Нужна ли москве музыка молодых?

   Он совсем молод, хотя отец уже троих детей и дипломированный композитор. В пять начал сочинять музыку. Подбирал мелодии на пианино еще тогда, когда главные заботы матери заключались в том, чтобы малыш не натворил что- нибудь в квартире. Мелодии рождались как без повода, так и в ответ на какое-либо происшествие в доме, будь то приобретение щенка или предстоящий переезд на дачу. Мальчик очень быстро освоил гитару, на которой профессионально играет отец, а затем - фортепияно, которое стало его любимым инструментом. Вскоре после этого Саша стал работать вместе с папой-музыкантом в Малом театре.
Когда режиссеру этого театра показали музыкальные пьесы Саши Иванова, тот, не колеблясь, выбрал несколько из них для музыкального сопровождения. Так, в 12 лет мальчик написал музыку для спектакля «Волки и овцы». С тех пор под сводами старейшего театра страны звучит Сашина музыка: вышла не одна постановка, «озвученная» им.
- Родился я в 1981 г. в семье музыканта, гитариста Малого Театра и солиста Московской Филармонии, Михаила Иванова (ныне Заслуженный работник культуры РФ). С семи лет, по мере моего обучения игре на гитаре, мы выступали дуэтом в филармонических концертах. Тогда же появились и первые мои мелодии. В 1989 г. наш дуэт был записан для Фонда Гостелерадио СССР, но пластинка так и не вышла из-за развала СССР. В 1994 в Малом Театре РФ вышел спектакль "Волки и овцы" по пьесе Островского с моей музыкой (режиссёр-постановщик - Виталий Иванов). Спектакль идёт и в настоящее время. В 1998 г. выходит спектакль "Бешеные деньги" в Пензе, а затем в Москве в Малом Театре, также с моей музыкой (реж. Виталий Иванов).
   Окончив музыкальную школу,  в 2001 г. Саша поступает в училище им. Гнесиных по специальности "Хоровое дирижирование", а потом - в РАМ им. Гнесиных, как композитор в класс Заслуженного деятеля искусств РФ, профессора Геннадия Чернова. За время учебы им была написана музыка к антрепризному спектаклю «Сны идиотки» (2003 г. реж. В. Иванов по пьесе Леонида Бочкова), «Свадьба, свадьба, свадьба» (2004г, Малый Театр, реж. В. Иванов). Вскоре Александра приглашают работать в кино: в многосерийый фильм «Моя Пречистенка» (2004-2007 гг. реж. Борис Токарев и Людмила Гладунко) о семьях, живущих в тихом московском дворике на протяжении XX века. Саундтрек вместе с проникновенными романсами Тимура Зульфикарова сделали фильм удивительно «нашим», родным. Когда записывался Вальс для сцены бала из 1 серии, оркестр встал и начал аплодировать – настолько потрясла всех его пленительная мелодия. В 2005 г. на кинофестивале в Ялте эта картина была удостоена «Гран-При», а музыка А. Иванова отмечена спецпризом, как «Лучшая музыка к кинофильму».
 - Серьезную музыку совсем не обязательно писать только в академическом ключе. Я убежден, что композитор должен быть профессионален в любом жанре, в том числе в области киномузыки. Например, в работе  к 33-серийной кинокартине «Моя Пречистенка»  был задействован живой оркестр, хотя бОльшая часть звукового сопровождения создана на компьютере… Как-то я сказал жене: «Если бы сейчас позвонили из Америки и пригласили написать музыку к какому-нибудь «Титанику»,  то я ни за какие миллионы не оставил бы работу над музыкой к этому потрясающему фильму» – настолько сильно захватил меня сценарий (из интервью создателей «Пречистенки» телеканалу «Звезда»).
   Также за годы учёбы Александром был написан ряд симфонических, камерных, вокальных, хоровых и эстрадных произведений. Как в рамках учебной программы, так и самостоятельно. В 2006 г. А. Иванов закончил Академию им. Гнесиных. Его дипломным проектом стала одночастная симфония (сим. №3, ми-минор), исполненная Оркестром Мин. Обороны (дир. полковник Николай Соколов).  Получил диплом композитора. Это на бумаге, а делом свой талант Саша подтвердил уже давно…
- Окончив Академию и получив диплом по этой специальности, человек находится в подвешенном состоянии. Государство не дает ему никаких гарантий и тем более не закрепляет за ним место. Многим приходится работать или подрабатывать в других сферах деятельности. Так порой композиторы становятся простыми официантами! Наиболее оптимальный вариант — роль оркестрового исполнителя, аранжировщика или переписчика партий.
