Чудо-хор на Полянке

Рассказ о хоре храма свт. Григория Неокесарийского в Дербицах «Наследие веков», который в этом году отмечает 15-летний юбилей  со дня основания.  Руководитель коллектива - Н.В. Белов, выпускник Московской Консерватории,  преподаватель Музыкального колледжа им. Гнесиных и Православного Свято-Тихоновского Богословского университета,  композитор, хормейстер, автор книг и статей по вопросам музыкального искусства.

 Прошло уже больше 20 лет с тех времён, когда в конце 1980-х годов впервые с «высоких» трибун зазвучало словосочетание «духовное возрождение». И, наверное, настала пора подводить определённые итоги. С одной стороны, сегодня можно говорить о ренессансе храмового строительства, о возвращении Русской Православной Церкви древних святынь, о многообразной государственной поддержке благотворительных инициатив православного христианства и т.д. С другой – анализ современной православной культуры выдвигает много вопросов, достаточно объёмная часть которых связана непосредственно с музыкальной жизнью Церкви. 

 Несмотря на разноплановость и разрозненность методов и подходов исследований церковно-певческого искусства последних лет, которые значительно осложняют объективную оценку современного положения, прогнозирование тенденций его будущего развития и влияние на него, уже сейчас можно сказать, что проблемы церковного репертуара, проблемы воспитания и профессиональной подготовки молодых регентско-певческих кадров заслуживают особого внимания.

 Для нахождения ответов на поставленные временем вопросы целесообразно обратиться к положительным примерам, а именно - к творчеству известных духовных хоров, в числе которых находится и «Наследие веков». Без сомнения, данный хор может служить образцом для церковных коллективов столицы как в отношении художественного вкуса, манеры исполнения, так и в вопросе критериев выбора репертуара; ведь его деятельность отмечена высокой оценкой как представителей духовенства (Св. Патриархом Алексием II, епископом Орловским и Ливенским Иеронимом – настрятелем храма свт. Григория Неокесарийского) и выдающихся деятелей науки и культуры нашей страны (Т. Владышевской, В. Калининым, Ф. Чижевским, П. Савинковым), так и простых верующих – прихожан Григорьевской церкви и слушателей концертных выступлений коллектива.

 

 Неокесарийская церковь интересена не только своей богатой историей, древней архитектурой и красивейшим внутренним убранством (в 1812 г. Наполеон, зачарованный красотой храма, сожалел, что не может поставить его на ладонь и перенести в Париж; за живописную красоту люди вновь называют церковь "Красной"). Любопытно, что больше нигде в мире нет НИ ОДНОЙ церкви, освященной во имя святителя Григория, епископа Неокесарийского. В средние века в Южной Италии, в деревне Сталетти (округ Калабрия) такой храм существовал, но был разрушен вместе с монастырем Василианского ордена, на территории которого находился.   Культурная жизнь прихода радует своей насыщенностью и разнообразием. Например, уже традиционными в храме свт. Григория Неокесарийского стали ежегодные праздничные звоны в рамках Звонильной недели Пасхального фестиваля и концерты различных (преимущественно, хоровых) коллективов.

 В 1990 г. по письму Святейшего Патриарха Алексия II Моссовет вернул храм верующим. К 1996 г. он был окончательно восстановлен и отремонтирован, и в нем стали проводиться службы. Но хор начал петь уже с декабря 1994 г. Сначала это был мужской квартет под руководством выпускника МГК В. Цебикова. С 1996 г. хором стал управлять Н. Белов,  его однокурсник, и состав расширился.

 Возрождение мужского пения в стенах храма есть ни что иное, как восхождение к традициям русского хорового пения, которое вплоть до последней четверти XIX в. являлось сугубо мужским (мы знаем, что только в 1884-87 гг. А. Архангельский произвел в своем знаменитом хоре замену детских голосов женскими, что способствовало постоянству певческого состава).

