Пустующие земли-проказа на теле России

Когда путешествуешь по Центральной России к югу от Москвы на поезде или автобусе, то сначала взор порадуют сногсшибательные красоты и бескрайние просторы. Потом взгляд упрется в заросшие буряном давно  непаханные поля: сельское хозяйство лежит на боку и подниматься не думает. Да и нет уже у него былой силушки богатырской, чтобы стряхнуть с себя колдовской морок и воспрянуть к жизни. Но и эта безрадосная картина одичания и опустения нет-нет да и нарушится островком благополучия и развития: одни поля вспаханы под зиму, другие зеленеют озимыми всходами. Как правило, островки эти начинают появляться, если отъехать от Москвы километров за сто: мертвящее дыхание гигантского мегаполиса и финансового центра как бы убивает всякую плодотворную естественную деятельность на сотни километров окрест. Непаханные пустоши - это, в основном, земли купленные банками, или отданные им в залог, либо скупленные земельными спекулянтами на банковские кредиты. Эти пустоши и белые пятна, как гангренозные пятна засползаются по телу нашей Родины, а островки роста и возрождения упираются в эти пустоши и так и остаются лишь островками.

 Островки возрождения на русской земле могли бы расширяться, заполняя зияющие пустоши, создавая дополнительный продукт и новые рабочие места. Но на пути их расширения стоят те же банки, которые как собаки на сене сидят на "своей" земле, которая висит у них на балансе, в качестве мертвого актива. Рыночные законы, которые в идеале должны были бы способствовать перераспределению неиспользуемой земли в руки "эффективного собственника", не работают. А государство практически полностью самоустранилось из этой сферы, не используя даже имеющиеся пусть и не всегда совершенные законы. Если обратиться к истории земельного вопроса, то в царской России существовал государственный Земельный банк, который обладал монополией в сфере земельного оборота, выдавал льготные кредиты под залог земли, занимался скупкой, перераспределением пустующих земель и учетом сделок и прав собственности. Бесспорно, что земельный вопрос в царской России решался несравненно более эффективно, чем в современной или советской, по крайней мере пустующих земель в то время не было. Каждый клочек в европейской части страны возделывался. И это при том, что параллельно существовали разные формы собственности на землю: частная, общинная, государственная.   

Так что одним из возможных решений вопроса с пустующими землями - это перевод ВСЕХ земельных залогов в специально организованный государственный земельный банк, с одновременном запретом на владение сельскохозяйственными земельными активами для банков и нерезидентов. Для собственников, работающих на земле, госбанк мог бы предложить льготное кредитование. Коммерческие банки разморозили бы гигантские активы, вложенные в землю, и смогли бы направить их в промышленное производство, в инновационные сферы. Если, конечно, у них возникнет интерес к реальному сектору. В случае, если контроль за оборотом сельхоз земель всех форм собственности перейдет под контроль единой госструктуры, то вопрос передачи пустующих неиспользуемых земель под управление активно работающих предприятий сможет решаться более эффективно. А главное, государство получит еще один рычаг для проведения единой сельскохозяйственной политики в масштабах всей страны.  Другой вопрос, нужен ли современному государству такой рычаг?    

   


Рецензии