О лузитанских преемниках тамплиеров

NNDNNSNTDG

Подняв паруса с крестом Ордена Храма,
Мы мчимся по бурным волнам,
Всё дальше и дальше стремимся упрямо,
Моря покоряются нам.

Plus ultra, plus ultra! Мы к раю земному
Проложим морские пути!
Кто, если не мы? Ведь народу иному
Его не дано обрести.

Франсиско Альмейда, Альфонс Альбукерки
И Васко да Гама - вперёд!
Нас - рыцарей Храма - глас страждущей церкви,
Как прежде, на подвиг зовёт!

На Юг и на Запад спешат каравеллы -
В Катай, Каликут, Чипангу.
В стальной мы перчатке сжимаем мир целый,
Наносим удары врагу,

Засевшему в дальних, неведомых странах,
Оттуда Европе грозя.
Мечи обагряя в крови басурманов,
Их гоним, нещадно разя,

В Малакке, Омане, Адене, Маскате,
И вслед им смеётся шайтан.
Повсюду крошим, под их вой и проклятья,
В капусту врагов христиан.


Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

После издания папской буллы Вьеннский Собор римско-католической церкви утвердил приговор короля Франции, произнесенный над храмовниками, и папа римский Климент V своей очередной буллой "Ad providam" от 2 мая 1312 г. официально упразднил Орден Христа и Храма Соломонова. Все имущество и все владения Ордена храмовников достались "королю-фальшивомонетчику", а остальным имуществом храмовников распорядился папа Климент, передав почти все Ордену святого Иоанна Иерусалимского. Единственное, чем не смог распорядиться папа римский, было имущество и поместья храмовников, находившиеся в расположенных на Иберийском полуострове королевствах Арагон, Кастилия, Мальорка (Майорка) и Португалия (именовавшаяся также "Лузитанией", по названию находившейся в античную эпоху на ее месте провинции Римской Империи).

Правители этих королевств, находившихся "на переднем крае" борьбы христианской Европы с воинственным миром ислама, с огромным беспокойством следили за трагическими событиями, происходившими с Орденом рыцарей Христа и Храма Соломонова во Франции. В лице рыцарей Ордена Храма они имели грозную боевую силу, оказывавшую им неоценимую поддержку в ходе  Реконкисты (отвоевания Иберийского полуострова у завладевших им почти полностью в VIII столетии магометан, именовавшихся там, в отличие от Земли Воплощения, не "сарацинами", а "маврами"), и лишаться этой поддержки - да еще к вящей славе французского монарха! - иберийские короли не желали. Поэтому папское повеление взять под стражу и предать суду "бедных рыцарей Христа и Храма" в Португалии выполнено не было. Мало того! Поначалу король Португалии Диниш (Дионисий) I (основатель Лиссабонского университета и создатель военного флота Португалии) первоначально защищал Орден Храма от притязаний некоторых португальских епископов и монашеских Орденов, действовавших на территории Португальского королевства, на имущество опальных храмовников. Впоследствии, стремясь оградить интересы португальской короны от потенциальной угрозы, исходившей от огромного богатства Ордена Храма и от его стратегически выгодно расположенных владений, удерживаемых Орденом тамплиеров в Португалии, Диниш I созвал королевский суд, признавший права короля Португалии на наиболее важные владения, поместья и замки храмовников, расположенные на территории королевства Португалии  - или, как оно тогда именовалось - во множественном числе! - "королевств Португалии и Альгарвов" (Альгарвии, или, по-португальски, Альгарвиш).

