Долгопрудный

         

                Однажды папин друг Павел Федорович Золотарев приехал  с предложением перебраться в город Долгопрудный (он тогда еще не был городом). Там строился Опытный завод при филиале НИОПИКа (научно- исследовательский институт органических полуфабрикатов и красителей), который находился рядом с Газзаводом(так все называли нынешний завод ТОС).  Очень нужны были специалисты, предоставляли жилье. Родители быстро согласились. В 1951-52 году мы переехали.   Папу назначили мастером цеха, дали 2-х  комнатную квартиру в Новом поселке, в только что построенных двухэтажных домах.  Основной поселок был построен в 1949 году пленными немцами и состоял из одноэтажных финских домиков.
 Мы были на седьмом небе от счастья, квартира со всеми удобствами на втором этаже казалась нам раем. Но рай длился не долго. Оказалось, что к нам должны подселить жильца. Пришлось перебираться всем в одну комнату. Жилец оказался хорошим человеком. Часто играл со мной. Говорил: "Хочешь увидеть Москву" и поднимал меня высоко-высоко над головой. Потом дело обернулось еще хуже. Оказалось, что нас вселили в не сданный дом (не знаю, что за козни нам устраивали?). Факт тот, что мы оказались опять в бараке, на Поре( так называли это место, что это означало я не знаю). Пор был рядом с заводом, но далеко от цивилизации (центра Долгопрудного). Идти к нему надо было через лес мимо каких-то огромных цилиндрических зданий с зияющими окнами, а еще мимо поселка, называемого Монастырь. Было страшно, но в то же время интересно. Недавно узнала, что на этом месте, где теперь завод и поселок был женский монастырь.
          В нашей комнате висела черная тарелка, и однажды эта тарелка заговорила и все стали плакать. Шел 1953 год, умер Сталин. Вскоре нам все-же дали квартиру в том же Новом поселке,   в финском одноэтажном доме на две семьи с отдельным входом и садиком. Правда из удобств был только туалет и вода.  Но и за эту квартиру пришлось побороться. Только мы внесли свои вещи, как приходят люди тоже с ордером на эту квартиру. Тут уж мама встала грудью и никого не впустила. До нас в этой квартире жила семья по фамилии Берлин. Они успели посадить яблони. вишни, ягодные кусты. Квартира состояла из двух смежных комнат, отапливалась печкой. Нам достались шкаф и письменный стол с инвентарными номерами. Этот стол служил мне долгие годы (еще сейчас стоит в сарайчике).
 Готовили на керогазе. Однажды он вспыхнул и пришлось накрыть его ватным одеялом, чтобы потушить огонь. Яблони и кусты уже давали урожай. Мама завела огород: сажала зелень, огурцы, помидоры. Еще нам выделили полоску земли для посадки картошки (там, где сейчас Долгопрудненское кладбище). В мае все высыпали на свои делянки, а потом осенью соревновались: кто больше мешков соберет.      
     В 1954 году я пошла в первый класс в школу, которая теперь лицей №5. Рядом с МФТИ строилась новая школа №1, и во втором полугодии нас туда перевели. Алла и Юля уже учились в Вечерней школе и работали. Папа занимал руководящую должность и ему потребовался диплом. Он поступил на Рабфак, а Юля помогала ему в учебе. Юля очень хорошо рисовала, работала чертежницей на ДМЗ (Долгопрудненский Машиностроительный завод) и училась на Художественном факультете Педагогического института . У нас все в семье хорошо пели. Папа часто ставил пластинки с записями Шаляпина, и слушал подпевая. Юля и Алла пели в хоре при ДК "Вперед". Алла была солисткой, участвовала в различных конкурсах. Я тоже пела в этом хоре и посещала хореографический кружок. Помню, что мы часто выступали на торжественных мероприятиях города, пели патриотические песни:         "Пионер, пионер с каждым днем твои тверже шаги.
 Пионер, пионер пионерскую честь береги."
С танцами дела обстояли хуже, я была очень высокая, худющая и не вписывалась в общую массу.
           В 1957 году Алла принимала участие в Международном фестивале молодежи и студентов в Москве, ей было 18 лет.
 Всем участникам выдали летние костюмы с яркими цветастыми юбками. Эта юбка перешла мне, и я в ней проходила не один год.
Однажды Алла пришла домой с высоким и красивым молодым человеком в белой чалме. Он был индусом по имени Кулдыб, учился в Англии, и
был послан от своего университета на Московский фестиваль. Я так поняла, что он влюбился в мою сестру и приехал просить ее руки у родителей.
Но был ведь 1957 год...
   Алла поступила в Бабушкинское Музыкальное училище по классу вокала, а потом училась при театре МГУ у Максаковой. Но судьба распорядилась так, что певицей она не стала, хотя имела очень хороший голос.
       В последнее лето перед моим поступлением в школу у нас стали проводить газ и отопление. По всем садам разрыли траншеи и мы бегали по ним, играя в прятки. Все начали дружно перестраивать свои дома, пристраивать ванные комнаты, кухни, террасы. Мы тоже не отставали. На той же площади комнаты изолировали коридорчиком, выделили место для ванной, пристроили террасу и в ней сделали кухню. В таком виде квартира сохранилась до нынешнего времени, хотя многие пристроили третьи комнаты, а некоторые полностью перестроили дома. Но у папы руки не доходили до этого, у него появилось новое увлечение , на которое уходило все время и средства. Он увлекся строительством катера. Раздобыл чертежи моторной лодки "Мир", построил в сарае стапель и все свободное время отдавал делу своей мечты.
       Мой папа Забродин Петр Иванович был очень добрым и справедливым человеком и его избрали депутатом местных Советов.   Очень хорошо помню, как к нему приходили посетители: то бабулька, у которой украли курицу; то кто-то с просьбой устроить сына на работу. Папа всем помогал, и его любили. Председателем Совета Народных Депутатов тогда был Павел Ефимович  Воронов. Папа вместе с ним открывал Долгопрудненское кладбище, заложенное на месте огородов ( с тех пор картошку мы уже не сажали). Первым на нем похоронили соседского мальчика Юру. Он ехал на велосипеде и наткнулся на оборванный электрический провод. Все предлагали назвать кладбище Юрьевским, но не получилось. (См. статью  внизу  http://DolCity.ru/)
           У  нас в поселке было очень много детей. Целыми днями мы играли в разные игры: казаки-разбойники, лапту, штандарт-стоп, прятки ( вдоль заборов росли липы с густой кроной, в ней мы и прятались), классики, веревочку. Улица была асфальтирована и закрыта для проезда. Вечерами устраивались танцы для старших (когда я стала старше, этого уже ничего не было). Вся детвора очень любила, когда приезжал старьевщик. Грохот телеги, запряженной старой клячей, слышался с другого конца улицы. Мгновенно она пустела: все бросались выпрашивать у родителей какое-нибудь тряпье или бутылки. А через некоторое время наполнялась трелями свистулек, жужжанием глиняных насекомых и бумажных мячей на резинке. Напротив поселка за забором было огромное поле ЦАО (Центральная Аэрологическая Обсерватория), где мы ловили майских жуков. Сажали их в спичечные коробки,и поднеся к уху слушали их шорох.  Часто бегали купаться на канал в деревню Лихачево или на Долгие пруды.  Недавно с внучками ходила на Долгие пруды, такого безобразия я не ожидала: кругом грязь,  все заросло.
     По этому поводу написала такие  стихи:

