Кукла. II. 8

  Остававшемуся все так же посетителем любимых им когда-то лавочек, Себастьяну представилась как-то совершенно нежданная возможность спросить владельца его любимого антикварного магазина, знает ли тот что-нибудь о заброшенном театре на окраине города, потому что Этьен был слишком сдержан, рассказывая о нем, и заметно не хотел вообще предаваться воспоминаниям, переводя все в шутку или меняя тему разговора так, что потом Себастьян долго и не вспоминал об интересовавшей его судьбе театра. А случайная встреча со старым его знакомым показалась юноше будто бы и неслучайной:

- Себастьян! Ты куда-то спешишь? - помахал ему рукой владелец антикварного магазина.

- Доброго вам утра! Да, я иду на урок музыки! Но я не очень спешу, ещё довольно рано - просто хотел пройти немного пешком - погода наконец-то чудесная после такого долгого ненастья...

- Ты сильно изменился, Себастьян, и заходишь теперь редко... Тебе нравится заниматься музыкой?

Помрачневшее было на мгновение лицо юноши озарилось вдруг мечтательной улыбкой:
- Да, очень! Я очень люблю музыку! Я предназначен ей! Музыке и стихам! Мечтаю написать такую красивую песню, которая бы тронула кого-то до глубины души! Красивую и таинственную - не хочу, чтобы она была прозрачной и понятной.

- О, понятно! Вижу, ты действительно очень увлечен этим! Что ж, желаю тебе идти, пока твоя мечта станет явью! Не останавливаясь и не слушая тех, кто может сказать, что занятия музыкой это несерьезно!

- Ах, не говорите, пожалуйста! Тетя уже не раз мне об этом сказала и назвала моего учителя подозрительным и странным типом, похожим на привидение!

- А кто твой учитель, Себастьян?

- Его зовут Этьен. Наверное, многие его знают, но скорей как продавца цветов  и сумасшедшего из парка. На самом деле он совсем не такой, точнее... В общем он мне очень нравится как учитель и он относится ко мне как добрый наставник. Я очень ему благодарен и очень счастлив, что именно он меня учит! Он так красиво играет на фортепьяно!

- Да, вот только недавно слышал от кого-то, будто в развалинах разрушенного театра слышали фортепьяно - словно кто-то играл старинную и жутковатую песню. Почему я вдруг вспомнил эти сказки загулявших допоздна романтичных пар - если не изменяет мне память, именно Этьен с его братом когда-то там играли. Но не буду утверждать. Память не та, хоть было это и не так давно...

- А что вы знаете об этом театре вообще? Можете что-нибудь рассказать? И о том времени когда там играл Этьен? Он немногословен на самом деле. - Себастьян потупился, смутившись своей несдержанности и любопытства. Он чувствовал, что не должен был спрашивать кого-то об Этьене, но теперь уже было поздно...

- Немного, но что знаю и помню, расскажу... В какой стороне живет Этьен? Я тебя немного провожу.

