Пустующие земли-проказа на теле России
Островки возрождения на русской земле могли бы расширяться, заполняя зияющие пустоши, создавая дополнительный продукт и новые рабочие места. Но на пути их расширения стоят те же банки, которые как собаки на сене сидят на "своей" земле, которая висит у них на балансе, в качестве мертвого актива. Рыночные законы, которые в идеале должны были бы способствовать перераспределению неиспользуемой земли в руки "эффективного собственника", не работают. А государство практически полностью самоустранилось из этой сферы, не используя даже имеющиеся пусть и не всегда совершенные законы. Если обратиться к истории земельного вопроса, то в царской России существовал государственный Земельный банк, который обладал монополией в сфере земельного оборота, выдавал льготные кредиты под залог земли, занимался скупкой, перераспределением пустующих земель и учетом сделок и прав собственности. Бесспорно, что земельный вопрос в царской России решался несравненно более эффективно, чем в современной или советской, по крайней мере пустующих земель в то время не было. Каждый клочек в европейской части страны возделывался. И это при том, что параллельно существовали разные формы собственности на землю: частная, общинная, государственная.
Так что одним из возможных решений вопроса с пустующими землями - это перевод ВСЕХ земельных залогов в специально организованный государственный земельный банк, с одновременном запретом на владение сельскохозяйственными земельными активами для банков и нерезидентов. Для собственников, работающих на земле, госбанк мог бы предложить льготное кредитование. Коммерческие банки разморозили бы гигантские активы, вложенные в землю, и смогли бы направить их в промышленное производство, в инновационные сферы. Если, конечно, у них возникнет интерес к реальному сектору. В случае, если контроль за оборотом сельхоз земель всех форм собственности перейдет под контроль единой госструктуры, то вопрос передачи пустующих неиспользуемых земель под управление активно работающих предприятий сможет решаться более эффективно. А главное, государство получит еще один рычаг для проведения единой сельскохозяйственной политики в масштабах всей страны. Другой вопрос, нужен ли современному государству такой рычаг?
Свидетельство о публикации №212110501238