Владимир Кенигсон

Грани и кадры


7 ноября 1907 - 17 ноября 1986
Народный артист СССР (1982).

Сталинская премия I степени 1950 года за исполнение роли Кребса в фильме «Падение Берлина» (1949). Премия за роль Ярослава Пруса («Средство Макропулоса» Карла Чапека) на фестивале драматических и музыкальных произведений чехословацких авторов (1973). Лауреат III фестиваля драматического искусства ЧССР в СССР (1983) – роль Бедьяра в спектакле «Незрелая малина» И. Губача. Кавалер Ордена Трудового Красного Знамени (1974).

«Аристократ со шрамом и шармом» достоверен, глубок, без улыбки остроумен, нравится во всём. Обаятелен даже, когда редкостный мерзавец, как в классном красном боевике «Огненные версты».

Запомнился с телеспектакля, где великолепно сыграл афериста из-под пера Сухово-Кобылина («Свадьба Кречинского» 1975).
 
Владимир Кенигсон – едва ли не самый убедительный и ослепительный злодей экрана. Брутальный и манящий своей противоречивостью, мистически притягивающий вопреки темной стороне своего «Я». Уже упомянутый оборотень-полковник Беклемишев («Огненные версты») венчает парад кенигсоновской «белой гвардии» (полковник Малинин - «Любовь Яровая» 1970, полковник Седых - «За час до рассвета» 1973), шпионов («Незабываемый 1919 год» 1951, «Дорога» 1955), анархистов (неповторимый в своих паханских повадках и блатном сленге Кривой, коего обставляет сперва в карты, а потом в меткости маузерной стрельбы Камо (Гурген Тонунц) - «Чрезвычайное поручение» 1965, вторая часть легендарной трилогии про Тер-Петросяна; главарь анархистов в чекистской саге «Моя судьба» 1973), фашистов (генерал  Кребс в «Падении Берлина»), воров (фармазонщик Гомельский - «По данным уголовного розыска» 1979)...

А какую «целину» литературной классики распахал: Порфирий Владимирович - фильм-спектакль «Господа Головлевы» 1978, милорд Стайн - ф/с «Ярмарка тщеславия» 1976, Сиплый - ф/с «Оптимистическая трагедияй» 1977,  Кучумов - ф/с «Бешеные деньги» 1978...

Не менее хорош в положительном «амплуа» (однако этого-то добра у всякого актера хватает, сделать великим и магнетически импонирующим отрицательный образ – удел единиц).

Оставил одну, но блестящую режиссерскую пробу: телеспектакль «Собаки» (1963) по произведению Тоне Брулина - http://proza.ru/2011/11/14/1074.
 
Владимир Кнегисон - один из абсолютов советского дубляжа и перевода. Его работа в этой сфере - соната! Куда подевали ту классическую школу (бери выше: Акадэмию) и озвученные ею фильмы? Не могу слушать нынешний авторизованный перевод картин взамен родного с детства советского дубляжа. Это все равно, как картавому кастрату петь после Карузо и Шаляпина. Послушайте не старый, полифонично дублированный, а гнусаво авторизованный ПЕРЕВОД (НА НЕТ) «Блефа» или «300 спартанцев», где царя Леонида величают «сэром». Я бы маленький вряд ли пленился таким фильмом и выточил деревянный меч для дворовых претворений греко-персидских войн. 30-50 % очарования, прелести и популярности «зарубежного кино» до 1990-х – заслуга неповторимых советских мэтров дубляжа (Демьяненко, Белявский, Яворский, Саранцев, Дружников и др.).
 
Без Кенигсона комиссар Жюв из сериала про «Фантомаса» очень сильно проиграл бы в нашем прокате, да и весь сериал. Как и всё другое.
 
Если персонально, то: Луи де Фюнес ("Большая прогулка", "Ресторан г-на Септима", "Человек-оркестр", "Оскар"). А также лучшие фильмы Соцсодружества про краснокожих и ковбоев ("Верная рука - друг индейцев", "Виннету - сын Инчу-Чуна", "Сыновья Большой медведицы", "Текумзе", "Чингачгук Большой змей", "Белые волки"). Собственно говоря, масса шедевров историко-приключенческого и комедийного кинематографа Запада "в советской транскрипции" сильно обязана неподражаемо смешному тембру Кенигсона: "Фанфан Тюльпан", "Отверженные" (1958), "Седьмое путешествие Синдбада", "Снега Килиманджаро", "Рукопись, найденная в Сарагосе", "Черный тюльпан", "Горбун", "Лимонадный Джо", "Разиня", "Зорро", "Высокий блондин в черном ботинке", "3 дня Кондора"...

А ещё были работы в мультипликации: продавец и песня Шапокляк («Крокодил Гена» 1969), привидение («Кентервильское привидение» 1970), птица Говорун
и робот с планеты Шелезяка («Тайна третьей планеты» 1981) и др.

Луи де Фюнес после просмотра своих фильмов с кенигсоновским дубляжем восхитился: «Не знал, что я такой хороший актёр».

 
Наслышан, что Владимир Владимирович, дескать,  шведских кровей, причем знатных (едва ли не отпрыск незаконного сына «ихнего» короля!). Увольте, но скандинавского в нем мало, разве только ледяная изысканность. Куда больше от викинга в его даровитом зяте Алексее Эйбоженко.

Поклон и память на века обоим...


Из биографии ("Кино-Театр"):
Родился в Симферополе. По окончании в 1925 году Театральной студии при Симферопольском театре, играл на сцене Куйбышева, Днепропетровска, в Камерном театре Москвы. С 1949 — актёр Академического Малого театра в Москве.

Незадолго до смерти доктор, проверяя память больного артиста, спросил, как его зовут. Владимир Владимирович с трудом выговорил: «Как Маяковского...».
Он был похоронен на 58-м участке Ваганьковского кладбища рядом с могилой зятя — актёра Алексея Сергеевича Эйбоженко (1934-1980).

Известные роли в кино: Страхов («Аттестат зрелости» 1954),  полковник Зотов («Дело «пёстрых»» 1958), «Кардинал» («Цепная реакция» 1962), Берзинь («Сотрудник ЧК» 1963), барон Танака (фильм-спектакль «Порт-Артур» 1964), Рубцов («2 билета на дневной сеанс» 1966), писатель Трауб («Майор «Вихрь»» 1967), Смит (ф/с «Северный свет» 1967), Габуш («Пассажир с «Экватора»» 1968), лидер анархистов Петров («Моя судьба» 1973), Краузе («17 мгновений весны» 1973), Щепкин («Следствие ведут знатоки. Дело № 17» 1982), Вильсон («Берег его жизни» 1984), Ляхов («Приходи свободным» 1984), мастер Лагунов («Салон красоты» 1985), Лавров («Голова Горгоны» 1986) и др.


На фото: в роли полковника-оборотня Виктора/Беклемишева из фильма «Огненные версты»


Рецензии
Спасибо, Владимир! И напомнили и рассказали многое неизвестное мне раньше.
С уважением!

Майя Уздина   06.11.2012 22:20     Заявить о нарушении
Как-то так получалось, что моими любимыми артистами с детства становились не только самые "раскрученные" и титулованные. Но время доказало правду выбора. Кенигсон из них. Вот с кого следовало бы учиться.

Спасибо Вам за памятливое внимание!

С уважением!

Владимир Плотников-Самарский   07.11.2012 12:41   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.