Лекции по мистицизму. Лекция 9

Психологические механизмы мистического опыта.

Второй род энергии в эзотерике называют психической и связывают с  астральным телом. Понятие психической энергии весьма раздражает специалистов, так как ее существование не доказано. Те, кто принимают вероятность ее существования,  не могут предложить способов ее измерения.
Здесь мы попытаемся  проанализировать то, что говорят об астральной энергии мистики и попытаемся найти ей научные аналоги.
Астральное тело – это нечто низшей души человека, его врожденной, инстинктивной разумной природы. Типичные описания астральных миров мы находим в работах типа «Роза мира» Д.Андреева. Астральные феномены  в эзотерике оцениваются как погружение человека в мир древней природы, мир предсуществования сознательного человека.
Мы полагаем, что астральные видения позволяют человеку осознавать те процессы, которые мы считаем психофизиологическими. Астральный план –  до-сознательная психика, область автоматизмов, безусловных и условных рефлексов, которая в обычном состоянии сознания не отображается. Она может быть сознательно воспринята при определенных условиях: в ситуации опасности, стресса, утраты равновесия, психической травмы, но также и в ситуации новизны и информационной неопределенности.
Мистический опыт трактует астральную работу как попытку связи низшего с высшим, на нашем языке – связи инстинктивной основы с  сознательными планами. При этом обычный посредник между высшим и низшим – объективно направляемый интеллект – не принимает участия в этой работе. Так, Д.Форчун пишет: «Существует много душ,… у которых между высшим и низшим уровнями сознания зияет трещина, через которую они иногда перепрыгивают. Как низшее «Я» может подниматься в минуты духовного напряжения, так и высшее «Я» может нисходить в моменты духовного кризиса».
В психологии существует много работ, показывающих механизм деятельности сознания в таких ситуациях. В частности, сошлемся на ряд интересных разработок последнего времени.
Так, А.М.Иваницкий развил идею информационного синтеза как мозговой основы психического применительно к мышлению. Он пишет: «В действительности психические события вовсе не отслеживают физиологические, а являются в известном смысле их кульминацией». Он показал, что рисунок корковых зон в состоянии покоя симметричен. При умственной работе возбуждение стягивается к определенным областям: при образном мышлении – к теменным и височным долям, при абстрактно-вербальном – к лобным. «Интересно, что … нахождение решения сопровождалось образованием фокуса в речевой левой височной области».
Автор считает, что это позволяет понять механизм озвучивания внутренней мысли. Для нас это важный вывод, так как звучание астральных видений – не редкость в практике мистики.
Автор делает вывод: информационный синтез осуществляется как возврат к старой памяти (курсив наш – А.В.) и сопоставлением ее с актуально происходящим.  «Это дает возможность оценить происшедшие изменения, что и образует психическое отражение действительности»
 «… генез психического можно соотнести с определенным, достаточно универсальным механизмом организации нервных процессов, каким является принцип возврата возбуждения и информационного синтеза... Психика – это то, что стало новым для субъекта; в основе психического лежит идея обновления».
Как следует из вышеуказанной работы, понимание нового возможно благодаря извлечению старой памяти. Мы можем допустить, что возможна актуализация инстинктивной и наследственной памяти, если индивиду угрожает опасность.
В описании астральных феноменов весьма часто указывают на нисхождение в подземный мир, в мир до-сознательных форм. Оно сопровождается наводнением сознания кошмарами, страшными обликами или обликами фантазийного типа.
Отметим  важную особенность: свои впечатления об этом мире субъекты оформляют в соответствии с их прижизненным опытом. Образы астрального мира в этом смысле похожи на образы сновидений, полные  субъективного смысла и значений. Термины, которые используют субъекты для обозначения астральных образов, также отражают их культуру, язык и символику их обычного сознания.
А.С.Прохоров провел интересное исследование реакций людей на обратимые и необратимые (экзистенциальные) ситуации. В необратимых ситуациях событие изменить невозможно. Оказалось, для реагирования в необратимых ситуациях характерно не только эмоциональное переживание, но и интеллектуальная переработка события.
Результаты исследования показали, что при необратимых ситуациях «возникшее интенсивное (острое) неравновесное состояние высокого энергетического уровня переходит в неравновесное состояние низкого энергетического уровня. Состояние нормализуется только при появлении новообразований в структуре личности или ее ментальности».
Внутренний механизм психологической переработки ситуаций экзистенциального вызова описан также в работах, посвященным поведению людей в ситуациях нестабильности. В этих работах отмечается, что подобные ситуации способствуют выявлению психических ресурсов, часто невозможных с точки зрения обычной жизни.
В частности, Е.П. Крупник пишет: «В  психологической науке категория  психологической устойчивости  традиционно рассматривается как стабильность психологических  качеств, процессов и состояний… Подлинная психологическая устойчивость, с нашей точки зрения, это, прежде всего,  динамическое подвижное равновесие всех личностных структур, свидетельствующее о гибкости и пластичности их «психического материала», о способности индивида к самоорганизации и саморегуляции своего поведения».
Автор считает, что в условиях «жизненного вызова» устойчивость сознания обеспечивается за счет «порождения новообразований, синтезирующих его  как целое». Она выделяет в индивидуальном сознании три аспекта: «ценностно-смысловой, включающий в себя «внутреннее движение» таких динамических процессов как эмпатия и отчуждение; когнитивный,  в котором взаимодействуют конкретно-чувственный и теоретико-понятийные аспекты мыслительной деятельности индивида, и интуитивный, который определяется взаимоотношениями бессознательной и сознательной сферы сознания».
Усиление эмпатии ведет к утрате границ Я и деперсонализации.  Отчуждение и выстраивание границ между собой и окружающим  тоже мешает восприятию мира и Я, вплоть до восприятия мира как сновидения и собственного тела как внешнего. Автор полагает, что «психологическим механизмом, высвобождающим сознание из его поглощенности бытием, преодолевающим границы отчужденности и формирующим идеалы личности, является продуктивное воображение». «Преобразующая способность продуктивного воображения, видимо, заключается в том, что оно сообщает психическим системам особую подвижность и делает  «психический материал» пластичным и текучим, получающим наибольшее количество степеней свободы в своей психодинамике.  В результате психические  системы способны радикально изменять структурные отношения, осуществлять процедуры взаимопереходов и видоизменяться в «плавильном котле» ирреальных процессов».
Автор делает вывод, что воображение – не отдельный познавательный процесс, это синтетическая над-личная активность всех познавательных процессов. В этом смысле в воображении выражена суть познания и взаимоотношений познающего с познаваемым.


Рецензии