   Выпускники выходят из альма-матер со своей музыкой, которая не нужна современному зашоренному потребителю масскультуры. Их произведения практически никому не известны, как и их имена. Ведь точкой отсчета и главным ориентиром для преподавателей и студентов по-прежнему является русская классика. Априорное положение — следовать традициям и возрождать настоящую музыку. И все же находятся юноши и девушки, которые решили посвятить свою жизнь Музыке. Настоящей, а не популярной культуре. Хотя, их очень мало… Например, Гнесинка, одно из элитных музыкальных учебных заведений первопрестольной, в год выпускает всего пять или шесть композиторов! Конкурс составляет 4-5 человек на место (на вокальное место, для сравнения, претендуют 60 соискателей). На что  же идут эти люди, заходя в двери известного музыкального заведения, и с чем выходят?.. Заведующий кафедрой Кирилл Волков, ученик Арама Хачатуряна, честно признается:
 - Когда молодые люди приходят поступать в нашу академию на кафедру композиции, мы предупреждаем — в жизни вам придется нелегко…
 Вот и получается, что композитор и материальный достаток – вещи малосовместимые… Достаточно вспомнить Моцарта, похороненного в общей могиле или Чеснокова, который умер во время войны в очереди за хлебом, т.к. не был вовремя обеспечен продуктовыми карточками…Во все времена композитору нелегко было зарабатывать себе на жизнь своим творчеством. Сегодняшний день не является исключением. Как можно применить полученные знания в жизни? Ведь важно не только заниматься любимым делом, но и твердо стоять на ногах…Можно ли изменить ситуацию и улучшить положение современного автора серьезной музыки в нашей стране? Отвечает Александр Иванов:
 - Как это ни банально звучит, необходимо хорошее финансирование. Правительство даже не выделяет деньги на исполнение наших дипломов! Хорошо, что преподаватели имеют возможность договориться об этом с военным оркестром. Но это лишь частный случай. Начинающие композиторы сочли бы за счастье возможность бесплатного выступления в Доме композиторов… Если в Европе деньги за исполнение произведения получает сам автор, то у нас он должен платить исполнителям за то, чтобы его творение зазвучало. А ведь найдя настоящих талантов и самородков, можно сделать на них колоссальные деньги и, в то же время, способствовать развитию качественной музыки!
   Александр продолжает работать в театре и кино. Недавно вышел в прокат художественный фильм «Дистанция» (реж. Б. Токарев и Л. Гладунко, ген. продюссер Ольга Погодина, киностудия «Дебют», 2011 г.), где он выступает, как композитор. Это история о настоящей победе воли на Олимпиаде 2000 года, когда миллионы людей во всем мире, стоя аплодировали проигрышу выдающейся спортсменки, олимпийской чемпионки Светланы Мастерковой, которая вернулась в большой спорт, пройдя сквозь череду травм и разочарований, сумев стать легендой.  «Для начинающих любить» (реж. Л.Гладунко, киностудия «Дебют», "Золотой Феникс" сентябрь 2010 г., Смоленск) - фильм о нелюбви, точнее о неумении любить,  утрате самого главного - подлинности чувств, ответственности, готовности жертвовать, когда любовь становится "как бы любовью". Сериал "Прорицатель Омар Хайям. Хроника легенды", также «озвученный» А. Ивановым, рассказывает о трагедии знаменитого поэта и ученого, вынужденного вечно быть в услужении у людей, которые разорили его родину и убили отца и учителя. Также участвовал Александр в создании документальных фильмов: «Гостиницы Москвы», "Армен Джигарханян. Две любви одинокого клоуна" (канал ТВЦ), «Песня всех безымянных высот» (канал Звезда). Исполнителями музыки Александра Иванова также стали: Оркестр Малого Театра (дир. Владимир Сёмкин), Оркестр Ренессанс (худ. рук. и дир. Анна Староверова), Инна Разумихина, Анна Горшкова, Анна Казючиц, Виктор Низовой и другие артисты театра и кино.
 - В 2009 году я был приглашён в качестве композитора в новооткрывшийся цирк "Аквамарин" для написания музыки к цирковому представлению. К сожалению, выход циркового шоу, как единого спектакля с моей музыкой тогда так и не состоялся… Продолжаю работать в жанрах как лёгкой, так и серьёзной музыки. После окончания Академии мною написана кантата для хора и симфонического оркестра «Наука и душа» на собственный текст, романсы, песни, произведения для гитары. В данный момент, работаю в Малом Театре - вторым гитаристом, певчим Крестовоздвиженского храма на Чистом Вражке в Москве и Свято-Вознесенского храма в Геленджике.
   Спектакли с музыкой А. Иванова идут в театрах Москвы, Пензы, Саратова и Владимира. На данный момент его музыка звучит в нескольких сериалах, о нем пишут столичные газеты… Александр пишет на заказ музыку к спектаклям, мюзиклам, кино- или телефильмам, саундтреки к рекламе, телепередачам и даже к компьютерым играм, сочиняет в различных стилях: от классического романса до современной песни в стиле поп или рок, делает аранжировки и фонограммы, выступает со своей музыкой -  исполняет песни, как сольно, так и в хоре или ансамбле, владея клавишными инструментами, гитарой (как классической, так и электро), сотрудничает с исполнителями музыки, поэтами, дирижерами, оркестрами, студиями звукозаписи – словом, «крутится» как может, выражаясь языком современной молодежи. Ему повезло: он сумел пробиться, его музыка востребована. Но ведь это удается далеко не всем…
 Нереализованность задуманного становится причиной поиска истины на дне стакана и частых самоубийств. Те, кто не сломлен психологически, оказываются перед выбором — отказывать себе во многом и пытаться пройти сквозь стену или же идти на сделку со своей совестью, чтобы хоть как-то встать на ноги. И появляется на свет «попса» - та самая, что льется мутным потоком с «голубых» экранов. Никто и не подозревает, что зачастую эти  примитивные мелодии с преобладающим мотивом «до-ре-ми-до-ре-до» создаются «серьезными» музыкантами, ведь авторство просто закрепляется за известным эстрадным певцом или композитором. Подобное положение вещей Кирилл Волков, заведующий кафедрой композиции, бывший секретарь Союза композиторов и заместитель Щедрина, называет «трагедией с просветлением в финале»:
— Наш выпускник, очень способный композитор, работает на радио. Недавно его передача была посвящена неожиданному вопросу — зачем вообще нужно учить людей композиции и что потом с ними делать. Когда возникают намеки на то, что композиторы висят мертвой гирей на шее общества, это очень тревожный сигнал...


Рецензии