О фильме Ренаты Литвиновой Последняя сказка Риты
Фильм Ренаты Литвиновой « Последняя сказка Риты» и есть заявленный протест против всех видов давления на личность художника и его идеи.
Безусловно Рената Литвинова принадлежит к числу женщин, чья изысканная красота вкупе с артистизмом производит неотразимое впечатление. В ней все пленяет и, конечно, не хочется говорить о ней и ее работе с насупленным видом придирчивого критика. Фильм, снятый ею на собственные деньги, потребовал от нее больших усилий и затрат здоровья. Да и замысел был невероятным: показать, как умирает человек. Впрочем, почему невероятный? Вспомним «Смерть Ивана Ильича» Л.Толстого, ту же Виолетту(Маргариту Готье) из оперы Верди. Да мало ли в мировой литературе описаний, связанных с великим таинством - уходом человека из мира реального в мир запредельный.
Режиссер строит сюжет на аналогии смерти современной девушки и героини известного романа- Маргариты Готье, которой приходилось зарабатывать на хлеб насущный, служа в больнице для бедных.
На много ли изменилось человечество с тех пор, когда люди умирали в убогих стенах заведений, стеснявшихся здорового румянца живых. Именно такая больница показана в фильме – с протекающей крышей, трещинами в стенах, с замурованными окнами (вспомним гибель стариков в доме престарелых из-за зарешеченных окон). Безразличие к смерти написано на лицах и слышится в словах странных медиков, закалившихся в бесчувствии от ежедневного общения со смертью. Эти фигуры превращают смерть в фарс, в черный юмор – это тоже метод сохранения собственного здоровья. Вполне объяснимо желание режиссера придать этим «подвижникам» медицины устрашающе сказочный облик..Не даром в кадре появляется женщина-смерть с косой на плече.
Весь фильм балансирует между реальностью и небытием. Вполне реальная разрушающаяся больница сменяется кадрами потусторонних видений. Соседство бюро ритуальных услуг со скобяной лавкой затуманивается витриной запределья.
Пожалуй, самый пронзительный эпизод из мира реальности – рассказ подруги умершей Готье о враче-паталогоанатоме, который привычно выплевывает докуренную сигарету прямо во вскрытую внутренность умершей, как бы ставя точку после проделанной работы. Наверное, случаются в больницах трупы с зашитыми в них окурками.
Но в абсурдистком фильме этот эпизод воспринимается как чужой. Что называется не из той оперы. Да и вообще несмотря на все ужасы с окурками, червями и дверью в мир иной с прозаическим расписанием часов работы фильм не вызывает сочувствия к печальному жребию живущих. Вдохновившись высокой идеей – обнажить невероятную смесь цинизма и трагичности, сопровождавших уход человека в мир иной создатели фильма ограничиваются изображением событий вокруг трупа, но не души. Умершего вскрывают, зашивают, увозят, несут хоронить. Но при этом не происходит того священного замирания и молитвенности, без которых не обходится ни одно прощание с умершим человеком. Можно было бы простить все чудачества фильма, если бы он не был настолько атеистическим и лишенным религиозного чувства.
Сдается, что автор фильма руководствовался идеей сделать смерть безопасной, свободной от покрова траурной сумрачности. Отсюда – черты курьезности, фарса, явное желание приправить трагедию насмешкой и юмором, снимающими положенную. мрачность. Так за минуту перед тем, как очутиться в запределье умирающая, точнее уже укладывающийся в гроб мертвец просит закурить, как бы на посошок. Вся картина становится подтверждением мысли о том, что прощение с миром, заселенным уродами, вовсе не трагедия, а благо. Радуйтесь!
Кстати, бесконечное курение всех изображенных лиц тоже напоминание о смерти (курение- смерть!)
У меня создалось впечатление, что избранный режиссером метод – сгустить реальность до хаотичной бессмыслицы таит в себе некий подвох. Нелепость происходящего на экране лишена ощущения гармонии. Да, да мы видим ничем не связанные, сменяющие друг друга эпизоды, в которых отсутствует одухотворенность мысли, влияние личности художника.
К сожалению, «Рита» со всеми ее импульсивными судорогами как бы провисает в обвалах задуманной конструкции.
Неужели Рената Литвинова вспомнила о Маргарите Готье только из желания сняться в красивых платьях, без которых актриса непредставима?
И все же мы должны быть благодарны талантливому создателю фильма за то, что она решилась прикоснуться к исполненной таинственности теме, которая волнует всех.
В конце концов поиск новых форм, расширение границ искусства кино достоин всяческой похвалы...
Свидетельство о публикации №212110701402