Школа и религия

Kakoe y vas sey4as na Ukraine otnoshenie k prepodavaniu religii v shkole? – Kirill Benz, (South Africa, Cape Town)
 
Ответ: Религиозные бдения в школах Украины уже имеют место. Как много, - статистикой не обладаю. Отношение разное – от истерического кликушества до равнодушного созерцания.
     Я лично отношусь с предубеждением. На мой взгляд, - вполне обоснованным и простым. Я не против этих уроков, если они будут уроками христианской этики, а не молельным зомбированием, если это будут уроки светские, культурологические. А то я уже наблюдал в одной из школ, как школьники целуют руку отморозку в рясе и называют его отцом.
     Еще я знаю точно, что успешные выпускники семинарии не пойдут преподавать в школу, туда пойдут одни двоечники. Отличники получат свои приходы, (многозначительное название – приход; раньше называлось «доходное место»)

     А что делать, если в классе есть не только украинцы, русские, но и поляки, евреи, и т.д. Приглашать попа, ксёндза и раввина одновременно?!

Ребенок и религия. Здесь насилие и диктат ведут к наиболее тяжелым, необратимым последствиям. Я совершенно не против того, чтобы окрестить ребенка, но
категорически возражаю против регулярного, с малых лет битья поклонов в церкви и дома. Я не против того, чтобы мой ребенок знал наизусть несколько канонических молитв, но буду счастлив, если он их сможет сочинять сам. Я за то, чтобы он уважал учителя, наставника, но не хочу, чтобы он считал себя чьим – либо рабом, /в т. ч. и божьим/. Я не хочу, чтобы отцом он называл кого-то другого, а не родного, теплого, живого, сильного и настоящего; того, кто его
любит и воспитывает, кормит и одевает. Я также против того, чтобы запрещать ему знакомиться с религией, с любой ее разновидностью. Пусть уважает веру, /в т. ч. чужую/, но пусть сомневается. Сомнение сделает его умным и образованным. Он
должен получить представление о разных вероисповеданиях, но я против подталкивания в том или ином направлении. Меня, в свое время, не то чтобы пугало, но, безусловно, настораживало то, что мой внук при каждой своей пусть самой маленькой, пустяшной победе, /решение задачки, выигрыш в шашки, переход
на новый уровень в компьютерной игре/, приговаривал: «Спасибо тебе, Бог!»  К счастью прошло, оказалось простым ребячьим попугайством.
   Нравственное насилие порождает нравственных Франкенштейнов,- самое страшное, что может произойти с личностью. Если твоя семья набожна, он сам примет ее
религиозные предпочтения. И жить он будет согласно принятым в твоей семье этическим стандартам. Никакого фанатизма! Умный Бог не может любить фанатиков! В этом аспекте я даже против выражения: «Слава Богу!», хотя оно и без того уже давно стало насквозь риторическим и никакой благодарности и уважения к
Создателю не выражает.
   С содроганием я думаю об уроках христианской этики, которые вводятся сейчас в общеобразовательных школах. Вернее о тех, кто будет их проводить. Успешные священники имеют приходы, а в школу будут направляться неудачники, которые будут думать о доходном приходе. За редким исключением, они жить по другому не могут. В каждый класс Александра Меня ведь не пригласишь. Я вообще против черного пятна, в стоптанных кроссовках и с неопрятной бороденкой, слоняющегося по веселым звонким школьным коридорам. Рясоносец с отъетой мордой, разговаривающий одной рукой по мобилке, а другую одновременно протягивающий для поцелуя ребенку (Я ВИДЕЛ!) - это апокалипсис нравственности и конец света
   Остается надеяться, что христианская этика будет не религиозным предметом, а скорее светским, хотя мне, по большому счету, довольно сложно воспринимать мораль, как категорический императив, педагогическую дисциплину, т. е. сопряжение слов "моральный" и  "кодекс" И я не понимаю, почему мораль - это прерогатива религии. Атеизм и аморальность - это что, синонимы? Я не против Бога – согревающего и лечащего душу, задушевного близкого друга. Я противлюсь божеству, непредсказуемому и жестокому, постоянно внушающему чувство страха и вины, грозящему наказанием и на каждом шагу требующему покаяться. И, безусловно, я против любых ненавидящих друг друга спекулянтов – процентщиков, интерпретаторов - посредников между человеком и Богом. Меня воротит с души и возникает спонтанное чувство отторжения, когда, явно страдающий нарциссизмом, заезжий поп – «звезда» А. Кураев матерится с очередной эстрадной площадки словом «протестант» и проповедует восторженной пастве межконфессиональную вражду, облекая свои призывы в замшело - ксенофобские постулаты типа: «Чем выше забор, тем крепче дружба!» и «Кто не с нами, тот против нас!»
   Я согласен с тем, что религия нужна обществу в целом, но вовсе не уверен, что
она необходима в буквальном смысле каждому человеку. Увы, далеко не всегда интересы социума и отдельной личности взаимно проецируются, совпадают. В области морали, прежде всего и религии в том числе. Мое безоговорочное «за», мое кредо в главном: я за ребенка! Каковое и попытался однажды выразить.
Вот оно:

Господи, не гневись!
Я безмерно тебя уважаю.
Но я отойду, это жизнь:
у меня здесь плачет Ребенок,
и молоко выкипает!


Рецензии