Спасибо, дорогой учитель!

Эта статья –дань благодарности любимому учителю Н.В. Белову, преподавателю Музыкального колледжа им. Гнесиных и Православного Свято-Тихоновского Богословского университета, композитору, хормейстеру, автору книг и статей по вопросам музыкального искусства. Его творческий  коллектив «Наследие веков» (хор  храма свт. Григория Неокесарийского на Полянке) отмечает в этом году 15-летний юбилей  со дня основания.

Николай Владимирович Белов родился в 1968 г. в Москве. Музыкой начал заниматься рано - с 2-3 лет. Первым учителем была его мама - Евгения Николаевна Белова -  композитор, педагог, хормейстер и поэт. Она рассказывает: «С 4 лет Коля стал учиться игре на фортепиано у Анны Даниловны Артоболевской, которая сразу отметила его высокую одаренность».

В 1987 г. Николай Белов закончил ГМУ им. Гнесиных с отличием (ДХО по классу заслуженного работника культуры В.А. Калинина и духовой отдел по классу И.А. Федотова). С любовью вспоминает Н.В. Белов своего педагога по специальности: «Каждый из уроков В.А. был не похож на предыдущий, и каждый являлся примером живой творческой работы. Он умел так раскрыть образ изучаемого произведения, так зажечь им ученика, что мы находились во власти единого творческого порыва. Обладая остроумием, В.А. всегда умеет свои замечания сочетать с шуткой, благодаря чему минуты остановок становятся отдыхом, разрядкой, после чего еще внимательнее реагируешь на все требования педагога».[1]

 С  особым теплом отзывается Н.В. Белов о педагоге по вокалу Т.Е. Румянцевой: «…Я сразу окунулся в  глубоко профессиональную атмосферу ее класса, ощутил то уважение, внимание, которым окружала Татьяна Евгеньевна своих студентов. Каждый чувствовал себя ее любимым учеником! Т.Е. отрабатывала каждую деталь очень тщательно, а, главное, работала над созданием музыкально-художественного образа. Приучила серьезно работать не только над арией, романсом, но и над простенькой детской песенкой, пока не «заиграет» каждое слово. Занимаясь у Т.Е., я очень увлекся вокалом. Начал собирать книги о певцах, а также музыкальные записи, внимательно слушал певцов, особенно итальянских. Любовь к пению у меня сохранилась на всю жизнь».[2]

 Из воспоминаний Е.Н. Беловой: «Все годы в Училище Николай учился на отлично по всем предметам, глубоко погружаясь в специфику каждого из них. Например, его очень интересовала работа над звуком, он читал книгу Г. Нейгауза и других пианистов. Довольно часто мы ходили в Большой театр, где любили слушать оперы.  Когда Коля проходил сцены из опер, знакомился с различными трактовками исполнения – и в театре, и в записи – и старался найти что-то свое».

 «Сын был принят в Консерваторию, но сначала решил исполнить свой долг перед Родиной – отслужить в армии, - продолжает Е.Н. - Там он играл в оркестре (кларнет), руководил ансамблем и, кроме этого, занимался со многими оркестрантами сольфеджио, гармонией, готовил ребят к поступлению в музыкальные ВУЗы».

 После службы в армии Николай Владимирович учился в Московской Консерватории, которую закончил в 1994 г. с отличием по классу профессора  В.И. Краснощекова, защитив диплом на тему «Соотношение словесного и музыкального элементов в знаменном распеве», довольно смелую по тем временам.

Рассказывает Е.Н. Белова: «На Государственном экзамене по дирижированию председателем госкомиссии был Т.Н. Хренников. Я была с ним хорошо знакома, т.к. работая в Училище им. Гнесиных, занималась организацией Встреч студентов с известными деятелями культуры (в числе выступавших – Н.Н. Озеров, В.С. Локтев, О.А. Апраксина, А.Н. Баянова, Д.Е. Огороднов, Т.Н. Хренников). Так вот, после концерта корреспонденту «Радио России», который из всех выпускников для интервью выбрал  именно Колю, Тихон Николаевич сказал: «Мне очень понравился Николай, и я рад, что именно он дирижировал произведение моего любимого учителя В.Г. Шебалина «Казнь Степана Разина» (вторым произведением на экзамене было «Kyrie» из Мессы-бревис (соль минор) И.С. Баха)».