 Не был оставлен без внимания и тот факт, что храм свт. Григория, построенный в середине XVII в. и ныне восстановленный в первоначальном виде, сразу был акустически рассчитан как раз на звучание мужского хора (в то время других вариантов попросту не могло быть). Интересно, что звучание смешанного квартета, певшего в храме в период с января по декабрь 1994 г., было оценено клириками и прихожанами, как менее выигрышное, чем сменившее его пение мужского квартета!

 Учитывалось и мнение настоятеля храма архим. Иеронима (Чернышова), с которым Н. Белов, будущий регент храма, познакомился еще будучи певчим хора Николо-Угрешского монастыря. Отец Иероним – бывший даниловский насельник. Даниловский монастырь, как и многие обители России (Новоспасский монастырь, Сретенский монастырь, подворья ТСЛ), испытал влияние знаменитого лаврского (мужского) пения п/у архим. Матфея (Мормыля), послужившего причиной расцвета мужского церковно-певческого искусства в масштабах всей страны.

 В данном случае музыкальные предпочтения настоятеля и регента полностью совпали. Ведь и Николай Владимирович находил звучание мужских голосов в однородном хоре более «притертым», компактным, акустически благозвучным, чем в смешанном.

Основной состав – это 15 человек, для проведения же особо торжественных служб  привлекается расширенный состав (до 20-25 человек). Певцы хора – это выпускники и студенты крупнейших столичных ВУЗов: МГК им. Чайковского, РАМ им. Гнесиных, АХИ им. Попова, ГИТИСа. Многие из них ведут активную концертную жизнь, являясь руководителями или солистами различных коллективов, а также преподают. Например, Д. Ключев  - худ. руководитель ансамбля старинной музыки «Pastim»,П. Савинков – худ. руководитель  и дирижер Камерного хора ГМК им. Гнесиных «Орфей», регент мужского хора в храме Пророка Божия Илии на Новгородском подворье, Ф. Чижевский -худ. руководитель и дирижёр Академического хора ГМК им. Гнесиных, худ. руководитель и дирижёр вокально-хорового ансамбля "QUESTA MUSICA", А. Вешкин - начальник культурного центра Академии Государственной противопожарной службы МЧС России,победитель региональных и международных конкурсов армейской песни, Б. Горячев – солист арт-группы «Хор Турецкого»,О. Бадретдинов - певец хора Государственной Третьяковской галереи,  В. Цебиков – артист хора Большого театра, Д. Мурин – лауреат Российских и Международных конкурсов гитаристов, один из организаторов Международного конкурса гитаристов имени А. Фраучи.

 Среди требований, предъявляемых певчим при поступлении в хор, -  наличие высшего (в крайнем случае, среднего специального) образования, желательно хорового. Наряду с нотной грамотностью, умением без ошибок в нужном темпе и характере читать с листа, ориентацией в музыке разных направлений и т. п. ценны умение петь в ансамбле с другими певцами, подчинять свой индивидуальный стиль исполнения общехоровому, откликаться на малейшие изменения в жесте регента. Названными качествами в большей степени обладают преимущественно выпускники дирижерско-хоровых (регентско-певческих) отделов. Вокалисты же часто «грешат» излишне светской, «оперной» манерой пения, неумением (а иногда и нежеланием) прислушаться к соседу по партии. Инструменталисты, как правило, поют в целом чисто, но не привыкли к нетемперированному, зонному строю хора (правда, со струнниками дело обстоит немного лучше). Не всегда удается им и в совершенстве владеть своим голосом, что намного снижает вокальное мастерство всего коллектива.

 Конечно, предпочтение отдается голосам сильным, подвижным, гибким, красивой окраски и обширного диапазона, что подразумевается репертуаром, в котором встречаются довольно трудные в вокальном отношении произведения. Необходимо и крепкое знание обихода, ведь не все читается по нотам - существуют также и т.н. "изменяемые" песнопения, исполняемые в рамках Осмогласия. Без этого пение на клиросе немыслимо.

