в воду глядела….
Назавтра напротив стенки шлюза, чуть повыше моей «раздевалки» в кустах, на дороге стояла полицейская машина. Вопросов стражи безопасности нам не задавали, но очень внимательно отслеживали все действия".
А вот отрывок вполне в духе страшилок и ужастиков. Путешественников одолели не только комары, но и дурно воспитанные туристы. С деликатностью бульдозеров они пытались вытеснить Наталью и Василия со стоянки, шумели и всячески нарушали безобразия приемом горячительных напитков. Василий, тщательно скрывающий от друзей дар волхования, вынужден был прибегнуть к помощи неких таинственных пасов... Возмездие не замедлило явиться во всей своей мощной силе:
"Молнии сверкали одна за другой. Женские визги перемежались с крепким матом: мужики спасали свои дорогущие спиннинги, что уже не стояли, а валялись на берегу. А между четырёх тополей взметнулся огромный столб огня: горе-туристы развели там костёр. Огонь охватил крайний чурбак, на который опирался «столик», а потом перекинулся и на него.
Тётки заполошно метались с кастрюльками и вёдрами, пытаясь потушить пламя. К счастью, хлынул ливень…. Вся компания разбежалась по машинам, и наступила тишина.
Конечно, она была весьма относительной: слышался шум бьющихся о берег волн, трещали деревья, и хлестал дождь…. Но всё это – звуки природы.
Сознаюсь, я злорадно хихикала…. А Вася вздохнул и сказал: «Думаешь, легко было всё это устроить?». Под мерный шум капель по крыше палатки мы заснули.
Часа в четыре началось какое-то движение: смурные фигуры сгрудились вокруг погибшего «столика», о чём-то тихо переговаривались…
Мы поднялись в шесть часов, снесли свои лодки вниз, где уже стояли возле воды вчерашние рыбаки в полной экипировке: сапогах, камуфляжных костюмах, со светодиодными фонариками на головах. И зачем они были им нужны, если вполне рассвело?
Мы натянули гидрокостюмы и вошли в воду. Рыбаки угрюмо поглядывали на нас. Я не удержалась от хулиганства: помахала рукой и сказала: «Так и быть. Будет вам погода. Но не раньше обеда….»
Как известно, Наталья и Василий совершают свои героические заплывы в течение трех лет. Поэтому я нисколько не удивилась, когда увидела на странице Натальи повесть под названием "Рыбы". Ну а как еще могла назвать повесть женщина-писатель, которая рыбкой проплыла Каму вдоль и не один раз?
Но я, как всегда, поторопилась с выводами. Героиня повести - Гала тоже плавает. Только плавает в мутной водичке своих карьерных замыслов. Пока я читала повесть, я прониклась такой горячей ненавистью к героине, что бесконечно терроризировала автора просьбами наказать Галу в финале. Мне казалось, что я не переживу , если такая стерва в финале получит счастливый билет, к которому она так стремилась по головам и близких, и чужих. Ну а как бы вы отнеслись к такой коллеге?
"Гала старательно изучала соратниц, которых про себя окрестила «индюшками». В Дом творчества почти все они попали случайно, но прикормились там и лучшего места не искали. И ко всем из них она нашла свой особый ключик и нащупала слабое место. Она щедро набивала их «зобы» сладкими зёрнами лести, а взамен получала уважение, граничащее с обожанием. Перед тем, как уйти в декретный отпуск, Гала надёжно держала нити управления маленьким женским коллективом, - в своих руках. И это не составило большого труда. Нужно было лишь с интересом слушать, отмечать, запоминать, а потом – превозносить то, что казалось собеседнице её главным достоинством и талантом."
Зависть... Этим чувством главная героиня повести одержима, как болезнью. И сколько же судеб она поломала исключительно из зависти!
"День прошёл в напряжённой работе, к вечеру Гала опять почувствовала дурноту, будто ворочала шпалы, а не сидела за удобным столом. Если так дальше дело пойдёт, то ничем хорошим не кончится. По привычке, анализируя события, она поймала себя на мысли, что однажды испытанное – внезапное и острое чувство ненависти к Маргарите, вовсе не было случайным. Будто брошенное и забытое зерно, оно лежало в самых глубинах сердца. И так сложились обстоятельства, что это зерно набухло, зашевелилось и дало росток.
В Маргарите её раздражало абсолютно всё. И то, что вокруг неё постоянно толпились дети, и то, что она лично проводила мероприятия, часто – экспромтом, на ходу меняя сценарий. Что не стеснялась ходить «с протянутой рукой», выпрашивая средства у предпринимателей на нужды ДДТ, и даже то, что никак не должно было касаться Галы: когда заходил Ритин муж, та бросалась к нему со всех ног и ластилась как кошка, прижимаясь всем телом. Глаза у неё в этот момент будто плыли и делались совершенно шальными. В деревне бы сказали – ****скими. Но так она глядела только на собственного мужа, остальных мужчин – будто и не видела. Хотя заглядывались на неё многие.
Маргарита всегда держала открытой дверь в свой кабинет, а когда возвращалась с совещаний, то не делала ни из чего секрета, а в подробностях рассказывала, что там происходило. И Галина не упускала случая, после её ухода, сказать нечто такое, что делало Маргариту нелепой в глазах соратниц. Но обставляла это так, что никто не замечал подвоха. У неё в тетради появилась ещё одна интересная мысль: «суждение можно опровергнуть, предубеждение – никогда». Ей была интересна сама игра, сам процесс. В конце-концов, тихими и незаметными стараниями Галы, прозвище «Блаженная» прилипло к Маргарите и стало сопровождать любое её действие.