«Николай Белов закончил Московскую консерваторию по высшему классу (с отличием), - вспоминает Татьяна Феодосьевна Владышевская, доктор искусствоведения, профессор МГУ им. М.В. Ломоносоваи Университета культуры и искусства, автор ряда публикаций по искусствоведению, в то время профессор кафедры «История русской музыки», заведующая кабинетом «Истории русской церковной музыки». -  Учился же с огромным увлечением, даже, можно сказать, с какой-то одержимостью. Достаточно сказать, что он в течение всех пяти лет обучения по решению ректората получал персональную стипендию им. С.С. Прокофьева (повышенную по сравнению с обычной)! Это, по-моему, единственный случай в истории Консерватории, ведь обычно данную стипендию вручали пианистам… Это горение, эта беззаветная преданность своему делу остались у Николая до сих пор и проявляется это во всем, будь то преподавание, пение, дирижирование и, наконец, управление церковным хором».

Еще будучи студентом училища, Николай Владимирович начал работать в качестве хормейстера в хоровой студии «Севастополец» (с 1984 по 1987 гг.). Дети с таким удовольствием посещали занятия  молодого руководителя, что за эти годы количество учащихся возросло в несколько раз! С 1989 по 2007 гг. Николай Владимирович работал в камерном хоре «Златоуст».

 В 1997 г. Н.В. Белов закончил аспирантуру. В настоящее время  работает над диссертацией «Духовное творчество композиторов Московской школы и их последователей».

 Что же привело будущего регента на филологический факультет МГУ им. Ломоносова? Н.В. Белов отвечает: «Уже в годы учебы в ГМУ им. Гнесиных на занятиях произошло знакомство с духовными произведениями. Сочетание прекрасной музыки с незнакомым мне тогда церковно-славянским языком очаровывало, уводило в толщу веков русской истории, в сферу духовной и культурной жизни  православного народа, о чём в тот момент я почти ничего не знал. С детства меня всегда привлекал русский язык, который был одним из моих любимых предметов в школе. Поэтому в 1986 году я поступил на вечернее отделение филфака МГУ (специальность - русский язык и литература, закончил в 1994), параллельно продолжая обучение в училище им. Гнесиных. Великолепные профессора и преподаватели филфака раскрыли для меня совершенно новый мир — богатейшего русского языка и русской литературы».

Из множества пройденных в МГУ предметов Н.В. Белова всегда привлекали связанные с историей языка и литературы — историческая грамматика, сравнительная грамматика славянских языков, древнерусская литература, особенно увлёк старославянский язык. Являясь одним из труднейших предметов для большинства студентов - филологов,  он притягивал с неодолимой силой. Вот почему темой дипломной работы стал «Анализ лексики древнейшего памятника старославянского языка сербского извода 14 века — Никольского Евангелия».

 В 1997 г. Николай Владимирович вместе с Е.Н. Беловой написал книгу очерков к 50-летнему юбилею  дирижерско-хорового факультета ГМУ им. Гнесиных. В этом сборнике два поколения гнесинцев – мать и сын – знакомят читателей с некоторыми страницами истории отдела.

 «Я думаю, эти очерки с любовью прочтут и те, кто когда-то учился в Училище, - пишет Николай Владимирович, -  и те, кто учится сейчас, а также и студенты, которые будут учиться в 21 веке и, конечно, будут свидетелями 100-летия нашего отдела…Цель данной работы – рассказать хотя бы немного об истории создания, первых педагогах, выпусниках отдела…Память заставляет еще и еще раз осмыслить свою жизнь и то, какую роль сыграла в ней… наше любимое музыкальное училище им. Гнесиных. Многие воспоминания невозможно читать без волнения, а все вместе они вызывают чувство восхищения гнесинцами – добрыми, мудрыми в своих размышлениях о времени, скромными подвижниками искусства, энтузиастами хоровой музыки…Слова об учителях звучат с благодарностью. Для многих выпускников работа педагога-хормейстера стала судьбой, высоким призванием, она стала главным смыслом их жизни, вдохновением, формой служения Родине, народу».[3]

