Лекции по мистицизму. Лекция 7

Рассмотрим некоторые взгляды на сущность мистического опыта.
Во-первых, его рассматривают как до-научное, иррациональное, идеалистическое познание тех же явлений, которые исследуются и наукой: человек, его потенциальные ресурсы, общественные силы, силы природы и т.д. Тайноведение в этом смысле якобы отличается от строгого знания лишь степенью формализации, точности и объективности. К этому мнению склоняются большинство ученых - критиков мистики. Думается, в массовидных формах мистицизм действительно близок к подобному определению, если рассматривать лишь результаты мистического познания.  Оно может производить впечатление неграмотного, неполного, неточного и т.д. Однако это не мешает ему быть высшим познанием, так как даже примитивный  ведун получает его, как и высочайший адепт - через дарованность свыше.
Таким образом, мистический опыт не может быть отнесен просто к недостаточно точному постижению действительности. Познание объективной внешней реальности, как представляется, не является прямой целью мистики, хотя мистицизм сплошь и рядом высказывается именно по поводу  явлений внешнего мира. Внешняя реальность выступает предметом опыта лишь на первых этапах. В дальнейшем происходит понимание, что мистический опыт - сокровенное познание реакций внутреннего мира на внешние события.
Такая точка зрения также распространена в современной аналитической и критической литературе: мистика есть преимущественно внутренний опыт исследования субъективной реальности. Этого мнения придерживаются преимущественно гуманитарные специалисты в области человекознания: психологи, психиатры, психоаналитики и т.п.   
Действительно, мистический опыт можно рассматривать как специфический опыт познания субъективного мира. Хотя это познание  значительно отличается от рефлексивного самопознания, но оно обладает всеми признаками исследования именно субъективных планов.
Однако самостийное и мало зависящее от воли личности самодвижение в пространстве сознания – весьма характерное отличие мистического созерцания от рефлексивного. Не самая большая, но лучшая часть  мистического опыта представляет собой все более чистое созерцание активности и жизни внутреннего мира.
Мистический опыт в своем развитии и основном стремлении все более очищается от всего внешнего, от случайных впечатлений, от мелочных событий, от всего несущественного. Он устремляется ко все более полному познанию потаенных глубин человеческой натуры, ее психологических и физиологических потенциалов. В пределе мистический опыт стремится к познанию крупных планов субъективного: душа, дух, разум и целостная сущность человека.
Вместе с тем, было бы ошибочно полагать, что основным и сокровенным объектом мистики является внутренний мир личности. В том-то и сложность, что не личность является субъектом мистического опыта, но некий «другой во мне».
В мистическом опыте личность играет роль невольного свидетеля Иеговы: жизни «другой личности» в ее организме и пространстве сознания. Эта другая личность и обнаруживается мистиком как ранее неизвестная и в данный момент  отчуждаемая  сущность: душа, дух, нетленная вечная природа и т.д. Внутренний субъект связан с личностью, внешне ориентированным интеллектом, самосознанием и сознанием в целом довольно сложными связями.
В мистическом опыте наблюдатель и наблюдаемое находятся в пространстве «другого Я». Поэтому мистическое самопознание выглядит как познание «другим Я» собственной части или природы. Сознательная личность, с которой человек себя идентифицирует, лишь пассивно участвует в их встрече. Похоже, «другое Я» также не знакомо с сознательной личностью и живет так, как если бы ее не было. Поэтому мистическое самопознание осуществляется отчуждаемой частью Я и для нее же предназначается.
В мистике много внимания уделяют проблеме «внутренних тел», их самостоятельного движения и их деятельности. Школы и направления мистики сильно различаются принятыми в них представлениями о «составе человека». В религиозных системах  выделяют иерархию трех тел: тело, душа и дух.  Оккультизм  выделяет семь: тело материальное, эфирное, тонкое, астральное, ментальное, буддхическое, атмическое, каузальное.
Для наших целей не принципиально, сколько и какие именно «тела» имеет внутренний человек. Для нас важнее то, что мистический опыт обнаруживает следующие особенности: есть особый познающий - мистический субъект, конкретное внутреннее «тело»; он накапливает   опыт лишь в ограниченной сфере реальности; человек может иметь некоторое число «внутренних субъектов» или «тел»; они достаточно независимы друг от друга; в обычном сознании они координированы; в мистическом опыте их координация нарушается, что позволяет «телам» соединяться в  иные сочетания; в момент перестройки внутренней структуры интеллект может обнаружить наличие внутренних «тел».
