Лекции по мистицизму. Лекция 10

Есть ли мир иной?

И все-таки естественно-научные и психологические механизмы не могут до конца объяснить мистические феномены вследствие присутствия в мистическом опыте «третьего мира», мира духа. Проблема в том, что мистический опыт не является опытом интеллектуально направляемой адаптации, как это представлено в научных работах. Мистический опыт скорее - не приспособление к реальности, но ее преодоление.  В этом опыте не устанавливаются связи с актуальной действительностью, но с каким-то другим высшим планом и его истинами. Высший план, с которым мистик соединяется в своем опыте, не является тем общественным планом сознания, которое исследуется в обществознании  под названием «высшее сознание».
Обществознание считает высшим в человеке область морали, эстетических установок, мировоззренческих позиций и т.д. Однако мистик ищет выхода в своих затруднительных ситуациях не в овладении  опытом культуры, но в усвоении какой-то иной правды жизни. То высшее, к которому устремляется мистик, называют по разному: свет духа, абсолют, Христос и т.д.
На наш взгляд, это высшее сознание сходно с тем явлением, которое описывают в литературе по творческой поисковой активности. Так, в фундаментальных разработках советских исследователей по проблемам нейрофизиологии и психологии  творчества обнаружены те же феномены, что и в мистическом откровении.
По мысли К.С.Станиславского «истинное искусство должно учить, как сознательно возбуждать в себе бессознательную творческую природу для сверхсознательного органического творчества». «В нейрофизиологическом плане механизмы творчества нельзя понять как процесс непосредственного отражения мозгом связей между объектами окружающего мира. Это деятельность скорее протекает по принципу «психического мутагенеза», по принципу отбора новых нервных связей, первично уже возникших в мозгу».
П.С.Симонов пишет: «При крайней ограниченности наших знаний о нейрофизиологических основах деятельности сверхсознания можно указать лишь на отдельные факты, заслуживающие внимания и дальнейшей разработки.
1. Большую роль здесь несомненно играет правое неречевое полушарие мозга, связанное с оперированием чувственно непосредственными образами, с музыкальными и комбинаторными способностями…
2. Решающая роль потребностей, мотивации и эмоций в творческо-познавательной деятельности человека указывает на важнейшее значение лобных отделов коры больших полушарий, имеющих особенно тесные анатомические связи с так называемой лимбической системой мозга…
3. Физиологическая реальность «психических мутаций» подтверждается механизмом доминанты, описанным А.А.Ухтомским. Возникновение доминант придает явлениям действительности объективно не присущее им сигнальное значение.
4. Исключительно интересны функции гиппокампа – отдела мозга, регулирующего поток информации, извлекаемой из памяти. В состоянии сна этот механизм участвует в формировании сновидений, а в бодрствующем состоянии – в механизмах творчества на стадии интуитивных догадок, гипотез и предположений».
Эзотерики связывают деятельность астрального тела с «чашей» - солнечным сплетением. Однако астральные феномены показывают, что физиологически работа астрального тела обеспечивается активностью всего древнего мозга: это мозжечок,  лимбическая система, ряд подкорковых образований, спинной мозг, разнообразные отделы коры головного мозга.
Предположение о сходстве мистических феноменов с процессами творчества находит свое подтверждение и в сходстве когнитивных процессов. В обоих видах опыта большое значение придается раскрепощенному, свободному течению мысли и отсутствию предвзятости, направленности в умственном поиске. «Креативность как дивергентное мышление рассматривается в оппозиции к интеллекту как конвергентному мышлению».
Нам кажется, что сходство эзотерического опыта с процессами креативного ряда не случайно. Конечно, мы видим разницу между творчеством социального масштаба и творчеством личностного уровня.  Однако разница уровня творчества не сказывается на процессах его психологического обеспечения. Ч.Ломброзо считает: «В физиологическом отношении между нормальным состоянием гениального человека и патологическим помешанного существует много точек соприкосновения... Разница между помешанными и гениями обнаруживается лишь в сфере высшего Я: гении ориентированы на благо общества и служение ему, тогда как находчивость талантливых психопатов служит скорее их корыстным целям».
Если не рассматривать кретивность только как личностное творчество с социальной направленностью, но видеть в ней созидание нового вообще,  то мистику можно рассматривать как вид  процесса порождения, творчества.
Мы полагаем, что мистическое творчество - это вне-личностное, социально не обусловленное, разнонаправленное и разноуровневое творчество естества. Это не интеллектуальные, сознательные попытки личности найти равновесие с окружающим миром природы и общества. В мистическом опыте мы сталкиваемся с противоположным явлением: не интеллект выступает как творческая и направляющая жизненный процесс сила, но жизненный процесс  направляет и преобразует интеллект  в своих интересах.
Фраза о творчестве естества – не просто броская метафора. Мистические феномены наводят на мысль об особой роли глубинных структур мозга, особой роли правого полушария мозга в мистическом творчестве. Академик Б.Г.Ананьев развивал концепцию двух контуров регулирования активности человека: вертикальный включает спинной мозг и его проекции в головном, горизонтальный – межполушарные взаимодействия двух полушарий головного мозга.