В начале 1310 г. король Диниш I и король Кастилии Фернандо (Фердинанд) IV (тесть Диниша) заключили договор, ограждавший расположенные на территории их королевств земельные владения и иное имущество храмовников от любых действий, могущих причинить ущерб интересам португальской и кастильской корон. Позднее к этому договору присоединился третий партнер - король Арагона Хаиме (Иаков) II. К двору папы римского в Авиньон были направлены послы всех 3 иберийских королей, выразившие единодушный протест своих государей против передачи имущества храмовников кому бы то ни было без согласия монархов. Стремясь избежать международного конфликта, грозившего расколоть римско-католический мир, папа Климент V, несмотря на официальное упразднение им Ордена Храма, так и не смог полностью распорядиться имуществом и владениями опальных храмовников. Переговоры послов иберийских государей с папой римским продолжались, несмотря на сожжение в 1314 г. во Франции на костре Великого магистра Ордена бедных рыцарей Христа и Храма Жака де Молэ. Магистра храмовников сожгли по личному приказу "короля-фальшивомонетчика" как "повторно впавшего в ересь" (ибо он, вместе с прецептором орденской провинции Нормандии Жоффруа де Шарни) громогласно отказался от своих данных под пытками показаний и объявил Орден Храма ни в чем не повинным. Спустя месяц после мученической смерти де Молэ и де Шарни (Шарне) скоропостижно скончался папа Климент V, а в октябре того же года за ним последовал в мир иной французский "король-фальшивомонетчик". Повсюду молниеносно распространился слух, что невинно осужденные ими храмовники призвали их на  Суд Божий (тем более, что об этом во всеуслышание заявил сам Жак де Молэ из пламени костра французской инквизиции). Лишь через 2 года был избран новый папа римский (милостью французского короля) - Иоанн ХХII, в прошлом - активный участие процесса против Ордена Храма. Подобно своему предшественнику, новый римский Великий Понтифик (это древнеримское - языческое! - жреческое звание первосвященники католической церкви носили начиная с основателя римской инквизиции папы Иннокентия III) продолжал настаивать на ликвидации Ордена Храма, но король Диниш I принял контрмеры, предложив оставшимся в Португалии рыцарям Христа и Храма переименовать свой Орден, на что португальские храмовники дали свое согласие (тем более, что речь шла фактически даже не о переименовании их Ордена, а о сокращении его названия). Таким образом на базе португальских владений духовно-рыцарского Ордена Христа и Храма возник духовно-рыцарский Орден Христа, полное название которого звучало как "Рыцарский (Военный) Орден Господа нашего Иисуса Христа".

Орден Христа был официально учрежден королем Португалии Динишем I 14 августа 1318 г. в качестве военно-монашеского (духовно-рыцарского, или религиозного военного) Ордена. Первоначально король Диниш отдал Орден Христа под покровительство Авизского Ордена святого Бенедикта(Сан Бенто ди Авиш). 14-15 марта 1319 г. папа римский  Иоанн ХХII утвердил  Устав Ордена Христа и порядок приема в новое духовно-рыцарское братство, издав с этой целью специальную буллу (торжественное послание) "Ad es quibus". Уцелевшие владения и прочее имущество упраздненного Ордена Христа и Храма, находившиеся на территории королевств Португалия и Альгарвия, стали основой благосостояния новоучрежденного Ордена Христа. По рекомендации короля Диниша I папа Иоанн XXII назначил первым Великим магистром Ордена Христа португальского аристократа дома Жила Мартинша (или Мартиниша), являвшегося в прошлом рыцарем военно-монашеского Авизского (Ависского, Авишского) Ордена святого Бенедикта (отпочковавшегося от духовно-рыцарского Ордена Калатравы). Новому Ордену Христа был дан устав монашеского Ордена цистерцианцев (под патронажем которого был в свое время учрежден Орден Христа и Храма Соломонова), в его варианте, разработанном для Ордена Калатравы и требовавшем соблюдения членами Ордена 3 монашеских обетов: нестяжания (бедности), целомудрия (безбрачия) и послушания. Право наказания провинившихся членов Ордена Христа было предоставлено приору (настоятелю) Алькобакского монастыря Ордена цистерцианцев ("братии белого облачения"). При утверждении Ордена Христа папа римский выдвинул условие, послужившее в будущем основой для раскола Ордена Христа на португальскую и папскую ветвь. Папское условие заключалось в том, что римский понтифик выговорил себе и своим преемникам на Престоле святого Петра право участвовать в управлении Орденом Христа и право на посвящение кандидатов в рыцари Ордена ("аспирантов"). Как бы то ни было, утверждение Ордена Христа папским престолом в течение долгого времени гарантировало соблюдение интересов португальской короны. Кроме того, в Португалии появился новый, собственный военно-монашеский Орден, продолжавший миссию упраздненного папским престолом Ордена Христа и Храма в деле борьбы с неверными, но уже не имеющий международного подчинения. Первоначально резиденция главы рыцарей Ордена Христа располагалась в замке Кастро Марим (Морим), расположенном в пограничной с маврами провинции Альгарвы, но в 1357 г., при шестом Великом магистре рыцарей Христа, доме Нуньо Родригише, резиденция, в целях более эффективного отражения мавританских набегов на христианские земли, была перенесена в отбитый у мавров старинный замок-монастырь (прецепторию) Ордена Христа и Храма, расположенный в Томаре, неподалеку от Сантарена. Своими последующими действиями Орден Христа, или Орден Томара (порт.: Ordem de Tomar), как его стали называть по новой резиденции Великого магистра рыцарей Христа, вписал немало славных, героических страниц в историю упорной и кровавой борьбы христианских народов Иберийского полуострова против мавританской угрозы.