  Немолодой тогда уже профессор Деменс переехал в старое поместье вместе с двумя своими сыновьями всего несколько месяцев назад. Поместье было выставлено на продажу давным-давно, но никто так и не хотел его покупать из-за дурной славы. Поэтому его практически даром отдали профессору психиатрии для работы и жилья. Оно очень подошло бы для съемок какого-нибудь мистического фильма, но едва ли подобная мрачная обстановка подходила для двух юных сыновей профессора, который целыми днями проводил в своем кабинете, где он даже не потрудился смахнуть пыль после переезда. То время, что он не проводил за книгами, он проводил в институте или лечебнице, где работал. Когда же он все таки уделял время своим сыновьям, он жестоко играл с ними, подвергая разным психологическим шуткам и экспериментам. Иногда они пугали мальчиков и заканчивались истериками.  Однако их самих с раннего детства влекло нечто менее осязаемое и контролируемое, нежели психиатрия. Будучи окруженными бесконечными стеллажами пыльных книг и вечно занятым отцом с очень мрачным чувством юмора, они полюбили магию. Начав с безобидных фокусов, они пришли к мысли, что их несложная техника и логичная объясняемость слишком узки и просты. Они решили, что могут выполнять и вполне реальные фантастические трюки. Отцовское же наследие помогло им в понимании глубинных и сокрытых глубоко процессов и движения человеческих душ и мыслей. Они начали строить настоящие иллюзии, и, казалось, готовы были посвятить этому жизнь, неважно, в какой области эти иллюзии можно было бы воплотить. Неожиданно они выбрали театр. Это произошло после их знакомства с Алистером, техником и мастером, который умел создавать невероятные подвижные декорации, а также прекраснейших механических кукол, марионеток и манекенов... В отношении техники и эстетики ему, казалось, не было равных. Он то и заставил братьев Соль и Этьена задуматься о создании творческого коллектива. Когда они обсудили возможные идеи будущих совместных работ, Алистер, сверкнув очками в причудливой оправе, надолго заперся в своей комнате, возясь с программами, чертежами и пугая своими письмами мастеров из других областей, чья помощь могла ему понадобиться для создания... Куклы. Куклы в человеческий рост. Полностью подвижной.
  Они договорились с одним из городских театров и присоединились к его недавно собравшейся труппе, чьи идеи относительно роли искусства более или менее соответствовали их собственным. Они выбрали имя своему творческому союзу и имя не созданной пока ещё кукле - Луна... Какое-то время они с успехом давали самые замечательные - интересные и красивые представления из всех, что я когда-либо видел и даже мог вообразить. Оба брата, их друг Алистер и прекрасная Луна, воплощавшая самые разные образы в их постановках были таким ярким творческим союзом!
  Но всё неожиданно закончилось, когда Алистера убило его же создание, декорации созданные им сгорели вместе с любимым роялем одного из братьев, а другой едва не сгорел...
  После этого исчезла и Луна, которой все любовались... Вероятно, она сгорела в театре рядом со своим создателем. А кто-то говорил, что для неё сделали и специальное ложе в виде кукольной коробки с резными украшениями. После этого вместе Этьена и Соль никто больше не видел. Никто, кажется, не видел Соль вообще, но я не слышал, что он тоже погиб в театре. Возможно, он просто сильно пострадал? 
  Ну не фантастические ли сказки выдумали эти фокусники? И сами же пострадали от своих волшебных выдумок. Надо сказать, поддержание веры в их легенду до самого последнего мига и даже такой драматичный конец продолжал какое-то время волновать молодежь, но всё это быстро забылось - всё-таки мы живём не в 19-м веке, когда это точно обросло бы массой невероятных деталей и долго оставалось в памяти и слухах, а потом наверняка в здание театра подселили бы парочку симпатичных привиденьиц, которые бы помогли ему зарасти травой в тишине и покое! Возможно, я что-то путаю, но история получилась интересной, правда?

  Себастьян опустил глаза, помрачнев, и глубоко задумался, глядя на свои туфли. И тихо произнес:

- Нет, Соль не погиб... У него кукольная мастерская в другой части города. И про неё тоже ходит много слухов. Его, правда, редко видят - у него очень часто меняются работники. А кто-то утверждает, что его работники - куклы... - Себастьян глубоко вздохнул и печально взглянув на удивленного собеседника, продолжил, - спасибо вам большое за ваш рассказ! Мне было очень интересно узнать такую интересную часть истории нашего города! Даже если в ней много вымысла и слухов.

- Да, Себастьян, я же знаю, как ты любишь подобные истории! И я боюсь, что твой учитель вряд ли что-то расскажет тебе об этом - правду или вымысел. Вряд ли это очень приятные для него воспоминания. Поэтому лучше даже не спрашивай.

- Да, спасибо вам ещё раз! Я побегу! До встречи! Я обязательно к вам зайду! - и, подхватив свою сумку, он теперь уже точно опоздавший, побежал вниз по улице.   


***

Как ни странно, но когда сказка, увиденная Себастьяном во время полетов его фантазии, стала явью и разделила с ним, как с другом, место и время действия истории, он почувствовал себя взрослее и старше, почувствовал себя ответственным за жизнь этой сказки и те свои идеи, которые он жаждал воплотить. Но, конечно, он нисколько в них не усомнился - просто он понял, что это совсем иной вид магии, что это не сон и не каприз и требует к себе должного отношения.
  Теперь подобные мысли и теснящиеся в его голове творческие планы и идеи часто не давали ему уснуть. И сейчас лежал он, глядя в свой обычный скучный потолок, на чье полотно его мысли как луч старого киноаппарата проецировали яркие образы, за которыми он пытался угнаться. Иногда он переводил взгляд на темно-синий проем окна, который укрывая его лишь тонким стеклом, звал в ночь. Ему очень хотелось растормошить спящих на его комоде обожаемых кукольных друзей, но он не решился бы никогда потревожить их сон ради своих капризов - ведь он все равно ощущал их присутствие и, хоть и очень тихое, но всё же дыхание. Всё та же старая комната, которую Себастьян помнил со своего рождения, шероховатые стены, старинный комод, почти капитанская кровать, множество дорогих сердцу вещиц, что прятались и спали в ящичках и коробках уже много лет. А жизнь теперь стала совсем другой. "Забавно это так...", подумал он и улыбнулся, как услышал очень отчетливо голос Аме:

- Не спится, Себастьян?
 
