Идеалы опасны - они лишены недостатков

Таинственна и загадочна русская душа. Но японской она и в подмётки не годится. Вечное противопоставление Востока и Запада как совершенно различных культур оправдывает себя в полной мере, и этот факт наглядно подтверждается в фильме "Страх и трепет".

Амели - бельгийка, которая первые пять лет своей жизни провела в Японии. В её голове остались лишь обрывки детских воспоминаний об этой стране. Годами обрабатываемые, они наконец стали настолько идеализированными и далёкими от реальности, что я очень удивилась, как только у главной героини хватило сил пережить такое жесточайшее разочарование и крах мечты всей жизни - стать настоящей японкой, ассимилироваться в японскую среду. Но неудивительно, что всё так вышло: невозможно жить и работать в Японии, только лишь зная японский язык. Культура этой страны настолько отличается от европейской, что и её надо изучать, как изучаешь язык. Японцы невероятно вежливы. Они невероятно чтят старших и тех, кто выше по положению. И они невероятно терпеливы и сдержанны, что неудивительно, учитывая, сколько усидчивости требуется, чтобы правильно прописать средний по сложности иероглиф канджи. Но, конечно, и среди них есть как и хорошие, так и плохие люди. Есть самодуры, есть безответные простаки. Разные есть - как и везде. И любой новый коллектив - не важно, японский ли или бельгийский, - это испытание, которое не каждому суждено выдержать с честью. Но Амели превзошла саму себя, и её, я уверена, долго после этого ещё вспоминали в корпорации "Ямамото".

Поразило разнообразие характеров и то, как тщательно каждый из них прописан.
Шикарная стерва Фубука, айс-леди, которая стала стервой не из-за того, что изначально родилась таковой, а из-за трудной жизни. Тридцатилетняя незамужняя женщина в Японии считается безнадёжной старой девой, у неё уже почти нет шансов устроить свою жизнь. Очень больная тема для многих японок, недаром про это снимается так много фильмов и дорам.
Самодур Сато-сан, которого все оправдывают, потому что начальство надо уважать, это в крови, даже самый трезвомыслящий японец вряд ли позволит себе осудить своего начальника. По крайней мере, вслух.
Мудрый директор, что-то вроде господа бога, который всё понимает, всем сопереживает, но сделать ничего не может.
Благородный Тенси-сан - идеал японского мужчины, человек, не побоявшийся поддержать опальную бельгийку и протянуть ей руку помощи.
Несчастный Омочи-сан, которому и стыдно за то, что всё так вышло, но который, тем не менее, остаётся верен кодексу японского работника.
И, наконец, сама Амели - человек с невероятно уникальным мышлением и мировоззрением. Чего стоят её "полёты из окна"! А её речь? Что ни фраза, то шедевр. И, разумеется, удивительная стойкость и сила воли, умение по собственному желанию унизиться и не потерять при этом ни капли достоинства. Что и говорить, в противостоянии Фубука vs. Амели последняя одержала безоговорочную победу.

Очень порадовало музыкальное сопровождение: спокойная и замысловатая музыка Баха - именно то, что было нужно этому фильму. Также примечательной является параллель между ним и фильмом "Счастливого Рождества, мистер Лоуренс!". Эта кинолента 1983 года, снятая совместно Японией и Великобританией, тоже рассказывает о глубокой пропасти между Востоком и Западом и рождающемся на этой почве уникальном противостоянии.

"Страх и трепет" - это фильм об очень разных культурах, которые тщетно пытаются найти общие точки соприкосновения. Впрочем, тщетно ли? Возможно, об общем языке речи пока и не идёт, но то, что каждая из этих культур оставила неизгладимый след в душе другой - неоспоримый факт. А значит, хотя бы одна точка уже появилась.
Этот фильм понравится как и ценителям Японии, так и тем, кто ничего о ней не знает. Просто потому что он о людях, о настоящих людях с настоящими характерами и самыми обычными людскими желаниями и недостатками.


Рецензии
Фильм вне всякого сомнения знаковый. Мне он показался не столько о Киплинговском "Запад есть Запад, Восток есть Восток", а именно о крушении внутреннего мифотворчества Амели.
Другими словами, но о том же говорится в фильме Пляж с Ди Каприо.
История о замкнутой девушке, которая хочет оказаться в сказке, "где всё по-другому", а выясняется, что это такой же несовершенный мир, в котором тебе ещё и совсем не рады. Ты "гёджин" навсегда.
Это проблема всех фрилансеров, едущих к фиесте под пальмой, овеваемой лёгким бризом, а получающим липкий зной, москитов и малярию.

Мицуков Сергей Владимирович   07.11.2012 00:28     Заявить о нарушении
Да, в Японии иностранцев вообще не очень жалуют. Разве что американцам там получше живётся. У них полно американских школ, где преподают американские учителя и учатся дети живущих в Японии американцев. Иногда такие школы даже в фильмы попадают ("Дневник подростка, страдающего амнезией"). К русским там очень прохладно относятся - из-за Курил, в основном. Для них это больная тема. Но неудивительно, что Япония так притягивает: совершенно другая страна - это как на другую планету съездить, только ближе и для здоровья не опасно.

С Амели так вышло в основном из-за того, что она была слишком инициативной. Инициатива, как известно, наказуема - особенно в Японии. Ни в коем случае нельзя делать больше того, что ты должен делать по уставу. Ну и к тому же она-то ехала переводить сделку, а сделка сорвалась. Если бы не это, думаю, она бы провела год в Японии гораздо лучше. И, скорее всего, даже обошлось бы без разочарований.

Лина Гордышевская   10.11.2012 15:52   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.