В рыцари Ордена Христа могли быть посвящены только люди благородного (дворянского) происхождения, принимавшие участие в военных действиях против магометан в течение, по крайней мере, 3 лет. При посвящении в рыцари Христа аспиранты (кандидаты) приносили 3 упомянутых выше монашеских обета: нестяжания, целомудрия и послушания. Официальное одеяние принявшего постриг воина-монаха Ордена Христа было белого цвета с красным тамплиерским уширенным крестом (расширения на концах орденского креста, так называемые "иерихонские трубы", были дарованы папским престолом членам Ордена Христа и Храма за отвагу, проявленную ими при взятии сарацинской крепости Аскалона в Святой Земле - в знак того, что стены Аскалона не устояли перед отвагой тамплиеров, так же, как стены ветхозаветного Иерихона не устояли перед трубными звуками воинства библейского пророка Иисуса Навина). На этот красный "храмовнический" крест членов Ордена Христа был наложен более узкий прямой крест белого цвета (в знак того, что рыцари Христа - по крайней мере, в Португалии! - чисты от обвинений, возведенных на "бедных рыцарей Христа и Храма" французским королем и папой Климентом V). Впоследствии этот красно-белый орденский крест, свидетельствовавший о невиновности таиплиеров, украшал паруса португальских военных и торговых кораблей в эпоху Великих географических открытий (см. иллюстрацию, помещенную нами в заголовке настоящей военно-исторической миниатюры)

В конце XV века и в XVI веке Орден Христа, подобно другим духовно-рыцарским Орденам, боровшимся с неверными на Иберийском полуострове, претерпел целый ряд изменений. Так, в конце XV столетия папой римским Александром VI Борджа (1492-1503) были отменены 2 древних, уже почти забытых к описываемому времени, орденских обета нестяжания и целомудрия. Отмена этих 2 чисто монашеских обетов в немалой степени способствовала последующей секуляризации Ордена Христа (то есть приданию ему чисто светского характера династического рыцарского Ордена португальской короны). Но, несмотря на отмену этих обетов, Орден Христа еще долго сохранял свой, в сущности, духовно-рыцарский характер, ибо по-прежнему числил в своих рядах как рыцарей, так и нищенствующих монахов.

Должность Великого магистра (Гран Местре) Ордена Христа долгое время оставалась, как и в других рыцарских и духовных Орденах, выборной. Однако в 1417 г., после кончины Великого магистра дома Лопо Диаша ди Соуза, король Португалии предложил избрать не новым магистром, а "комендантом" ("управителем") Ордена Христа своего сына - инфанта дома Энрике Навигатора, или, точнее, Энрики Навигадора (более известного в современной России под именем "Генриха Мореплавателя", а ранее, еще в XIX в. - под именем "Генриха Морехода" или "Генриха Мореходца"). Папа римский согласился с королевским предложением, и в 1420 г. управление Орденом Христа было передано дому Энрике. С этого времени и до 1551 г. управление Орденом Христа осуществлялось членами королевской семьи. Так выборного главу Ордена Христа, Верховного магистра, сменил назначаемым королем и несменяемый "комендант". Это обеспечило португальской короне постоянный и надежный контроль над Орденом Христа, хотя папский престол продолжал рассматривать Орден Христа в качестве чисто военно-монашеского (религиозного военного) учреждения и субъекта исключительно церковного права.