ДОЛГОПРУДНЫЙ
Город детства

Название городу дали пруды.
Когда-то кувшинки здесь буйно цвели.
Теперь все так тускло, травой заросло,
Неубранный мусор томится давно.

Здесь были поляны с кустами черемух.
На них мы резвились наверно с пеленок.
Зимою с курганов катились гурьбой.
Был сказочным лес, и дух был иной.

С другой стороны протекает канал,
Бетоном одели, его не узнал.
По берегу дружно стоят терема.
Напротив дымятся завалы дерьма.

       Недавно узнала, что оказывается с 1984 года Долгие пруды выведены за черту города Долгопрудного. Теперь это  Фаунистический заказник «Долгие пруды». Долгие пруды — часть усадебного комплекса «Виноградово». Среди его бывших владельцев — предки и родственники А. С. Пушкина, а также В. В. Долгорукий (полководец, сподвижник Петра I). На территории заказника была и вторая усадьба — «Заболотье». От обоих усадебных комплексов сохранились остатки парков с регулярной и пейзажной планировкой. Все это находится в плачевном состоянии. Власти г.Долгопрудного ставили вопрос о передаче Долгих прудов городу, все-таки это для него знаковое место. Вопрос был внесен в Мособлдуму при губернаторе Громове, но прошел только 1-е чтение и завис.