            В настоящее время помимо круглых столов с участием регентов, дирижеров, композиторов и музыковедов под общим названием «Пути развития православной музыки в ХХI веке» (памяти архим. Матфея Мормыля), в стенах МГУ  ежегодно проходят  конференции «Православная музыкальная культура: из глубины веков до наших дней». Н.В. Белов является их постоянным участником (в этом году он выступил с докладом «Преподавание духовной музыки в светском учреждении»). Руководит этими конференциями Т.Ф. Владышевская, доктор искусствоведения, профессор МГУ им. Ломоносова. Она высоко отзывается об исследовательском потенциале Николая Владимировича: «Кроме того, что Николай практик с огромным опытом работы, который постоянно совершенствуется, это также профессионал, активный НАУЧНО. В данный момент, несмотря на невероятную загруженность, Н. Белов работает над диссертацией..., является постоянным участником ежегодных конференций, которыми я руковожу в МГУ…Причем, содержание его выступлений всегда чрезвычайно насыщено и актуально и заслуживает самой высокой оценки».

 С 1995 г. Н.В. Белов -  преподаватель ГМУ им. Гнесиных (дирижирование, чтение хоровых партитур), с 1996 по 2009 гг. читал там авторский курс лекций «Русская духовная музыка». Его ученики - преподаватели музыкальных, общеобразовательных, церковно-приходских и воскресных школ, хормейстеры, регенты столичных храмов. Это Т. Чехалова, Е. Панфилова, Л. Гаспарян, А. Аветисян, С. Носырева, З. Савинкова, Л. Полушина, Е. Пичугина, Е. Кисина и мн. другие.

 Обучаясь в консерватории, Н.В. Белов с 1990 года начал петь в храме, как делало большинство студентов-хоровиков. Помимо всего прочего, это была возможность приработка в нелёгкие годы «перестройки» и распада СССР. Вскоре состоялось знакомство с иеромонахом Иеронимом (Чернышовым) - ныне епископом, настоятелем храма Григория Неокесарийского, который пригласил его в одну из древнейших и красивейших церквей Москвы, где Н.В. регентует и по сей день.

 В 1998 г. Н.В. Белов был награжден грамотой Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, а хору Григориевской церкви выдана Благодарность «за усердные труды во славу Божию во благо деятельности благотворительного фонда «Церковь и Культура» в ознаменование его 10-летнего юбилея». В декабре 2008 г. регенту «в благословение за труды во славу Святой Церкви»  епископом  Орловским и Ливенским Иеронимом вручена Архиерейская грамота.

Основной состав – это 15 человек, для проведения же особо торжественных служб  привлекается расширенный состав (до 20-25 человек). Певцы хора – это выпускники и студенты крупнейших столичных ВУЗов: МГК им. Чайковского, РАМ им. Гнесиных, АХИ им. Попова, ГИТИСа. Многие из них ведут активную концертную жизнь, являясь руководителями или солистами различных коллективов, а также преподают.

 На фестивале, посвященном 65–летию Великой победы (Департамент образования г. Москвы), Н. Белов исполнил песню «Памяти безмолвных героев», сочиненную его мамой Е.Н. Беловой, которая и  стала дипломантом. Активное участие, несмотря на свою занятость, принимает Николай Владимирович и в общественной жизни. Уже стали традиционными «Музыкальные часы» в Домах ветеранов (при Центре социальной помощи), которые он проводит со своей мамой. В 2010 г. Н. Белов и певец его хора А. Вешкин приняли участие в конкурсе на лучшую патриотическую песню, посвященную 65 – летию   Победы в Великой Отечественной войне «Весна Победы», объявленном Музыкальной дирекцией 1 канала ТВ.

 Мое знакомство с Николаем Владимировичем  состоялось в Училище им. Гнесиных, в котором  я училась с 1997 по 2001 гг.: он был педагогом по специальности. Тогда и завязалась многолетняя дружба с этим талантливым, высокообразованным музыкантом, настоящим энтузиастом своего дела и просто необычайно душевным, интеллигентным человеком. Именно он привили мне любовь к хоровому искусству, я поняла, что хоровое пение – лучшая форма музыкального воспитания, к тому же оно последовательно и гармонично развивает слух, вкус, дает практическое познание гармонии, полифонии. Уже первая встреча с Николаем Владимировичем Беловым оставила неизгладимое впечатление, ведь это человек большой души и обаяния, мудрый педагог, профессионал высокого уровня. У Николая Владимировича особое умение общаться с людьми. Всегда приветливый, готовый выслушать, помочь советом, словом, делом. Несмотря на свою молодость, он является для своих учеников и хористов отцом и наставником, умеет поднять настроение остроумной шуткой, подбодрить участливым вопросом. И нынешние, и бывшие певчии, например,П. Савинков, худ. руководитель и дирижер камерного хора ГМК им. Гнесиных «Орфей», навсегда запомнят удивительно«дружелюбные отношения между певцами и тёплое отношение регента к каждому». «Это очень чуткий музыкант, терпеливый руководитель, широкой души человек, - отзывается о Н. Белове Ф. Чижевский, бывший певчий хора (2004-2008 гг.), ныне преподаватель ГМК им. Гнесиных, художественный руководитель и дирижер академического хора колледжа, а также худ.руководитель и дирижёр вокально-хорового ансамбля "QUESTA MUSICA".