И даже когда у Виктории среди зимы сгорела квартира, а Маргарита спешно организовала поток помощи со всего района, это было воспринято соратницами, как одно из ряда чудачеств, и без чего вполне можно было обойтись: сами бы помогли, справились..."
Надо отдать должное Наталье, она держалась стойко, на мои провокации не поддавалась, а меня увещевала всячески. Я, безусловно, с волнением поджидала окончания повести. Но такого финала даже я не ожидала! То, что придумала Наталья для своей героини, меня просто ошеломило. Раскрывать тайну не буду! Читайте повесть! Но одно могу сказать с уверенностью: если уж я, та что тоже пишет, поддалась этому отрицательному обаянию главной героини, как самый неискушенный читатель, и возненавидела Галу, как личного врага, то это означает только одно: автор - виртуоз и мастер своего дела.
В этом я еще раз убедилась, когда Наталья развернула передо мной, как она это делает перед каждым читателем, свое "Лоскутное одеяло". Вот уж где засиял, засверкал ее талант через малое говорить о большом. Причем говорить так, что сердце замирает, и чувства вихрем, и только ахаешь внутренне и думаешь: "Да возможно ли такое!"
Она перебирает разноцветные лоскутки воспоминаний и сшивает из них пестрое полотно жизни, где и радость, и горе - все рядом. Где любовь и нежность - основа бытия, где простые вещи приобретают значение и смысл вечного, где дорого не то, что денег стОит, а то, что сердцу памятно. Где мир детства снова открывает свои теплые объятия и обещает счастье.
"Дедушка звал меня ласково – «девушка».
Помню, как вскидывал на плечи, смеялся – подмигивая словно заговорщик, искоса взглядывая на бабушку.
А она ворчала, улыбаясь:
- Дурочкой будет твоя девушка. Это же надо – край не знать…
На всех детских фотографиях я – с огромными шишками на лбу. Бесстрашно шагала - с высокой кровати, с сундука, с крыльца…. Бабушка вскрикивала, со слезами прижимала меня к себе, причитая…
А жилетка деда Миши пахла кожей, сапожной дратвой, дымом… Была она – из лоскутков: мягкой замшей – кверху, завитками овчины – внутрь. Я прятала лицо у него на груди, задыхаясь – от любви и счастья…
Начиная с весны, дедушка брал меня «на отару». Сопки покрывались первоцветами – пушистыми подснежниками – и переливались: фиолетовым, жёлтым, серебристым. Их звали «ургуйки», я знала – это первый корм…Овцы шли, задумчиво пожёвывая острые стрелки новой травы и мягкие нежные ургуйки.
Летом на сопках - множество саранок: ярко-жёлтые – «волчьи», их луковицы не едят. А вот оранжевые, с туго закрученными лепестками и чёрными тычинками – лучшее лакомство. Дедушка выкапывает луковки, очищает от земли, моет в большой алюминиевой миске и ставит передо мной.
Этой же маленькой плоской лопаткой, которой копает саранки, он чистит у овец раны, засыпая их белым порошком и смазывая чёрной вонючей мазью. Я стою рядом, поглаживая кудрявый лобик овцы, бормочу ей: «Потерпи, ну, потерпи немножко…». Потом протягиваю корочку хлеба и морщусь от щекотки, когда шелковистыми губами «бяшка» подбирает последние крошки с ладони…
Главная радость лета – гостить у бурят. Огромная юрта, куча ребятишек, костры…
Дедушку – уважают все, режут барана, варят большие куски мяса, подают трубку. И старухи все – с трубками. Их лица – как земля: с глубокими морщинами и трещинами беззубых ртов. На меня смотрят – ласково, протягивая комочки слипшихся «подушечек» - самых сладких конфет моего детства.
….От времени на жилетке полопались и разошлись швы. Я выберу несколько лоскутков, чтобы оставить – навсегда – в лоскутном одеяле моей памяти."
Только прочитав "Лоскутное одеяло" я многое поняла в Наташе. Почему от нее идет такая теплая волна, откуда в ней столько доброжелательного внимания к людям. Ответ прост: от любви! Именно любовь делает человека счастливым, наполняет его доброй энергией.
И теперь, когда я слышу слово "счастливчик", я вспоминаю Наташу и Василия, как действительно счастливых людей. Наверное, счастливых не столько благодаря, сколько вопреки. Но от этого счастье становится только дороже.
Продолжение темы http://www.proza.ru/2012/09/14/465
ШТРИХИ К ПОРТРЕТАМ
НЕРЫДАЯ http://www.proza.ru/2012/10/11/65
Ирины КАМИНОЙ http://www.proza.ru/2012/10/13/1734
Юрия ГЛАДКЕВИЧА http://www.proza.ru/2012/10/15/1850
Михаила РОЗЕНШТЕЙНА http://www.proza.ru/2012/10/20/169
МАРЗАНА http://www.proza.ru/2012/10/25/1890
Олега БОРИСЕНКО http://www.proza.ru/2012/10/26/1657
Егора ЧЕНКИНА http://www.proza.ru/2012/10/30/1284
Владимира ТЕНЯЕВА http://www.proza.ru/2012/11/03/4
Василия ТИХОНОВЦА http://www.proza.ru/2012/11/12/1382
Нины РИНКО http://www.proza.ru/2012/11/14/2133
Натальи КОВАЛЕВОЙ http://www.proza.ru/2013/07/04/138
Александра СИЗУХИНА http://www.proza.ru/2013/08/27/96
Андрея ШАЙДУРОВА http://proza.ru/2014/04/28/936
Владимира МИЛОВА http://proza.ru/2014/10/05/1283
Свидетельство о публикации №212110401232