Мы помним

    Автобус был полностью забит, все куда-то спешили,
стоял немыслимый шум. И вот он остановился, все резко
замолчали.В автобус зашел дедушка, он еле-еле передвигался,
поэтому в правой руке у него была трость.
    Я сразу поняла, что он ветеран, так как его грудь была полностью увешана различными медалями и орденами.В автобусе не было свободных мест, и я очень сильно удивилась, что никто не уступил ему.
    - Как так можно! Ведь он ради нас рисковал своей
жизнью, а мы… - подумала я.
    Я встала и сказала ему: «Садитесь, дедушка, садитесь, пожалуйста».
По правде говоря,ему было очень неудобно, но он все-таки присел.
    - Спасибо, дочка! Я уже совсем старый стал, ноги болят.
    Мне было очень жаль его. Потом я обратила внимание на его ордена, их было очень много, разных форм,они переливались и ярко блестели, когда лучи солнца попадали на них. Дедушка заметил, что я рассматриваю его ордена, и сказал:
«Эх, как бы я хотел забыть все то, что я увидел и испытал там,на войне».
И у него немного на глазах появились слезы. Я, конечно, растерялась, даже стало как-то не по себе, не передать словами, что я почувствовала в тот момент, я лишь смотрела на него и вдруг дедушка продолжил: «Вот война -  это что? Это только горе, боль да слезы. Она постучалась в каждый дом, принесла лишь беды. Матери потеряли сыновей, жены мужей, а дети потеряли отцов. Очень  много людей погибло в те годы, есть даже и те, которые пропали без вести. Вот таких солдат, пропавших, мне очень жаль, ведь их даже не похоронили,  как полагается, ни фамилии, ни имени. Они все герои, и те, кто погиб, и о них тоже всегда нужно помнить. Я вот вспоминаю, забирали нас на войну еще совсем молодыми, детьми даже, можно сказать, мы толком-то и оружие не могли правильно держать, а когда вернулись, не все, конечно, но есть такие, наши головы были покрыты сединой. И ты знаешь, дочка, когда я вернулся с войны, мне совсем не хотелось жить, потому что война отняла у меня моих родителей и двух младших сестер. И все, вспоминая, в сердце становилось больно, я не понимал, почему другие погибли. За что? Ведь никто не хотел войны, а потом однажды меня осенило. Раз я выжил, значит,  так было угодно Богу, и моя обязанность теперь заключалась в том, чтобы отдать должное всем тем, кто не вернулся с войны. Поэтому я каждый год прихожу на парад Девятого мая и чту память погибших, вместе с другими ветеранами. Правда, с годами все тяжелее ходить, все-таки 80 лет, но я дал себе слово, что до конца своих дней  буду ходить и помнить наших солдат. Ну ладно, что-то я заболтался, не люблю о войне говорить, пора уже мне, моя остановка сейчас».   
               
И дедушка встал, а я молчала, я не знала, что ему сказать, затем он развернулся и сказал мне напоследок: «Ты, доченька, запомни одну вещь. Все думают, что мертвые ничего не видят и не слышат, но это не так, они все слышат, и им очень приятно, что их потомки за них говорят и вообще помнят их.
Поэтому прошу, не забывайте нас, не забывайте бедных стариков».
И он вышел. Его слова меня очень сильно тронули, по моему телу пробежала некая дрожь, а в горле все стало комом, но все-таки я не сдержалась и крикнула ему вслед: «Дед, мы никогда не забудем то, что вы сделали для нас, мы любим вас, спасибо». И дедушка услышал это и тихонько заплакал. Он стоял на остановке и махал мне правой рукой, а левой он вытирал свои слезы. И теперь, когда я стою на параде Девятого мая, я вспоминаю того деда, и меня охватывает гордость! Гордость за всех живых и погибших в те мучительные годы. Они наши герои, чьи имена мы должны увековечить. Поэтому мне хотелось бы, чтобы каждый из нас помнил и чтил память о тех событиях, мы должны благодарить наших дорогих ветеранов за эту мирную и спокойную жизнь, и лично я хочу сказать всем тем, кто пережил эти мучения, кто прошел войну, всем тем, кто вернулся и пал на войне: «Спасибо Вам за жизнь, спасибо за победу! Мы этого никогда не забудем. Вечная Вам память!».
© Натэлла Мартиросова


Рецензии
Вы снова довели меня до слез, в хорошем смысле!!!
Спасибо за Ваше сердце!

Алина Ружина   31.05.2014 22:19     Заявить о нарушении