Одним из аргументов к наличию у человека «тел» в мистике считают феномены множественной личности, реинкарнации и делимости духа. Авторы связывают эти феномены со сложным  строением человека (Е.Блаватская, А.Бейли, Н.Рерих), с его способностью существовать в нескольких мирах (Р.Штейнер). Мистики полагают, что сокровенный опыт тайноведения есть познание внутренней сложности человека и законов внутренней организации.
В зависимости от того, считается ли эта «мистическая» суб-личность высшей или низшей, вечной или сотворяемой, школы и направления мистики предлагают свои концепции ее природы, сущности, роли и места в бытии и т.д.
Однако все направления мистицизма согласны в одном: есть некое ино-бытие, и это - неизведанное внеличностное бытие.
Мысль о другом «Я» известна в мистике издревле. Эта мысль выражена в мифах об Орфее и Эвридике, о странствиях героя в подземном царстве в поисках второго «Я», о божественных близнецах – сынах света и сынах тьмы, о  боге и дьяволе в человеке – словом, в мифах о двойственности человеческой природы.
В таком контексте мистический опыт может быть определен как познание и овладение субъективной потенциальностью, как развитие и обогащение связей сознательной  личности с другими силами и аспектами своего существа.
Мистика XIX – XX  веков была как раз сосредоточена на исследованиях сил и тел, действующих в человеке и определяющих  жизнь его сознания и организма. Это позволило современному мистицизму прийти к некоторым обобщениям.
Так, было сформулировано представление о самостоятельном, независимом от сознательной личности  существовании разума целостного существа. Самостоятельность разума выражается в том, что он сам накапливает и организует необходимое для него познание внешнего мира, планирует свою активность, опираясь на все имеющиеся у него способности. Этот разум – более широкая система, чем человеческий интеллект. Если соотнести их, то разум – это предвечный отец, а интеллект -  дитя человеческое. Посвященный должен провести немало наблюдений, чтобы обнаружить жизнь и действие разума и отнестись к нему как собственной сущности.
Загадочные круги и узоры, которыми шла мысль – это его закон. Та настойчивая сила, которая принуждала сознание идти определенным путем, - это его сила. Скрытый замысел, который постоянно угадывался в видениях и снах,– его послания. Плодовитость ума – лишь отражение изначальной мудрости природы и ее разума.
Настойчивость невидимого для личности «другого Я» на поверку оказывается мудрым замыслом разума целостной природы человека, ищущего равновесия, упорядочения или развития. Машинальные и инстинктивные решения, которые вовремя всплывали в сознании как подсказки и выход из затруднения – это помощь разума ищущей личности
Таким образом, можно сформулировать еще одно представление: мистика имеет конечным объектом такую сложную и скрытую реальность, как человеческий разум.  Он – не просто субъективность или психика, он – общий закон сущего, тотальная способность познания и управления жизнью, абсолютная мудрость сознания, его основа и венец, начало и предел.
Это представление высказывают высшие адепты и мудрецы современного мистицизма. Они же указывают ученику весь путь к разуму, все его ступени и подводные камни, иллюзии и заблуждения. Ученику следует идти от отдельных проявлений разума к системным, от конкретных форм к всеобщим, от временного и обманчивого – к вечному. Лишь выстраивая и разрушая плоды  познания, усложняя и упрощая свои представления, ученик обретет самостоятельность и умелость в обращении с разумом. Тогда он достигнет главной цели всего путешествия: понимание разума как основы его бытия, овладение его силами, управление собственным разумом.
Однако разум в мистике – это не научно изучаемое благоразумие, социальные знания или интеллект. Мистика предлагает такие необычайные трактовки разума, что они ввергают науку в священное негодование. Кажется, описываемые в мистицизме чудеса и превращения разума совершенно невозможны. Разум пренебрегает всеми мыслимыми законами, нимало не смущается собственной алогичностью, погрязает в парадоксах, но блистательно выходит из всех затруднений.
Незримый и невидимый, он может появиться перед своим избранником в зримом облике, безмолвный он может говорить на любом языке. Бестелесный и всепроникающий, он своим присутствием создает ощутимое физическое давление. Кажется, разум всецело заботится о благе подопечной личности, но может пожертвовать ею ради  неизвестных человеку высших целей.
Общее стремление разума – закон и порядок, стабилизация и гармония,  однако он часто приближается к ним через хаос и анархию. Он кажется высшей мудростью, но иногда ведет себя как дитя, ослепляя и оглупляя человека наивной и небезопасной игрой ума.
