Впечатление от Индии

 Джидду Кришнамурти один из моих любимых авторов,  была уверена, что читаю его книгу,  но потом обнаружила, что нет, это как-то слишком радикально даже для него и инициалы совершенно другие. В любом случае, уже в самолете я дочитала книгу «Ошибка просветления» Ю Джи Кришнамурти. Мое вовлечение в книгу началось с его слов " просветления вообще нет, так что не возникает и вопроса о том, является ли какой то определенный человек просветленным или нет. Мне плевать на Будду, жившего в VI в. до нашей эры, а тем более на всех прочих претендентов, что есть среди нас. Это кучка эксплуататоров, наживающихся на человеческой легковерности. Нет никакой силы вне человека. Человек создал Бога из страха. Так что проблема в страхе, а не в Боге". Я очень люблю буддизм, но с  этого момента я почувствовала удовольствие, что наконец можно столкнуться с тем, кто не играет в бессмысленное потакание  общепринятым традициям и галлюцинациям. Он также негативен к современной науке, как и к традиционным религиям, временами мне казалось, что это точь-в-точь то, как я воспринимаю реальность, временами это полностью противоречило моему опыту. Я совершенно не могу понять, как он может говорить о трансформации своей личности или вернее тела, но опровергает всякую экстатичность этого опыта и, в том числе, медитативный опыт, осознанность как таковую. У меня есть и много переживаний и особенности восприятия, которые позволяют получать огромное  удовольствие от медитации. Когда же я читала его усмешки о современных поставщиках «святого бизнеса», которые пичкают нас традиционными и новыми методами достижения вечного счастья, я просто кайфовала - это было первое честное описание этой проблемы, которое мне встретилось. Таких спасителей  я знаю много и среди бизнес-тренеров, позитивистов. Одновременно  я решительно не согласна с его идеей отсутствия ценности мистического опыта (если я вообще правильно поняла это из его книги). Я не могу встретиться с запредельным, это правда, но оно внутри всего что я чувствую, происходит внутри меня. Это как тишина, в которой рождаются звуки, пустота, благодаря которой возникает пространство.  Я прочитала также две другие книги уже находясь в Индии, учитывая, что Ю Джи Кришнамурти индус и воспитан в этой  религиозной среде, это было весьма кстати. Временами мне казалось, что он полный шарлатан и демагог, потому что он  опровергает опыт просветления, возможность получать какой либо новый опыт. Дело в том, что я сама пережила свой первый опыт подъема кундалини за долго до того, как узнала значение этого слова из книг. Это вовсе не был какой- то там ветерок, но  фантастический длительный экстаз, физиологический, энергетический. Я понятия не имела ни о каких каналах нади и прочем. За что мне было дано такое чудо, я не знаю, но факт остается фактом. С другой стороны, читая Кришнамурти в большей степени я соглашалась с его трезвостью, можно сказать, я получала какое-то очистительное удовольствие от его логики - ну наконец- то кто-то честно опровергает всю эту систему ценностей вокруг состояний повышенного сознания, созданную либо на заведомо мертвых идеях, либо на стремлении еще больше нарастить свое эго, которое является прямой противоположностью тому невероятному опыту, который возникает, когда удается хотя бы на мгновение разотождествиться с эго.  В диалоге, который ведется в этих книгах  так много здоровой логики, что я почувствовала что-то похожее на редкую встречу с другом, с которым можно и соглашаться, и спорить, но в любом случае нет необходимости помещать его в клетку своих представлений, также как свой опыт  в клетку его знаний. Просто этот диалог действует отрезвляюще, вызывает чувство конгруэнтности.
      Я выбрала именно курортный отдых на этот раз, и оказалась в месте, которое просто идеально подходит для медитации. Это отель с большой территорией, многочисленными фантастически красивыми аллеями, заводями, пальмами, скамеечками, двумя пляжами, где за сутки мог измениться ландшафт: на месте пляжа могло  возникнуть небольшое озеро с красивыми белыми цаплями, а завтра это снова песок. Я приходила туда по утрам заниматься йогой. Первое время  мне не удавалось адаптироваться, мне хотелось что-то делать слишком активно, включать внимание, побольше заниматься йогой, пранаямой и тому подобное. Но по мере того, как я осваивалась, входила в природный ритм я начала расслабляться, в конце концов, внутренний диалог почти полностью отключился.
