Записки продавца иконной лавки

    Приглашают поработать на подмене в иконной лавке, когда коллеги в отпуске или приболел кто-нибудь.
    Коллектив продавцов- четыре человека, которые работают парами по такой схеме - два дня работы, два дня отдыха. У каждого свои достоинства и недостатки, разный уровень образования, только в одном мы одинаковы - все пенсионерки. Стараемся находить компромиссные решения в отношениях, и с терпением относиться друг к другу. Но в одном мы сходимся во взглядах и претензиях – наша коллега ,назовем ее Любовью, отличается редким своеволием, торопливостью и суетливостью. Ну, например:
- «Бейджик» с именем отчеством  на одежде носить не буду. Что это я с биркой буду ходить? Что это книги придумали раскладывать в таком порядке? Кому надо и так найдут! Нечего меня учить подсвечник у иконы чистить, батюшка мне замечаний не делал и т.п.
Возмущаемся все вместе и поврозь, но другого продавца не предвидится и приходится работать все в том же составе. А вот и мне выпало с ней работать.

      Так уж устроены женщины, что в официальные рабочие отношения привносится личное.  Делимся друг с другом проблемами и переживаниями. Узнала я и более подробные сведения из жизни Любови: рано овдовела и поднимала двоих детей в трудные перестроечные годы. Справилась. Дети получили образование, создали семьи и у них уже свои дети, а у Любы – внуки и внучки, пятеро. Все приезжают, не забывают родительский дом. И вот, сколько же я неожиданных уроков для себя получила, общаясь с Любовью.
Рассказывает мне:
-Приехали и сын с мальчишками, и дочь со своими девочками. Радуюсь, что дом полон. А «пробежала кошка» между моими деточками, поссорились. Сашке завтра уезжать, а он с сестрой не разговаривает, и мириться не собирается. Как же мне все это видеть не хочется! Начинаю общий разговор, а они все равно друг с другом не хотят говорить. Думаю:
- Что же мне сделать-то?
 И придумала:
- Устрою  я скандал на пустом месте. Да так, чтоб обоим от меня досталось. Сказано-сделано! А что? Сразу помирились!
Ходят, перешептываются:
- Чего это с нашей мамкой стряслось? Из-за пустяка такой шум подняла?!
- Ничего, на мамку долго сердиться не будут! Пусть я плохой побуду. Зато все помирились между собой.

          Пенсия небольшая, да и зарплата в иконной лавке тоже. А Любови хочется всех своих родненьких подарочком оделить. Грядущая ее зарплата уже наперед вся распланирована, и то маловато будет.
        В нашу смену приехала паломническая группа из Белоруссии. Нравится им в нашей лавке. Выбор товара очень неплохой. Но покупательная способность у «сябров» невелика. Берут в руки книги, перелистывают и, с сожалением, ставят назад. Что-то продаем, да просто беседуем, рассказываем о нашем храме. Один подросток разглядывает набор-конструктор  «Лего» в красочной упаковке -  из него можно собрать три красивых храма. Возьмет коробку, поглядит на нее со всех сторон и возвращает на место. Походит вместе со всеми вдоль витрин и снова идет к конструктору, вздыхая с сожалением.
Детки любят это занятие. Любовь рассказывала, что ее внучки с увлечением собирали храмы из этого конструктора - бабушкин подарок. И смотреть на них была одна отрада для сердца.
 Не выдержала Люба, взяла эту коробку, идет ко мне и просит:
- Запишите в блокнотик мне к тому долгу, что есть, вот этот конструктор.
И дарит его мальчишке.
Сколько счастья было на его лице! Он порывисто обнял тетеньку, поблагодарил. И, удивительно , не возникло никакой неловкости в происшедшем!
Видимо ,свидетели этого поступка обсудили это в автобусе ,и кто-то зашел к нам и рассказал, что ребенок из неблагополучной семьи, а в паломнической поездке он со своим крестным. Вот таким счастьем одарила его Богородица (наш храм освящен в честь Оковецкой - Ржевской иконы Божьей Матери), вложив в сердце нашей Любочки  желание поспособствовать этому.
Зная ее финансовые затруднения, я по - возможности ,деликатно попросила разрешения разделить с ней на двоих сумму подарка. На что Люба ответила мне отказом в самой категоричной форме.

              Хожу по лесу, собираю грибы. В кармане звонит «сотовый» и наша старшая просит меня выйти на работу в иконную лавку,  так как не вернулась ко времени из отпуска наша Любовь- совсем на море заотдыхалась. Поехала на машине со знакомыми, и «сотовый» не отвечает. А как я из леса приду, никак не успею! Завтра смогу прийти.
-Ну, что с нее возьмешь? Могла бы хоть позвонить, предупредить, что не успевает вернуться вовремя. Не  напрасно мы ее укоряли!

         Захожу в лавку спустя какое-то время. Любочка благополучно приехала отдохнувшая и загорелая. Нашлись объяснения задержки. Рассказывает мне с радостью, как в Краснодарском крае ,во время их поездки , по трассе шел многолюдный крестный ход с иконой святителя Тихона Задонского:
- Выскочила я из машины, прямо в носках, как ехала. А крестный ход таким мощным потоком идет по шоссе. Мне же хочется приложиться к иконе. А как? Батюшка , проходя мимо, говорит:
- На колени!
Я падаю, а надо мной проносят иконы…
-Может я уж не совсем никчемный человек, что мне, грешнице, Господь такую милость явил? – со слезами говорит Люба.

Как тут не вспомнить слова святых отцов, пытающихся уберечь нас от осуждения:
- Ты видел, как твой брат грешил, да не видел, как он каялся…

Каждый человек неоднозначен, и каждая встреча  может нас обогатить опытом духовным, житейским, любым.




               
                Лидия Вакина
                Октябрь 2012г.


Рецензии
Замечательный рассказ, поучительный и светлый!!! Нельзя судить о человеке сходу, внешне.. Мы не знаем, действительно, как он кается... Был батюшка один, от которого доставалась прихожанкам, но он за них ночами поклоны клал!

Ольга Коваленко-Левонович   17.05.2018 23:58     Заявить о нарушении
Да, все мы ранены грехом(((
Поэтому жалеть друг друга,понимать и поддерживать наипервейшая задача, помня, что Христос посреди нас!

Спасибо Вам за прочтение и отзыв!

Лидия Вакина   18.05.2018 22:05   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.