В мистике повсеместно путь испытаний связывают с крестом. Мы  предполагаем, что в символе креста поперечник символизирует  горизонтальную составляющая контура регуляции, тогда как вертикаль, «посох Путника», - это отображение вертикального контура регулирования.
В популярной литературе широко распространено мнение о доминирующей роли правого полушария в творческих процессах, активизации воображения и в регуляции эмоциональной сферы. Обычно в этой парадигме и толкуют мистический опыт как опыт эмоционального, «правополушарного» творчества. Огромное число программ по обучению трансперсональной медитации, созерцанию и самогипнозу эксплуатируют эту поверхностную концепцию – активизации эмоциональности и на ее основе погружения в виртуальную реальность.
В серьезных школах эзотерики признают весь вред эмоционального волнения для пробуждения «ветра мысли». Эмоциональность в них считается конем, которого всадник должен седлать покрепче, если хочет достичь  высших истин.
На деле роль правого полушария в мистических феноменах имеет большое значение. Но это связано с более глубоким и точным пониманием его места в механизмах деятельности сознания.
В нейрофизиологических и нейропсихологических исследованиях последних десятилетий особая роль правого полушария в регуляции жизнедеятельности видится в его функциях энергетического аккумулятора в биполярной регуляции активности, а также опоры при восприятии  биологического времени. По мнению крупных специалистов по функциональной асимметрии мозга Н.Н.Брагиной и Т.А.Доброхотовой, асимметрия мозга является выражением фундаментального принципа симметрии – асимметрии в природе, поэтому для их объяснения необходимо привлечение фундаментальных понятий «пространство, время, живое, мысль».
Функциональная асимметрия мозга с доминированием правого полушария характерна для состояний, в которых происходит накапливание сложности поведения и перестройка систем регуляции. Усиление роли правого полушария характерно для восприятия и мышления в  отрицательных и угрожающих ситуациях.
Правосторонняя асимметрия, согласно гипотезе Д.Кимура, является биологическим приспособлением: это более быстрый и простой путь движения стимулов. Кроме того, доминирование правого полушария отрезает путь избыточной информации из внешней среды и концентрирует внимание на внутренних процессах.
Ряд авторов подчеркивает диссимметризующую роль  неоднородности биосферы, гелиофизических, электромагнитных и радиационных воздействий.  Характерно, что геофизические факторы, вызывающие асимметрию, уравновешиваются стабилизирующим влиянием гравитации.
«По словам В.И. Вернадского, в конце XIX века Л.Пастер «был почти одиноким мыслителем, который понял космическое значение правизны – левизны». Он связывал их со свойствами и структурой космического пространства, также диссимметрию он считал проявлением неоднородности пространства, которое охватывается живым организмом или их соединениями. Правизну – левизну он рассматривал как «чрезвычайно чувствительный индикатор физического состояния пространства».
Общим итогом по проблеме симметрии в биосферных процессах может быть следующее утверждение: «Единство симметрии – асимметрии биосферных процессов прослеживается в информационном аспекте природных взаимодействий, отражающих возрастание упорядоченности и разнообразие среды, потенциальную способность выбора, координирование и накопление информации из среды в процессе развития».
Нам кажется, исследования по функциональной асимметрии мозга, биологической активации и психофизиологии творчества могут послужить объяснительной моделью для понимания фундаментальных свойств мистических феноменов как отражения поисковой активности в условиях энерго-информационного неравновесия.
Наша гипотеза согласуется с данными исследований неравновесных термодинамических систем, ведущихся с 30-х годов XX  века. В частности, установлено, что поведение открытых систем в условиях неравновесия демонстрирует способность переходить на другие устойчивые режимы функционирования, которыми располагает система.
«Одним из основных результатов работ по неравновесной термодинамике явилось открытие общих для такого рода систем свойств, независимо от того, являются они физическими, химическими или биологическими. К таким общим свойствам относится возможность существования различных режимов функционирования, возможность переходов от одного состояния или режима функционирования к другому, зависимость этих режимов от начальных условий. Переходы между двумя состояниями могут вызываться малыми воздействиями и флюктуациями параметров внутренней или внешней среды».
Мы предполагаем, что мистический опыт выявляет нечто вроде неожиданного, нетипичного и экстренного перехода активности организма и его сознания в иной режим или ритм. Этот переход является целесообразным с точки зрения равновесия и сохранения целостности системы, хотя в нем прерывается логика и направленность прежней деятельности.
Непрерывность сознания и обычная скорость перехода мысли к иному содержанию – это типичное явление в обычных условиях. При скачкообразном переходе личность не сразу способна усвоить новую систему отсчета и спонтанно сложившуюся формулу психической активности. Это и создает характерное для мистики переживание перехода в иные миры.


Рецензии
МИР иной в каждом Атоме Тела и имя ему АБСОЛЮТНАЯ ПУСТОТА без которой Физический Мир преврашается в МИР ЧЕРНОЙ ДЫРЫ-НЕЙТРОННЫЙ Мир.

Виктор Хажилов   10.02.2013 23:05     Заявить о нарушении
Правизна-путь на Голгофу к Иисусу Христу
Левизна-путь к Дьяволу-Люциферу
Прямой Путь-Путь к Богу Творцу Вселенной

Виктор Хажилов   10.02.2013 23:08   Заявить о нарушении