Штурвалы

Двухколесный велосипед, на котором я, пятилетний, учился кататься в парке Ленина (ныне Александровский), de jure не решился бы назвать транспортным средством. А следующим видом транспорта, причем самоходного, которым мне вскоре довелось управлять, был вполне полноценный разъездной катер Северного флота.

1958 год. Весна.
Очередная поездка с матерью из Полярного в Ленинград.
Отец, кап-лей, старпом плавбазы «Печора», провожает до поезда. И находит оказию до Мурманска.

Сухопутной дороги в Мурманск из Полярного вообще нет. А добираться рейсовым катером и долго, и не очень приятно.

Идем по Кольскому заливу. Из Полярного в Мурманск. На катере, самом распространенном когда-то десятилетиями на всем российском флоте. Который с рубкой, мостиком над ней и салоном за ней.Став старше, узнаю, что тип корабля "Ярославец".

Маманя – в салоне.
Мы с отцом по-мужски забираемся на мостик к командиру.
Стоим на мостике, стоим, пока командир катера не дает мне в руки штурвал.

Помню, что, желая убедиться в действительности самостоятельного управления кораблем, я круто закладываю руля право на борт. И нос катера послушно катится в сторону северо-западного берега залива…

Все выражения присутствующих я, по-видимому, не понимаю. Но смысл улавливаю: «Сейчас ты нас тут…….». И обстоятельное пояснение,что я сейчас могу устроить с катером, его командой и пассажирами.

От штурвала отстраняюсь.

***

Потом были: мопед, мотоцикл, вертолет(!!!) и тривиальный автомобиль.

И еще несколько штурвалов власти было.
Разных типов и калибров.

Будь они неладны…


2009 г.


Рецензии