 Благоговейное отношение к Богослужению, к Таинствам, совершаемым в алтаре, нравственный облик хора в целом, в т. ч. перед  лицом  священнослужителей и прихожан – предмет неустанного попечения его руководителя. Немалую роль в преодолении возможных трудностей играет желание своим искусством послужить славе Божией, постоянное горение, которых так часто не хватает т. н. «профессионалам». Ведь ни для кого не секрет, что некоторые идут в храм за «длинным» рублем или привлекаемые неполным рабочим днем, близостью к дому или месту учебы и т.п.

 В связи с этим, Николай Владимирович любит вспоминать простых, музыкально необразованных людей, подчас уже немолодых, которые поздно вечером, после трудовых будней собирались в классах Церковно-приходской школы, где он одно время преподавал. Возможно, они и не достигли небывалых высот в области вокала, но их настойчивость в освоении материала, неослабевающий энтузиазм, простая человеческая отзывчивость сделали бы честь и студенту музыкального ВУЗа, и маститому певцу, не говоря уже о том мощном заряде бодрости, который оставался после общения с ними.

 Перечисленные требования на первый взгляд могут показаться завышенными, даже жесткими. Но если вдуматься, именно такая принципиальная позиция в этом вопросе обеспечивает то качество звучания, которым так восхищаются не только многолетние прихожане, но и все, кто впервые попадает в Григорьевскую церковь. А для многих неофитов хор и есть самое «лицо» храма, которое может оттолкнуть и от посещения данной конкретной церкви, и от веры вообще. Вот о чем стоит задуматься не только начинающим, но и давно практикующим регентам и певчим.

 Специфика репертуара данного коллектива всецело обусловлена его богослужебной функцией. Поэтому 90% всех исполняемых произведений – духовного содержания: одноголосие знаменного распева (догматики 8 -ми гласов, литийные стихиры праздников); греческий, болгарский, византийский, киевский и др. древние распевы, в т. ч. в обработках авторов 19 – 20 вв. (уставные песнопения: тропари, кондаки, стихиры, ирмосы, прокимны и т. д.); монастырские напевы 18 – 19 вв. (Троице-Сергиевой лавры, Киево-Печерской лавры, Оптиной пустыни, Ниловой пустыни, Зосимовой пустыни, Соловецкого, Валаамского монастырей и др. крупных обителей); оригинальные сочинения композиторов 17 - 21вв., как известных так и малоисполняемых; духовные небогослужебные песнопения 17 – 21 вв.: канты, псальмы, колядки, духовные стихи; сочинения, обработки и переложения для небольшого мужского хора Н. Белова (в их числе – концерт и тропарь свт. Григорию, обработка «Ныне силы небесныя» (соловецкого напева) для мужского 4 – голосного состава, переложение «Херувимской песни» П. Чеснокова, на «Видя разбойник», ор. 33, №6).

 Составление методического пособия «Русская духовная музыка» для ГМК им. Гнесиных во многом помогло регенту систематизировать знания в этой области, свободно ориентироваться в огромном духовном наследии, в т. ч. быть в курсе самых последних «новинок».

 Остальная часть репертуара – русские, украинские народные песни и их обработки, военно-патриотические песни, романсы русских композиторов в переложении для хора и солистов. Все это звучит на благотворительных концертах хора, на праздниках воскресной школы храма.

 Что касается предпочтений в области музыки духовной, то основной упор делается на произведения композиторов Московской школы и их последователей. Ведь именно Новое направление конца 19-начала 20 вв. синтезировало вековые достижения русской церковной музыки, преодолело стилистический разнобой, попыталось вернуться к истокам исконной  традиции церковного пения. Кроме того, в творчестве композиторов этой школы – Кастальского, Смоленского, Чеснокова, Калиникова, Гречанинова и др. - мужские хоры а капелла занимают немалое место.

 Детальное изучение старинных летописей на филфаке МГУ, глубокий интерес к истории церковно-славянского языка - основного языка богослужения РПЦ - побуждают Н.В. Белова, как регента, доносить до всех без исключения хористов важность не только активной артикуляции, но и понимания любых, даже на первый взгляд, незначительных, второстепенных песнопений.