Себастьян резко сел в кровати, огляделся и тяжело вздохнул, опуская лицо на колени, думая, что, видимо, все-таки армия мыслей остановила преследование и он задремал, но...

- Пойдем на набережную - это будет твоя колыбельная прогулка, - голос Аме звучал как обычно, хотя и нечасто его можно было услышать - тихий и спокойный. Но теперь Себастьян точно не спал. Он встал и подошел к окну, глядя на убывающую луну, смотрящую и на него сквозь кружева рваных облаков.

Счастливо улыбнувшись, он решил ответить Аме:

- Пойдемте. Я только быстро оденусь.

  Он набросил сверху легкий плащ и, осторожно ступая по скрипучим как сумасшедшая скрипка половицам, выскользнул из квартиры, надеясь, что стук входной двери покажется спящим сном.
  Ночной воздух, кристальный и прохладный наполнил легкие и казалось, что если дышать глубже, то можно заполнить всего себя этой прохладой и раствориться в ней. Улеглись покорно спать пылинки, уставшие метаться в воздухе днем и только шорох осенних листьев мог бы стать собеседником на пустынной улице. Себастьян не знал точно, где же ему искать Аме, но ещё дома ясно представил себе набережную - то, какой она должна быть в это время - часть её со стороны городского парка. Приближаясь, он уже увидел почти белые волосы друга, сверкающие сверхъестественным светом на фоне ночного неба.

- Какая прекрасная и тихая ночь, Аме. Спасибо, что позвали меня. Выскользнуть из-под тяжелой крыши и тесных стен волшебно! А небо... Оно такое необычное... - Себастьян задрал голову вверх, задумчиво разглядывая причудливые очертания облаков и гадая, на что они похожи. Ему стало печально, что его друг не может представить себе всё это.

- Прости, Себастьян, что не могу разделить с тобой твой восторг в той же мере... Я ощущаю все совершенно иначе и для меня эта ночь полна совсем иного, чем красивые блики огней в своем отражение на темной воде. Но я, пожалуй, не буду тебя пугать и забивать этим твою светлую голову. - Аме снова полуулыбнулся, слегка повернув лицо в его сторону. - Пусть это время будет для тебя прекрасной и волшебной сказкой, которая подарит тебе вдохновение и сон. Не отказывай себе в любовании красотой!

- Я знаю, что это очень нескромно и прошу прощения заранее, но... Не могли бы вы немного рассказать о том, как вы воспринимаете все вокруг? Кто вас учил узнавать все вокруг и их имена? Простите, пожалуйста, мое любопытство... - Себастьян опустил глаза на воду, - я очень надеюсь, оно вас не обидит.

- Нисколько. Я могу тебя понять. Мне тоже интересно увидеть просто поверхность и символический плоский образ всего того, что я ощущаю изнутри. Но мне сложно описать это словами, потому что меня не учили описывать то, что я чувствую и я не знаю, как это называется - люди просто не могут знать, что именно они могли бы мне подсказать, ведь так? Как, например, можно передать то или иное ощущение. Так же как и людям вокруг сложно объяснить мне многие понятия. То, что я мог описать доступными мне словами в неисчислимое количество раз беднее и тусклее, чем то, что я чувствую и знаю где-то в глубине себя. И мне бывает порой печально, что я не могу поделиться своими мыслями с другими на доступном нам всем языке.

- Но ваша музыка и рисунки вам помогают, не правда ли?

- Их возможности тоже не безграничны, но, к счастью, музыка и другие виды искусства помогают дополнить друг друга и сделать образ полнее...

- Как же вас учили?

- Люди вокруг не сразу поняли, что я действительно ничего не вижу, но потом все же нашлась одна пожилая дама, которая всегда мечтала иметь детей, но муж которой рано умер, а она не хотела предавать его память и осталась без детей. Она стала учительницей, а когда она узнала обо мне, то решила посвятить себя моему воспитанию, всячески стараясь... Ммм, идентифицировать для меня этот мир и сделать меня его частью, адаптировать меня в быстро меняющемся облике мира и бегущем времени.  Она была очень чуткой, с очень сильно развитой интуицией, богатым воображением и бурной фантазией. Она пыталась объяснить мне необъяснимое и у неё это получалось. Я не всегда понимал её привязанность и мне казалось, что у меня нет того, что она называла сердцем. Но я с ней не скучал и впитывал каждое её слово, ловил каждое действие. Думаю, самым трудным для неё были попытки социализировать меня с другими и заставить их принять меня таким, какой я есть. К сожалению, женщина эта ушла из жизни, когда мне было лет 12... Или чуть больше, или чуть меньше. Я ещё в детстве отказался считать свои дни рождения и не понимал смысла определять людей по возрасту. Мне казалось, что это необходимо только для того, чтобы человека похоронить, поставив на нем срок годности, как на продуктах из магазина. - Аме тихо засмеялся, а Себастьян слушал, затаив дыхание.