        В последние годы, после смерти мужа, я часто летом отдыхаю в старом доме на станции Новодачной г.Долгопрудного. Внучки выросли, свободного времени стало больше. Вожусь в саду, варю варенье, наблюдаю и пишу:

    ОТКРОВЕНИЯ

Голубая нитка стрекозы
На прозрачных шоколадных крыльях
Весело резвится у воды.

Божия коровка не спешит.
Словно в ухо вдетая сережка,
В полукружьи лилии сидит.

Сонная лягушка прилегла
На листке кувшинки, как на ложе.
Стрекозу поймать все ж не смогла.

Монотонное гуденье пчел
Сквозь пучки не скошенной травы.
Медонос хотя уже отцвел.

В ясном небе строятся стрижи
В треугольник, линии, овалы.
Наблюдаю их уже часы.

Как прекрасен мир! Теперь, узнала...



СТАРЫЙ ДОМ

Туманом, ветром и дождем
Омыты в старом доме стены.
И вспоминаю я о нем,
Когда  приходят перемены.

Он говорит со мной о прошлом,
Как был беспечен в детстве день,
И под распахнутым окошком,
Как облако плыла сирень.

А дальше - яблоневый сад
Стоял в дурманящем дыму,
И как в осенний листопад,
Я по цветам его иду.

За радость тихую дышать
Должна я дом благодарить.
Я раньше не могла узнать,
Что в нем под старость буду жить!



На фото: на сцене ДК "Вперед" г.Долгопрудного (1956-57 г.) дуэт солисток хора . Слева направо Алла Забродина( моя сестра), Люся Овчинникова.


Статья:http://DolCity.ru/   
     30 июля 2013 года на Долгопрудненском кладбище открыли сень (шатер) над местом захоронения святой блаженной Матроне Анемнясевской, мирскае имя Матрона Григорьевна Белякова (1864 - 1936). В 7 лет Матрона переболела оспой и ослепла. В 10 лет, нянчая свою младшую сестренку, она уронила девочку с крыльца. Мать, увидев это, стала долго и сильно бить слепую девочку. От полученных побоев Матрона получила страшные увечья и перестала расти, уже взрослая, она выглядела, как ребёнок, ее рост был 90 см. Матрона стала совершенно беспомощной, могла только лежать и до самой смерти не вставала с кровати, находя утешение в молитвах.
Однажды к ней обратился больной крестьянин с просьбой вылечить ему спину. Матроша подержала свою руку у него на спине и боли прекратились. С тех пор святая стала помогать очень многим больным, исцелять их болезни и возвращать здоровье «безнадежным» больным.

В 30-х годах прошлого века, во время гонения на церковь, блаженную Матрону заключили в Бутырскую тюрьму: "Данная гр. … своей святостью сильно влияет на темную массу… Ввиду этого…. задерживается ход коллективизации".

После смерти в 1936 году блаженная Матрона была похоронена на церковном кладбище во Владыкино. В 1970-х годах, в связи со строительством магистрали около Храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине, несколько могил, расположенных неподалеку от стен церкви, пришлось перенести. Прах святой Матроны Анемнясевской был перенесен на кладбище в г. Долгопрудный, но долгое время точное место ее захоронения было неизвестно.

Некоторое время назад к новому заведующему Долгопрудненского кладбища Вячеславу Росенику обратилась женщина по личному вопросу. Оказалось, что она является внучкой священника Бориса Кондратьева, который в 1936 году отпевал умершую Матрону в храме Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкино. По словам женщины, ее дедушка в 1955 году тоже был похоронен на Владыкинском кладбище, а 70-х годах перезахоронен на том же участке (уч. 129) старой территории Долгопрудненского кладбища, где покоится блаженная Матрона. Как утверждала женщина, могила Матроны находилась близко к могиле ее деда. Эта информация помогла обнаружить точное место захоронения Матроны Анемнясевской.

В 1999 году Матрона Анемнясевская была прославлена, как местночтимая святая Рязанской епархии, а на юбилейном Архиерейском Соборе в 2000 году - прославлена для общецерковного почитания.

В память святой блаженной Матроны Анемнясевской, нашедшей последнее пристанище в нашем городе, на старой территории Долгопрудненского кладбища решено построить часовню.

Внимание! Копирование информационного материала возможно только при наличии активной ссылки на источник — http://DolCity.ru/ Все тексты сайта охраняются законом — Об авторском праве от 09.07.1993 г. N 5351-1


ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.


Рецензии
Время разбрасывать камни и время их собирать. Интересные воспоминания. С уважением. Наталья.

Наталья Гузева   12.03.2013 05:44     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв. С теплом, Лина.

Лина Широких   12.03.2013 19:52   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.