 Еще в своей дипломной работе «Соотношение словесного и музыкального элементов в знаменном напеве» Николай Владимирович указывал на подчиненную роль музыки священному тексту, основываясь на мнении известнейших отцов Церкви. Православные авторы указывают на назидательное действие церковного пения, которое способствует усвоению человеком истин христианской веры.

 Хор Н.В. Белова – прежде всего хор церковный, призванный обеспечить пение на богослужениях. В месяц приходится по 20-30 служб, поэтому, к сожалению, нет возможности вести обширную концертную или гастрольную деятельность. Но, как и многие церковные хоры, этот выдающийся коллектив достоин более пристального внимания не только клириков и прихожан, но и широкой аудитории, «болеющей» за духовное и культурное возрождение нашей страны. К счастью, интерес к православному искусству в целом и церковному пению в частности возрастает из года в год. Хор стали все чаще и чаще приглашать для участия в различных концертах.

 К примеру, в 2009 г. в Коломенском состоялся концерт хора, посвященный памяти Патриарха Алексия II в рамках фестиваля православной музыки «Русь певчая». Кроме того, коллектив выступал на многочисленных благотворительных мероприятиях, приуроченных ко Дню Победы, Новому году, Дню пожилого человека в центрах социальной реабилитации, домах престарелых, ветеранов и инвалидов. Подобных выступлений за последние годы было более 20.

 Регулярное участие в разнообразных концертах, конкурсах, фестивалях - это, прежде всего, экзамен, искушенная московская публика может дать «оценку»: на верном ли пути коллектив с точки зрения исполнительской работы, хормейстерского мастерства и т. д. Однако «церковный хор не должен слишком часто давать концерты, - считает Н.В. Белов. - Это всегда сказывается на его богослужебной деятельности: в исполнительской манере появляется некая свобода. На богослужении же должен сохраняться аскетически ровный тон». С его мнением полностью согласны многие российские регенты, например, регент саратовского Архиерейского хора Александр Занорин[1].

В рамках поломнических поездок (1999 и 2000 гг.)  в Италию (г. Бари)  от фонда свт. Николая Чудотворца  состоялось участие части хора в службах (в т.ч. Литургии), молебнах, акафистах в базилике перед мощами свт. Николая.

 По словам слушателей, «хор отличает плотное, яркое, тембристое звучание»[2]. Представим отзыв доктора искусствоведения, профессора МГУ им. Ломоносова Т.Ф. Владышевской: «…Помню, как поразили меня тогда [в 2003 г.] редкая интонационная стройность, какое-то необыкновенное слияние в звучании мужских голосов. Трактовка всех, без исключения, авторских произведений (Херувимская, «Милость мира», «Достойно есть», «концерт» перед Причастием и т.д.) отличалась продуманностью художественного воплощения. Широкое дыхание текстовых и музыкальных строф сочеталось с  любованием каждой деталью, каждой «мелочью». Это тот редкий случай, когда техническое совершенство совмещалось с особой возвышенностью, одухотворенностью исполнения… А песнопения на обиходные гласы (тропари и кондаки,  прокимен, стихиры на запричастном стихе, Причастен) пропевались быстрым легким читком, но каждое слово при этом было прекрасно донесено до молящихся, что не так часто встретишь в наших храмах!  Что же касается отличительных особенностей манеры исполнения… Допустим, если сравнивать со Сретенским хором, то в глаза бросается некое погружение, растворение в звуке, какое-то немирское парение в отличие от сафоновского стиля – энергичного, напористого».[3]

 С момента существования хора состоялось несколько звукозаписей. Первая из них - в 1998 г., при активном содействии настоятеля храма. В компакт – диск «Пасха Красная» вошли песнопения Пасхальной Литургии и Воскресной Всенощной 1 гласа. Выбор программы для первого альбома не был случайным, ведь именно Воскресение Христово – «праздников Праздник», «Торжество есть торжеств»[4]. "Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша", -  говорит ап. Павел.[5]

 Далее вышли в свет компакт-диски «Благослови, душе моя, Господа». Песнопения Всенощного бдения» (2000 г.)  и «Видехом Свет Истинный. Литургия свт. Иоанна Златоуста» (2003). При отборе произведений решающей была концепция настоятеля и регента: максимально передать атмосферу обыкновенной приходской службы, избегая излишне «броских», концертных сочинений (в частности, сохранены колокольный звон, возгласы священника и диакона, само чинопоследование и т. д.). При этом верующие, по каким – либо причинам пропустившие воскресное Богослужение, смогут не только послушать его песнопения в записи, но и помолиться при этом.