- И хотя, обычно людям стоило бы идти себе и своему сердцу навстречу, я пошел против себя самого. И ушел... от всего. Учась чему-то у случайных встречных, разговаривая со стариками, сумасшедшими, детьми, художниками... Они мне столько всего рассказали!!! И настоящего, истинного, и смешного, и пугающего. Когда-нибудь я тебе расскажу их истории. Пока живы их истории, эти люди будут жить,  а среди них было много тех, кто достоин вечности среди невечных. Ну а ты иди всегда к себе. Себастьян?

- Ау?

- А как называлась та сказочная птица, восстающая из пепла?

- Феникс?

- Точно. Символ воскрешения. Давай подарим Энджелу что-нибудь символичное в форме Феникса?


***

- Себастьян! Ты что, опять играешь со своими куклами? Ты начинаешь меня беспокоить. Сколько тебе лет, чтобы возиться с девчачьими куклами?.. Записался бы в спортивную команду или на дополнительные занятия по предметам, в которых ты отстаешь. Хотя, ты, кажется во всех отстаешь. Занялся бы делом, чем играть в игрушки для маленьких девочек да музицировать с этим сумасшедшим фигляром из парка. Слышал бы ты, что говорят люди о твоем "учителе"! Пойди лучше куда-нибудь с Нико! Он сегодня заходил и спрашивал о тебе - хотел пригласить участвовать в каком-то конкурсе или соревнованиях. Сразу видно - толковый молодой человек и впереди у него серьезное будущее! А ты?! Сходи с ним, куда он тебя звал!

- Они не куклы! - крикнул в ответ Себастьян. - Они мои друзья! У них есть душа. А с Нико я никуда я не пойду и быть таким, как он, не хочу и не буду никогда! Я не хочу жить среди взрослых, не хочу взрослеть! Не хочу жить в окружении ваших идеалов. Хочу всегда оставатьcя таким, какой я сейчас. Оставаться верным своим идеалам и мечтам, какими бы глупыми они не казались вам! Чем вы гордитесь? Чем пытаетесь сделать меня, в какую ловушку заманить и там лишить меня души и последних настоящих чувств? Вы все - ослепленные рабы дьявола-кукловода, которому нужна лишь армия бездушных, бессердечных, бесцветных марионеток, которым позволено ровно столько свободы, чтобы они только пусто существовали! Не подходите! Я никогда не буду одним из вас! Даже стариком я хочу сохранить свои душу и сердце такими, какие они сейчас. Я хочу видеть и слышать всё! Я хочу иметь свой голос! Хочу иметь свой мир! Свой, а не ваш. Слепой, глухой и безмолвной армии я не сдамся. Ваши насмешки и ложное чувство превосходства, которые вы все, включая моих дурацких одноклассников, пытаетесь мне демонстрировать, не поколеблет меня никогда! И никогда даже неясной тени желания стать первым в ряду безликих марионеток меня не посетит. Даже если все, чего ради я сейчас живу, окажется иллюзией, я проживу её до конца и буду верен ей вечно! Я никогда не был счастлив как сейчас, и я был бы счастлив всю оставшуюся жизнь, даже если это все завтра же закончилось бы. И мне всё равно - реальность это или прекрасный сон, если это делает меня счастливым. Я стану частью этого сна, этой сказки. И в неё верю и верю, что она настоящая, неважно видите ли её вы. И больше мне ничего не нужно. Я готов погибнуть, чем быть с вами.

  Его тетка лишь беспомощно всплеснула руками, услышав такую эмоциональную тираду от племянника, который вообще почти всегда молчал и тихо улыбался своим мыслям, будучи с ними где-то не здесь и не сейчас. И едва ли она его знала. Да и хотела ли знать? Но сейчас она, словно оглушенная, сидела на стуле, уставившись взглядом куда-то мимо него.

- Я ухожу. Вряд ли вы будете скучать. И не делайте, пожалуйста того, чего от вас ждали бы окружающие - не ищите меня, не зовите полицию. Я не вернусь всё-равно. Оставьте меня и позвольте быть счастливым. Это мой выбор.

  Когда он вышел, женщина, не шелохнувшись, прошептала "И что же такого наговорил ему этот клоун Деменс?".

  И вот так, покинув то, что Себастьян столько лет считал домом и семьей, он действительно обрел наконец свою истинную семью. По крайней мере он обрел себя. И это он ощущал так же отчетливо, как и радость, и ветер в его волосах. И эти новые чувства переполняли его более незначительных страхов и былых сомнений.


Рецензии