 С большим увлечением рассказывает он о непреходящем значении русской старинной хоровой музыки, популярно объясняя, что это не просто составляющая культа, а бессмертные памятники национальной культуры, такие же, как бесценные творения Феофана Грека и Андрея Рублева, как златоглавые соборы Московского Кремля. Этот рассказ интересен, доходчив, убедителен.

 Приходя на репетицию хора (учебного или церковного), Николай Владимирович блестяще владеет аудиторией. Эмоциональность, находчивость, артистизм, яркая образность, разнообразие дирижерских приемов - все это делает занятия (спевки) живыми, насыщенными, содержательными. Юмор это обязательный компонент общения с хором, но ни одна шутка, острота не высказываются  им ради развлечения, все работает на основную задачу – понимание идейного содержания, раскрытие его смысла. Технические задачи исполнения подчиняются художественно - образным, четкая продуманность и ясность художественной цели сливаются воедино.

 И студентов, и певчих Н.В. Белов терпеливо воспитывает, стремясь к тому, чтобы это были не только отличные исполнители, но и большие любители хорового пения, его единомышленники.

 В классе по специальности встречаются люди разные по темпераменту, характеру, культуре, воспитанию и, наконец, степени музыкальной подготовки. Ко всем Николай Владимирович имеет индивидуальный подход. Намечая произведение для дирижирования, он дает список художественной литературы, которую надо прочитать, сам часто декламирует отрывки из произведений А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Некрасова, А. Блока. После таких уроков мы – студенты  чувствуем себя обогащенными, хочется работать еще больше!

 Большое внимание на его уроках уделялось игре партитуры, ведь если студент плохо владеет инструментом, то из него вряд ли выйдет настоящий дирижер! Часто на занятиях присутствовали все ученики класса. Если у кого-то не получалось какое-либо место, педагог просил продирижировать этот фрагмент другого. Таким образом, студенты изучали репертуар всей группы, что расширяло музыкальный кругозор будущих специалистов.

 Что касается авторского курса Н.В. Белова, то его значение трудно переоценить. На лекциях «Русской духовной музыки» мы - начинающие регенты и певчие - могли  теоретически осмыслить тот разрозненный и отрывочный материал, с которым знакомились на практике, в храме. Ведь попутно учиться на каких-либо регентских курсах не было возможности ни у кого. А некоторые только открывали для себя потрясающую красоту, стройность, глубину православного Богослужения, впервые услышав слова «полиелей», «кафизма», «антифон». Для тех, кто не планировал связать свою жизнь с работой в храме или вообще с музыкой (а были и такие), эта возможность познакомиться с годовым и суточным кругом службы и даже разучить гласы, скорее всего, была последней.

 За время обучения в училище определился профиль моей работы - я стала регентом. В огромной степени этим я обязана Николаю Владимировичу, который не только заметил и поддержал во мне интерес к этой стезе, но и сам стал примером пытливого, ответственного отношения к своему служению. Моя творческая судьба - одна из тех, которые определил этот замечательный человек.

 «Надо сказать, что Н. Белов, профессионал высочайшего уровня, в жизни необычайно скромен! – отзывается о своем бывшем студенте Т. Ф. Владышевская. - Он просто делает свое дело изо дня в день без высокопарных слов и пафосных выступлений и не трубит о себе на каждом шагу. И я не побоюсь сказать, что его талант еще по-настоящему не оценен!»

Екатерина Бадыло

[1]Белова Е.Н.,Белов Н.В. Полвека в Гнесинском, М, 1997. С. 43-44

[2] Белова Е.Н.,Белов Н.В. Полвека в Гнесинском, М, 1997. С. 56

[3] Там же


Рецензии