 В 2010 г. хором записан и при содействии Православного Братства Сщмч. Ермогена выпущен диск «Святитель Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси, чудотворец»  с Акафистом и Житием святого. Это первый диск с записью акафиста Патриарху Ермогену.  Исполнители: Н. Белов и басовая группа хора, текст Жития читает Народная артистка И. Муравьева. Интересен напев, выбранный для аудиозаписи: он скорее напоминает греческое пение с исоном и менее привычен для слуха, нежели знакомый обиходный. Студия звукозаписи заинтересовалась хором Н.Белова: в ближайшее время планируется выпуск тематической серии дисков, посвященных великим и двунадесятым праздникам, а также Акафисты свт. Григорию Неокесарийскому, блж. Матроне Московской, Св. Пасхе, Великому посту.

 

 «…Хор Григорьевской церкви ничем не уступает, а подчас и превосходит известные московские коллективы. И это не преувеличение! – считает Т.Ф. Владышевская. -  Вы можете возразить, что столичные слушатели почти ничего не знают о нем. На это я Вам отвечу, что, во-первых, хор сильно занят на службах (их более 200 в год, а второго, подменяющего, состава нет), поэтому, чисто физически, большое количество выступлений просто не реально! С другими хорами дело обстоит иначе: они могут себе позволить давать единичные концерты и даже гастролировать. Возьмем, к примеру, хоры Троице-Сергиевой лавры или Данилова, Сретенского монастырей – там везде по 2-3 мужских хора и основной состав есть кем заменить. А во-вторых, выражаясь языком современного шоу-бизнеса, «раскруткой» должен заниматься профессионал в этой области, у хора должен быть директор, который бы отвечал за концертную деятельность, выпуск дисков и т.д. Сам регент из-за плотного рабочего графика (да и в силу своей природной скромности) им быть не может…»[6]

 Слава Богу, сейчас дело сдвинулось с мертвой точки: к 15-летнему юбилею хора Григорьевской церкви  вышел ряд статей о нем, появился официальный сайт в Интернете.[7] Уже теперь  все желающие смогут просмотреть фото- и видеоархив, прослушать аудиозаписи. А главное - узнать о ближайших выступлениях и ознакомиться с  расписанием богослужений храма на Полянке, где и поет ежедневно этот  коллектив, чтобы услышать «вживую» пение  одного из выдающихся церковных хоров столицы.

 Творческий путь этого хора ещё не завершён: «Наследие веков» находится сегодня в расцвете своих художественных возможностей. Исполнительская, педагогическая, миссионерско-просветительская деятельность регента хора Н.В. Белова, пример его беззаветного служения Православной Церкви, а в её лице и исконным хоровым традициям нашей страны, заслуживают пристального внимания, ведь эти традиции составляют важнейшую часть не только культуры России, но и всего мира. Их изучение и пропаганда должны по праву занять одно из центральных мест в духовном возрождении нашего государства.

Екатерина Бадыло

[1] Горенок Н. «Несколько слов о концертах духовной музыки» // Интернет – ресурс:
[2] Из интервью автора с Ф. Чижевским

[3] Из интервью автора с Т.Ф. Владышевской

[4] Ирмос  8 песни Пасхального канона. Триодь Цветная, М, 1992

[5] 1 – е Послание ап. Павла к  Коринфянам, глава 15, стих 14

[6] Из интервью автора с Т.Ф. Владышевской

[7] http://belovhor.ru/index.php?id=3


Рецензии