Наиболее часто разные авторы подчеркивают следующие характеристики внутреннего разума: автономность от интеллекта и объективно ориентированного сознания; почти полная свобода от ограничений; спонтанность и видимая беспричинность появления; парадоксальность; возможность пользоваться всеми средствами познания, в том числе паранормальными способностями; огромная творческая, пророческая и синтезирующая сила; следование неизвестному личности, но неодолимому закону, который индусы называют кармой; ритмичность проявлений, позволяющая говорить о почти математической точности сроков и этапов его выявления.
Хотелось бы предупредить против распространенной ошибки: исследуемый мистикой разум не имеет прямого отношения к уму и образованности. Лишь на первый взгляд он кажется хорошо организованным и прозорливым интеллектом. Однако факты позволяют сделать вывод, что разум мало заботится о поиске истины. Скорее он ищет движения жизни и преодоления ставшей неактуальной ее ступени,  больше занят перспективой, чем приведением человека к определенному результату.
Адепт, достигший познания разума, постигает и его границы: сколь бы ни была велика мудрость разума,  в целом жизнь не свободна. Можно при помощи мудрости  избавиться от креста духа, от мучений и  распятия ума,  но нельзя избавиться от  креста  жизни, пока она движется и существует. Максимальное, что дозволено смертному, это -  выбирать духовный крест осознанно и самостоятельно.
Такое видение мистики как своеобразного способа совершенствования человеческого ума может показаться привлекательным и оправданным для нашего интеллектуализированного общества. Оно кажется привлекательным и адептам мистицизма, усматривающего в мудрости важную ценность человеческого бытия.
Сущность интеллектуальной парадигмы в толковании мистицизма может быть сформулирована следующим образом: мистика есть постепенное усвоение принципов и законов человеческого разума, основы сущего. Мистический опыт позволяет личности все более точное понимание и овладение разумом как инструментом организации собственного  бытия.
В такой формулировке мистический опыт выглядит как в целом полезное путешествие в «зазеркалье», служащее развитию человека и повышению адаптивности за счет исследования внутренних сил, законов, ограничений и ресурсов. Однако мысль об адаптивном значении мистики отпадет сразу, как только мы увидим цену, которую платит адепт за свое продвижение.
Мистики редко жалуются на огромную черновую работу, ежедневную и даже ежечасную мелочную борьбу за каждый шаг в своем развитии. Однако мистический опыт - это впечатляющая по своей изнурительности суета сует и треволнение духа. Отметим также вышеуказанную особенность: мистический опыт провоцируется и направляется «ино-бытием» и поэтому не является свободным выбором личности.
К  формуле с позитивным адаптивным знаком можно свести лишь часть мистического опыта, а именно осмысленный, и вследствие этого ставший полезным. Однако большая часть опыта, даже у крупных мистиков, все-таки производит  впечатление абсурдного, ничем не оправданного, ненужного ни личности, ни обществу, но неодолимого уклонения в  развитии.
Обобщенную концепцию сущности мистического опыта и его значения для человека предложили несколько ведущих мистиков нового времени, среди которых отметим Е.П.Блаватскую, супругов Рерихов, Л.Успенского, Ч.Трунгпу, Г.Гурджиева.
Суть их идей можно сформулировать как системно-эволюционную концепцию.
В основе этой концепции лежит представление о человеке как узле всех сил, действующих в мире. Человек является жителем мира природы, общества и окружающего планетарного космоса, и тем самым включен в события всего мира в широком, вселенском значении этого слова. Он также является элементом общества, и включен во все ближние и отдаленные социальные события. Также он включен в прошлое и будущее культурного процесса, сознавая в себе духовную нить времен.
Констатируя бытие человека в трех мирах, мистицизм нового времени признает воздействие на человека трех групп сил: физических, психических и духовных. При этом человек лишь в определенных пределах выбирает и направляет эти силы. В основном он вынужден признать, что его жизнь не может быть вырвана из связей со всеми силами реальности.
Человеческая чувствительность различна, как различна и активность в  окружающем мире. Чем активнее и чувствительнее человек, тем на большее число событий и сил он реагирует.
В мистике считают необходимым развитие чуткости и способности реагирования на тонкие, невидимые связи и разнообразные события в трех мирах. Представление, что мистик – просто более тонко реагирующий человек, разделяют также исследователи мистического творчества Э.Вандерхилл, В.В.Кравченко, Ш.Карагула, Э.Конзе, И.А.Жерносенко и т.д.  Подобную мысль высказывают ученые, интересующиеся проблемой мистики: Н.П.Бехтерева, У.П.Олстон, Б.Лефтоу, Дж.Фостер и др.
Эти в целом очевидные идеи о космосе и чутко реагирующем на него человеке были весьма популярны в оккультизме и теософии, магии и ведовстве конца XIX – начала XX веков. Существует огромная литература о разнообразных энергиях физического, психического, духовного миров. Не менее впечатляющей является литература по использованию энергий и управлению ими. Подавляющая часть этой литературы не выдерживает никакой критики с точки зрения науки.
