Компаньонка

Я не знаю, сколько живут белки, но с одной из них, мне кажется, знакома давно.
Первая наша встреча состоялась лет десять тому назад, когда я только начала разрабатывать участок под сад. Участок был на склоне пригорка, поэтому вначале нужно было сделать террасы, чтобы осенние дожди не смывали грунт. День был теплый, солнечный, хотя уже заканчивался второй месяц осени. Наработавшись  за несколько часов топором да ломом с киркой, я присела отдохнуть  в тень под деревом и, заодно, перекусить принесенной из дому снедью. Только начала доставать из корзины еду, как мне на голову посыпалась какая-то труха с дерева. Я стряхнула с шеи и из волос мусор и глянула вверх. Увидела только дымчатый хвост, исчезнувший в гуще дубовой листвы. Начала обедать – снова посыпался на меня какой-то мусор. Пришлось перенести трапезу на другое место, под развесистую крону грабовой поросли. Но белка и тут меня достала своим вниманием: начала прыгать с ветки на ветку над моей головой. С тонких веток граба на меня сыпались легкие чешуйки грабового цвета, высохшего за лето. Мне пришлось покинуть гостеприимную тень деревьев и устроиться на пеньке на открытом пространстве.
Следующим летом я заметила, что кто-то надкусывает стручки фасоли и вытаскивает из них плоды. Меня всю жизнь уверяли, что ни одно из животных фасоли не ест. Кто же тогда ворует мою фасоль? Секрет оказался прост. Рыжая красавица – белочка -  сбежала вниз головой  по стволу дуба,  вспрыгнула на плетень, по которому  раскинула свои плети сахарная кубанская фасоль,  и начала лущить созревшие стручки. Видать, соображала, что сухая фасоль лучше для хранения.
Вот и верь после этого «прописным истинам», что зверюшки считают фасоль несъедобным продуктом!
Однако проследить, куда уносит белочка свои «трофеи»,  оказалось невозможным – так стремительно исчезала она в кронах деревьев.
А поздней осенью, когда уже начинал и снежок посыпать землю, я снова встретилась со своей «компаньонкой». Только спущусь на нижнюю террасу, как откуда-то появляется белочка  и, повиснув вниз головой на древесном стволе, начинает сердито цокать на меня, дергая при этом   весьма выразительно пушистым  хвостом, воинственно задранным  вверх. Долго я не могла понять причины беличьего гнева, пока не заметила, как исчезают с кустов малины неубранные ягоды, высохшие на морозе. Вот оно что! Белочка пасется на сухой малине, считая этот неубранный участок своей вотчиной, и прогоняет меня отсюда. Я не стала ей мешать и спускалась вниз только при крайней необходимости. Наконец, белочка собрала всю сухую малину и перестала обращать  внимание на мое появление.
Я долго не могла понять:  где же живет моя «компаньонка»? Поблизости от моего огорода нет ни одного «путного» дерева, пригодного для строительства беличьего гнезда. Весь лес вокруг был сожжен еще в годы войны, а молодые дубы и грабы были слишком «жидкими». Какие тут могут быть дупла! Но лет через пять я увидела, как белка бежала вверх по боковине опоры ЛЭП, находящейся в каком-то метре от забора моего огорода. Она стремительно скрылась на самом верху, под перекладиной, поддерживающей большие  фарфоровые изоляторы. Я стала наблюдать за этим местом, и мне несколько раз удавалось увидеть, как белочка сновала по опоре и исчезала в нише, образованной  деревянными  элементами опоры. Иногда на опоре появляются электрики, что-то там  делают, но они, очевидно, не беспокоят белочку. Уже много лет я вижу ее там же. Она, очевидно, тоже привыкла к моему присутствию рядом с ее домом. Охотно подбирает сухарики и кочанчики мелкозернистой кукурузы, которые я кладу под опорой. Однако моего сада она не щадит: исправно собирает орехи, ничуть не стесняясь. В прошлом году трудились всей семьей из четырех особей. Но к концу сбора отец семейства утонул в бочке с водой, стоявшей неподалеку. Или неудачно спрыгнул с дерева, или напиться хотел, да не удержал равновесия. Мне до слез было жалко погибшего зверька.
Зима в этом году стояла теплая, и вскоре после Нового года я увидела сороку, хозяйничающую там, где обычно пряталась белочка. Я уже  хотела было кинуть камешком в разбойницу, как увидела белочку, несущуюся вверх по опоре. Сорока метнулась в сторону, как только хозяйка взбежала на «порог» своего дома. Белочка что-то там копошилась, а  потом застыла прямо у меня на виду в такой позе, в какой нередко сидят кормящие своих младенцев крольчихи. Очевидно, у нее были бельчата. Иначе я не могу объяснить положение ее тела.
Странное дело,  мне бы надо огорчаться по случаю такого соседства: с четырех, довольно высоких, ореховых деревьев, я не смогла и полведра орехов насобирать, благодаря активной помощи «компаньонки», соек и сорок, но я,  почему-то, радуюсь, что у белочки есть дети. Значит, не оскудеет земля наша, коли такой нежный зверек, как белочка, приспособился к жизни вблизи человеческого жилья. Только бы не разглядел ее там, на опоре, какой-нибудь браконьер.
Вот уж этого «зверья» у нас расплодилось – несть числа!


Рецензии
Отличная зарисовка.Повезло предприимчивой белочке, чего не скажешь о хозяйке, приютившей её. Хотя радость общения с представителями живой природы иногда дороже материальных потерь. Успехов Вам! С уважением, Пётр.

Петр Чванов   05.12.2012 23:49     Заявить о нарушении