Tри фильтра Сократа

 
 ИЗ ИНТЕРНЕТА
(по- переписке)
Tри фильтра Сократа

 
1)
Три сита - Сократ
К Сократу прибежал человек и говорит:
- Слушай, Сократ, должен тебе сказать, что твой друг...
- Подожди, подожди, - перебил Сократ. - Просеял ли ты то, что хочешь сказать мне, через три сита?
- Какие?
- Первое - это сито правды: то, что ты хочешь сказать, - это правда?
- Не знаю, я так слышал...
- Достаточно! А просеял ли ты эти свои слова через сито доброты? Действительно ли то, что ты хочешь мне сказать, - это что-то доброе, созидающее?
- Не знаю. Наверное, нет!
- Гм, ну, тогда просеем еще через третье сито: так ли уж необходимо, чтобы ты сказал мне то, с чем приходишь?
- Нет, необходимости в этом нет!
- А значит, - сказал мудрец, - если в этом нет ни правды, ни доброты, ни необходимости, то оставь это! Не говори и не обременяй этим ни меня, ни себя.



2)
Тройной фильтр или мудрый (?, !) Сократ
Современная трактовка:

Однажды знаменитый греческий философ Сократ (469-399 гг. до н.э.)
встретил на улице знакомого, и тот ему говорит:  - Сократ, знаешь, что я только что услышал об одном из твоих учеников?- Погоди, прежде, чем ты мне это расскажешь, я хочу провести небольшой экзамен, который называется "Испытание тройным фильтром".- Тройным фильтром? - Да, - продолжил Сократ. - Прежде, чем ты мне расскажешь что-либо о  моем ученике, было бы неплохо, чтобы ты минутку подумал  и профильтровал то, что ты собираешься мне рассказать.Первый фильтр - на Правдивость. Ты абсолютно уверен, что то, что ты собираешься мне рассказать, является абсолютной правдой? - Нет, Сократ, я услышал об этом от одного знакомого и  решил...- Значит, - сказал Сократ, - ты точно не знаешь, правда это или нет.Тогда давай применим второй фильтр - на Добродетель. То, что ты  собираешься мне сказать о моем ученике, - это что нибудь хорошее?- Нет, как раз наоборот... - Итак, - говорит Сократ, - ты хочешь мне сказать о нем что-то плохое,но ты не уверен, правда ли это. Однако, ты по прежнему можешь пройти  испытание и сообщить мне эту информацию, если она пройдет черезтретий фильтр - на Полезность. Принесет ли мне то, что ты собираешься рассказать,  какую-либо пользу?- Скорее всего, нет..- Таким образом, - подвел итог Сократ, - если ты собираешься рассказать мне что-то отрицательное, не правдивое и бесполезное о моем ученике, то зачем это рассказывать вообще? - Да, Сократ, как всегда ты абсолютно прав.  Именно поэтому Сократа считали великим философом и премного за это уважали. 


Также это объясняет тот факт, что Сократ так и не узнал, что его ученик Платон переспал с его женой Ксантиппой.

P/S
Что позволило великому философу изречь:
- "Я знаю, что ничего не знаю!"

 


Рецензии
Притча довольно известная и жизненная. Только вот сомневаюсь я, что последняя строчка является историческим фактом. Да и может оно к лучшему, что Сократ не узнал

Горное Солнце   16.12.2019 02:50     Заявить о нарушении