Прославившая Энрике Навигатора страсть к морским исследованиям объясняется целым рядом причин, главными из которых были следующие.

Во-первых, если мавры в Африке были действительно столь могущественны и многочисленны, как о них говорили в Европе, принцу, "как любому разумному человеку, обладающему естественной предусмотрительностью" (по выражению португальского историка Азурары), следовало бы выяснить силу врагов Святого Креста и пределы их могущества.

Во-вторых, за 31 год войны с маврами принц Энрике "не нашел ни одного христианского короля или принца за пределами своих земель, который во имя любви к Господу нашему Иисусу Христу согласился бы помочь ему в этой войне. Поэтому он пытался выяснить, не найдется ли в Африке или Индии христианских принцев (владетельных государей - В.А.), в которых любовь к Христу сильна настолько, что они согласились бы помочь ему в борьбе против врагов христианской веры" (в частности, принц Энрике пытался получить информацию о легендарном христианском "царстве пресвитера Иоанна в Индиях" - и со временем португальские мореплаватели действительно установили контакт с изнемогавшей в борьбе с мусульманами христианской Эфиопией, или, как тогда говорили, Абиссинией, едва не ставшей в результате этого контакта колонией Португалии).

В годы правления Энрике Навигатора (в котором стремление к открытию новых земель неразрывно сочеталось с благочестивым стремлением способствовать обращению в христианство закосневших во мраке язычества обитателей этих земель и, тем самым, спасению их душ) Орден Христа занялся активной миссионерской и торговой деятельностью в португальских колониях. Так, в 1425 г. рыцари Христа под знаком красного креста храмовников колонизировали остров Мадейру и Канарские острова, в 1445 г. - Азорские острова, а в дальнейшем исследовали западное побережье Африки.

Принц Энрике не стеснялся использовать доходы возглавляемого им Ордена Христа для финансирования своих морских экспедиций, а имя Ордена - для того, чтобы добиться от папы римского Евгения IV официального признания права Португалии на земли, открытые именем Христа. Когда его исследовательские предприятия начали приносить прибыль, Энрике милостиво даровал Ордену Христа множество привилегий в новооткрытых землях, включая право на получение церковной десятины с острова Сан-Мигел в Азорском архипелаге и половину доходов от продажи сахара с этого острова, десятую часть от всех гвинейских товаров, церковные налоги с острова Мадейры и др. Сотрудничество между португальским королевством и Орденом Христа (объединенными в лице одного и того же принца Энрике) оказалось плодотворным и взаимовыгодным.

Красный восьмиугольный крест с "иерихонскими трубами" тамплиеров на концах украшал белые паруса, флаги и вымпелы каравелл Бартоломеу Диаша, Васко (Вашку) да Гамы, Кристобаля Колона (более известного нам под своим латинизированным именем "Христофора Колумба") и Фернана Магальянша (Магеллана), шедших в "море-океан" открывать неведомые земли, а также военных кораблей португальских "новых крестоносцев" Франсишку ди Алмейды и Аффонсу ди Албукерки, громивших мусульман в их "внутренних морях" - от Ормуза в Персидском заливе до Малакки в Андаманском море - и тем ослаблявших натиск воинственного Ислама на Европу. Великие географические открытия, совершенные отважными португальскими мореплавателями под знаменем с красным "тамплиерским" крестом рыцарей Христа, обогатили Лиссабон несметными сокровищами "Индий" и лишили ближневосточные магометанские державы баснословных доходов, извлекаемых теми из посреднической торговли между Востоком и Западом.