Однако мы не видим никакого препятствия к тому, чтобы признать  сам факт реактивности человека на силы окружающего мира.
В частности, уже неоспоримы данные о восприимчивости человеческих организмов к  гелиогеокосмическим факторам. Со времен  К.Э.Циолковского, В.И.Вернадского, А.Л.Чижевского в науку входит понимание включенности   организмов и человеческой психики в космические события. А.Л.Чижевский показал прямую связь между солнечными вспышками и социальными событиями. («Земное эхо солнечных бурь», М., 1976). В настоящее время российские ученые успешно продолжают тему «человек - космос», обнаруживая все новые и новые формы реагирования организма человека и отдельных его тканей, тканевых структур на различные гео- и гелиофизические параметры.
Так, в ряде работ обнаружено тонкое реагирование организмов на изменение электромагнитных и гравитационных характеристик: структуру магнитного поля, скорость и плотность солнечного ветра, динамику ионосферы, движение солнечных пятен и т.д.  В реагирование на геогелиокосмические характеристики включаются клеточные мембраны, отдельные химические вещества, клетки крови, клетки мозга, отдельные системы: кровеносная, иммунная, нервнаяи т.д. Также характерно изменение общих параметров обмена веществ, теплообмена, водно-солевого баланса и т.п.
В мистике нового времени тема способности человека быть планетарным и космическим жителем обсуждалась в трудах Е.П.Блаватской («Тайная доктрина»), А.Бейли («Посвящение человеческое и солнечное»), в ряде томов «Живой этики» Рерихов («Знаки огня», «Мир огненный», «Зов»), в трудах Л.Успенского и т.д. 
Центральная идея этих работ заключается в констатации связи человеческой эволюции и эволюции планеты и космоса. Человек – дитя природы и космоса, творимое ими существо. Ритмы его  жизни  подчинены извечному ритму Вселенной.
Эволюционная концепция как в науке, так и в мистицизме, признает ритмику событий жизни. В этом пункте мистика близко подходит к лучшим достижениям эволюционной теории. Особенно интересны учения мистицизма  о  сроках  кармы, основанных на знании закона ритмов.
Физические связи организма человека с материальными силами космоса действительно являются причиной проявления определенных видов мистического опыта. В основном это опыт языческого, телесного типа, основанный на феноменах экстрасенсорного восприятия, чувствознания и т.п.
В работах оккультного и антропософского направления подчеркнута и другая живая связь: психическая связь человека с окружающими его людьми. Эта связь также способна, говоря языком мистики, «создать вибрацию». Множество работ мистиков современности обсуждают темы психического воздействия, психических  ударов, заражения чужой психической энергией, сглаза, порчи и т.д. Несмотря на очень низкий уровень подобной литературы, она все-таки улавливает реальные факты, известные практикующим психологам, психиатрам, психотерапевтам: факты тонкой чуствительности и нервного отклика  личности на социальные, межличностные и общественные события.
В мистике также существует большой пласт опыта, который показывает факты духовной связи человека с историей и утонченной отзывчивости на духовные явления. Духовный поиск характерен для эпохи перемен, смутного времени, войн и т.д. Не удивительно, что образцы этого опыта мы находим в творениях людей, живших в сложные для общества времена. В целом духовный опыт мы  встречаем в житиях старцев, святых мучеников, героев и подвижников, страдальцев и божьих людей и т.п.
Прекрасные образцы духовной мистики мы находим в русской мистике XIX – начала XX  века: В.С.Соловьев, А.Н.Шмидт, Г.И.Гурджиев, П.Иванов, супруги Рерихи. Телепатия, пророчества, провидение будущего характерно для духовидцев.
Системно-эволюционный подход позволяет увидеть общее в столь разных формах человеческой реактивности. Реальны или не реальны описываемые мистиками тонкие и духовные энергии, в чем их природа – это вопрос, на который мистика отвечает неприемлемым для науки способом. Однако вполне допустима идея связи человека со всеми уровнями организации бытия и его способность отразить эти связи в опыте непосредственного переживания и мистического постижения.
Теперь можно предложить еще одно толкование сущности мистического опыта: Мистический опыт является отражением  процессов системного взаимодействия целостного живущего с более широкими системами его бытия в моменты нарушения их согласованного сосуществования. Мы предполагаем, что мистический опыт представляет собой не просто отражение рассогласования, но и процесс порождение новой  связи между человеком и его бытием.


Рецензии