О фильме Ренаты Литвиновой Последняя сказка Риты

В последнее время на наших экранах появляются фильмы, снятые в стиле «Арт-хаус»-  искусство не для всех.  Многие из них напоминают поделки, изготовленные собственноручно, без явных претензий на высокие образцы, но заставляющие поверить, что кажущаяся неумелость изготовления и есть смысл свободного творчества. Такое искусство несет в себе признаки протеста против сложившейся системы догм и шаблонов и одновременно свидетельствует о стремлении отстоять своевольную безыскусность, допускающую пренебрежение к «одеревеневшим» требованиям мастерства.
Фильм Ренаты Литвиновой « Последняя сказка Риты» и есть  заявленный протест  против  всех видов давления на личность художника и его идеи.
 Безусловно Рената Литвинова  принадлежит к числу женщин, чья изысканная красота вкупе с артистизмом производит неотразимое впечатление. В ней все пленяет и, конечно, не хочется говорить о ней и ее работе  с насупленным видом придирчивого критика. Фильм, снятый ею на собственные деньги, потребовал от нее больших усилий и затрат здоровья. Да и замысел  был невероятным: показать, как умирает человек. Впрочем, почему невероятный? Вспомним «Смерть Ивана Ильича» Л.Толстого, ту же Виолетту(Маргариту Готье) из оперы Верди. Да мало ли в мировой литературе описаний, связанных с великим таинством - уходом человека из мира реального в мир запредельный.
 Режиссер  строит сюжет на аналогии смерти современной девушки и героини известного      романа- Маргариты Готье, которой  приходилось зарабатывать на хлеб насущный, служа в больнице для бедных.
 На много ли изменилось человечество с тех пор, когда люди умирали в убогих стенах заведений, стеснявшихся здорового румянца живых. Именно такая больница  показана в фильме – с протекающей крышей, трещинами в стенах, с замурованными окнами (вспомним гибель стариков в доме престарелых из-за зарешеченных окон). Безразличие к смерти написано на лицах и слышится в словах  странных медиков, закалившихся в бесчувствии от ежедневного общения со смертью.  Эти фигуры превращают смерть в фарс, в черный юмор – это тоже метод сохранения собственного здоровья. Вполне объяснимо желание режиссера придать этим  «подвижникам» медицины устрашающе сказочный облик..Не даром в кадре появляется женщина-смерть с косой на плече.
Весь фильм балансирует между реальностью и небытием. Вполне реальная разрушающаяся больница сменяется кадрами  потусторонних видений. Соседство бюро ритуальных услуг со скобяной лавкой  затуманивается витриной запределья.
Пожалуй, самый пронзительный эпизод из мира реальности – рассказ подруги умершей Готье о враче-паталогоанатоме, который привычно выплевывает докуренную сигарету прямо во вскрытую внутренность умершей, как бы ставя точку после проделанной работы. Наверное, случаются в больницах трупы с зашитыми в них окурками.
Но в абсурдистком фильме этот эпизод воспринимается как чужой. Что называется не из той оперы. Да и вообще несмотря на  все ужасы с окурками, червями и дверью в мир иной с прозаическим расписанием  часов работы фильм не вызывает сочувствия к печальному жребию живущих. Вдохновившись высокой идеей – обнажить невероятную смесь цинизма и трагичности, сопровождавших уход человека в мир иной создатели фильма ограничиваются  изображением событий вокруг трупа, но не души. Умершего вскрывают, зашивают, увозят, несут хоронить. Но при этом не происходит того священного замирания и молитвенности,  без которых не обходится ни одно прощание с умершим человеком.  Можно было бы простить все чудачества фильма, если бы он не был настолько атеистическим и  лишенным религиозного  чувства.
Сдается, что  автор фильма руководствовался идеей сделать смерть безопасной, свободной от покрова  траурной сумрачности. Отсюда – черты курьезности, фарса, явное желание приправить трагедию насмешкой и юмором, снимающими положенную. мрачность. Так за минуту перед тем, как очутиться в запределье умирающая,  точнее уже  укладывающийся в гроб мертвец просит закурить, как бы на посошок. Вся картина становится подтверждением  мысли о том, что прощение с миром, заселенным уродами, вовсе не трагедия, а благо. Радуйтесь!
 Кстати, бесконечное курение всех изображенных лиц тоже напоминание о смерти (курение- смерть!)
У меня создалось впечатление, что избранный режиссером метод – сгустить реальность до хаотичной бессмыслицы таит в себе некий подвох. Нелепость происходящего на экране лишена ощущения гармонии. Да, да мы видим ничем не связанные, сменяющие друг друга эпизоды, в которых отсутствует одухотворенность мысли,  влияние личности художника.
 К сожалению, «Рита» со всеми ее импульсивными судорогами как бы провисает в обвалах задуманной конструкции.
Неужели Рената Литвинова вспомнила о   Маргарите  Готье только из желания сняться в красивых платьях, без которых актриса непредставима?
И все же мы должны быть благодарны  талантливому  создателю фильма за то, что  она решилась прикоснуться к исполненной таинственности  теме, которая волнует всех.
 В конце концов поиск новых форм, расширение границ искусства кино достоин всяческой похвалы...


Рецензии