Дом Энрике Навигатор оказался талантливым руководителем – при нем Орден Христа добился значительных военных успехов и даже основал пребывавшие покровительством автономные колонии в северной Африке (как-никак начиналась эпоха Великих географических открытий). Папа римский Евгений IV (годы понтификата: 1431-1455) даровал рыцарям Христа право на владение десятой частью завоеванных у "мавров" территорий, в то время как португальский король Эдуарду I (годы правления: 1433-1438) в 1433 г. даровал подчиненному его скипетру Ордену Христа статус "суверена" (то есть самодержавного правителя) территорий, которые ему предстояло завоевать у неверных в будущем (но не тех территорий, которыми рыцари Христа уже владели к тому времени, милостью короля). Преемник короля Эдуарду (Эдуарда) I, Аффонсу (Альфонс) V (1438-1481), расширил права Ордена Христа, уступив ему королевскую прерогативу назначать епископов во владениях Ордена, а папа римский Каликст III Борджа (1455-1458), подтвердив эту королевскую привилегию своей буллой, наделил Орден Христа духовной судебной властью в землях, подвластных рыцарям Христа, с дозволением  награждать отличившихся соответственно принесенной пользе. В 1460 г. – год смерти принца-"коменданта" Энрике Навигатора – король Португалии Аффонсу V даровал рыцарям Христа право на пятипроцентный сбор со всех товаров, поступающих из новых африканских земель.

Во время управления домом Энрике Орден Христа был в 1449 г. в очередной раз реформирован Жуаном, епископом Ламего. После смерти Энрике Навигатора, "комендантом" Ордена Христа стал племянник и приемный сын Мореплавателя – принц Фернанду (сын короля Эдуарду I), умерший в 1470 г. В 1484 г. 11-м "комендантом" Ордена Христа был назначен дом Мануэл ди Браганса, герцог Бежи, ставший через 11 лет, после смерти своего кузена и сводного брата короля Жуана (Иоанна) II (1481-1495), королем Португалии под именем Мануэла I (1495-1521).

Король Испании убедил папский престол передать Орден Христа под "вечное управление" короля Португалии и его преемникам. Дом Мануэл (Иммануил) I был окончательно признан Великим магистром Ордена Христа буллой папы римского Льва Х "Constante fide" от 30 июля 1516 г. Однако его сын, король Жуан III, не получил эту должность автоматически, "по наследству", а был утвержден в качестве управляющего согласно бреве (кратким посланием) папы римского Адриана VI "Eximiae devotionis" от 14 апреля 1523 г. И лишь в 1551 г., после смерти принца Жоржи (Георгия), герцога Коимбры, внебрачного сына короля Жуана III, магистра португальских рыцарских Орденов святого Бенедикта Авизского и святого Иакова, папа Юлиан III, в правление короля Португалии Жуана III, уступил навечно титул Великого магистра всех рыцарских Орденов Португалии, включая Орден Христа, португальскому монарху. В результате объединения титула короля Португалии с должностью Великого магистра Ордена Христа произошло преображение этого Ордена из магистерского (духовно-рыцарского) в коронный (династический). Некоторые историки считают, что именно это обстоятельство, фактически, привело к разделению Ордена Христа на 2 ветви Воинства Господа нашего Иисуса Христа, папскую и португальскую, имеющие очень разные возможности и обязанности.

После того как управление всеми рыцарскими Орденами Португалии перешло в руки португальского короля, им была учреждена "Mesa da Consciencia e Ordens" (Орденская Согласительная Палата) – организация, являвшаяся одновременно Высшим судом и Королевским органом управления с консультационным правом  и обязанностью управления имуществом и делами рыцарских Орденов. Это учреждение координировало и контролировало весь комплекс действий, связанных с приемом в рыцарские Ордены и выдвижением кандидатур на мирские или духовные должности, запрашивая данные, касающиеся кандидата, его знатности, возраста, общественного положения, "чистоты крови" (к приему в Орден не допускались лица с примесью иудейской или сарацинской крови) и пр., а также имела важную, хотя и не решающую, роль в предоставлении "dispensas" (льгот), то есть некоторые из условий принятия в Орден могли быть обойдены королем Португалии или папой римским по просьбе кандидата. Процесс рассмотрения кандидатуры, в случае одобрения, заканчивался рекомендацией королю, как Великому магистру, скреплявшему своей подписью соответствующие документы. Из вышесказанного видно, что папе римскому, при приеме кандидата в Орден Христа или назначении члена Ордена на ту или иную орденскую должность, отводилась незначительная роль согласования.

Здесь конец и Господу нашему слава!


Рецензии