     Океан. Плавать там, конечно, невозможно. Чтобы устоять в воде хотя бы по колено, нужно очень внимательно следить за волнами. Купаться с этими огромными волнами, это два-три часа полного счастья и отсутствия ума. И потом, закрывая глаза уже все время видишь внутренним зрением океан. И на аюрведе где тело окончательно впадает в шок от огромного количества новых ощущений, а масло все льется и льется на голову - я проваливаюсь и вздрагиваю от видения, в котором огромная волна меня все-таки накрывает...
    Презирая внутри всякую религиозность, я даже как-то не хотела ехать в индуисткий храм. Потому что в Непале индуистский храм под открытым небом произвел на меня отвратительное впечатление. На фуникулере сначала долго поднимаешься в горы в компании с испуганными до смерти козами в соседних кабинках, а потом выясняется, что их поднимают для жертвоприношения. Я не видела сам процесс жертвоприношений. Но люди, ритуалы - все вызвало очень тяжелое чувство, захотелось скорее убежать оттуда. Впрочем, тоже я испытала в свое время и в Софийском соборе еще в семнадцать. Все эти традиции мне всегда казались дешевым попрошайничеством счастья у сверхъестественных сил; эти святые заигрывания с богом, свечи, замаливания чего-то там, еще в юности вызывали недоумение. Тем не менее, в этот раз я испытала нечто новое. Лил сильный дождь, мы сняли обувь еще в автобусе, мужчины разделись до пояса. Им еще повязали какие-то простыни на пояс, и они как-то переменились. Это древнейшее место, но не имеет ничего общего с музеем,  был полумрак, мы просто вошли в прошлое, на тысячи, пару-тройку тысяч лет назад. Это огромный храм, которому несколько тысяч лет, но  там уже присутствует то, от чего будет захватывать  дух в готических соборах, и мерцающее очарование, которое появится  в православии.  При этом  сами люди произвели совершенно иное впечатление, потому что -  это не молящиеся, это не верующие, но  люди, которые пришли в это место для реальной встречи с богом, с тем, к чему они испытывают огромную любовь, доверие, с тем что всех их объединяет, за что они могут и совершить  что угодно: и возможное, и невозможное, согласиться со своей кастой, кармой, любой жестокой традицией. Я наблюдала за ними, старалась вжиться в их опыт, мне кажется,  я уловила что-то. Бог - это не чудо для них - это их духовная реальность, их любовь, страсть, повседневный быт.  Одновременно огромный комизм был в поведении наших туристов, которые закупали всякие бананы и кокосы, чтобы поднести божествам, не имея ни малейшего представления о религиозном опыте, который лежит в основе  этих традиций. Это действительно был очень яркий момент переключения из древности в настоящее, когда мы вышли оттуда босиком под дождем в темноте на улицу и отправились  в свой автобус.  В то время как гид начал рассказывать мистические небылицы о том, какие чудеса могут случиться с уверившими в чудо, (хотя эффект плацебо никто не отменял),  я вновь продолжила читать по дороге Кришнамурти, и это реально было как холодный душ. Коллапс религиозности со стопроцентным атеизмом, прекрасного идеалистического чувства с крайним цинизмом. Это очень здоровое ощущение, как какой-то логический, чувственный взрыв. Свежесть, внутренняя свобода…
   Керала - это действительно очень медитативное место.  На следующий день наконец небо очистилось и вечером открылось звездное небо, я просто валялась на лежаке и смотрела на них, вдалеке звучала какая-то странная  красивая музыка, громко со всех сторон звенели цикады.  Это не было реальностью, это было моей реальностью, больше похожей на сновидение, в котором  все как-то  слишком ярко и объемно. В последний день меня не покидало это мистическое ощущение, что я просто нахожусь в сновидении, потому что в осознанных сновидениях  часто бывает  также невероятно объемно, завершенно, чисто, спокойно. В последний день на закате я просто лежала на спине в воде  и смотрела в небо, где парили большие птицы, ястребы или что-то такое,  не парили, а скользили, и само восприятие скользило внутри меня…  Это было чувством полного покоя, остановки, но в то же время покоя - как  живого активного потока… Но цитируя  Ю Джи Кришнамурти  "тело живет от момента к моменту",  и пока я лечу в самолете домой, эти ощущения уже становятся только моими воспоминаниями.


Рецензии
Прекрасный вояж, Ольга!И в географическом, и в очистительном смысле:)
Интересно было прочесть.

Юрий Лучко   05.07.2013 20:21     Заявить о нарушении
Спасибо, да это было чудесно.

Ольга Лозовая   03.08.2013 23:46   Заявить о нарушении
Как необычно. Честно. И любопытно. Читала, перечитывала. Спасибо.

Елена Осипова 3   15.11.2013 18:58   Заявить о нарушении