Танюшина сказка

Эту историю я начинала по кусочкам рассказывать еще старшей внучке, Танюшке. Пока складывалась полная мозаика, появились и другие внуки. Скоро и они станут просить: «Бабушка, расскажи какую-нибудь сказку!» Вот тут-то и пригодится новогодняя Танюшкина быль-небылица.


Танюшина сказка

             Происходило это давным-давно… Теперь даже седые ветры все реже вспоминают о тех временах. Людей на земле тогда еще не было. И поделена она была на два огромных царства. В одном Солнце пресветлое правило, в другом – неприступная красавица Зима. В царстве Солнышка – круглый год лето. Цветы диковинные растут, птицы никогда не умолкают, зверья разного не перечесть. У Зимы свои чудеса. Куда ни глянь – везде ковры пуховые искрятся, мосты и дворцы хрустальные под звездами серебром горят, драгоценными каменьями сверкают. А верные слуги что ни день все новые и новые возводят.
             Так и жили цари – вроде и соседи, да каждый сам по себе. Зима все своими бесчисленными дворцами любуется, от одного к другому вихрем носится. А Солнышку, пока каждую травинку приласкает, каждого зверька обогреет, в чужую сторону и взглянуть некогда. Но таки верно говорят: чудно по соседству жить да не встретиться. Настал заветный час и для наших царей.
             Встретились они хоть и случайно, а разминуться сил ни у одного не хватило. Солнце жаркое в своей колеснице застыло, не может от сверкающей красавицы глаз оторвать. А у Зимы от его горячего взгляда сердце оттаяло, первый раз улыбнулась гордячка. И стала еще прекраснее. Ясноглазый царь руку ей протянул – будто обожгло Зиму. Перешла она в его огненную колесницу, и помчалась та в солнечное царство. Впереди гонцы-ветры летят: быть свадьбе, быть пиру, быть веселью!
             Что ж, и свадьба была, и пир был, да веселья не было. Какое уж тут веселье! Цветы от одного дыхания невесты вянут, птицы от ледяного ветра замертво на землю падают, звери в летних шубках стынут. Одним словом – мор да разоренье.
              Цари-то в начале и не замечали ничего. Но такая беда в глаза сама влазит. Спохватились, наконец, молодые и решили к Зиме отправиться, там счастья попытать.
              Но из этой поездки тоже ничего не вышло. Теперь Солнце с собой беду несло. Куда ни посмотрит, ковры пуховые чернеют, мосты тают, дворцы рушатся, вся красота пропадает. Стало ясно тогда могучим царям, что не судьба им вместе быть. Так и расстались. Долгое время ничего не слыхало Солнце о своей молодой жене. Пока Новый Год, единственный, кто всю землю из края в край проходил, не рассказал царю, что родилась у Зимы дочь, ясноглазая Снегурочка. Мать малышку лелеет, глаз с нее не спускает. А об отце и шепнуть никому не разрешает.
               Потеряло Солнце с той поры покой, тучами ото всех отгородилось, на царство свое взглянуть не хочет. Все мысли лишь о малышке белолицей. За одну возможность повидать ее любые богатства сулит. Да чем богатства здесь помогут?
                Но не зря отец день и ночь только об одном голову ломал. Решил напроситься в гости с закрытыми глазами. Пусть не увидит дочку, так хоть смех ее услышит. Отправил самый быстрый ветер Зиме его просьбу передать.
                Неприступная царица вначале и слышать ничего не хотела. Но Солнце не унималось и с каждым ветром, с каждой тучкой все ту же просьбу посылало. Решила тогда Зима мужа перехитрить: самого пустить, а дочку на это время спрятать. Уложила ее спать в самом укромном дворце. Лишь бы девочку из ледяного царства от встречи с жарким Солнцем уберечь. Мол, хватит с них былых бед.
                Да вышло так, что Зима саму себя перехитрила. Отец, когда дочкин смех не услыхал, решил хотя бы из-под ресниц на нее взглянуть. И расцвело на северном небе сияние. Да такое яркое, что девочку в самом дальнем дворце разбудило. Всполохи на небе, правда, быстро пропали, да свое дело сделали.
                Прибежала девочка к матери, вопросами ее забросала. А та в ответ одно: знать ничего не знаю, тебе все это приснилось. И слугам своим, вьюгам-метелям, строго-настрого приказала так же отвечать. Понадеялась, что потихоньку все забудется. Да, видать, сама забыла, что Снегурочка – дочь неуемного жаркого Солнца. Девочка все ветерки порасспрсила, у каждой тучки повыпытала, пока слово за слово не узнала, кто ее отец. И, как он, тоже покоя лишилась. Стоит на своем – хочу у Солнца в гостях побывать.  Как Зима ни билась, как ни убивалась, Снегурочка даже слушать не хотела, что ее у родного отца может беда поджидать. Даром что маленькая, а упорная. Так и заявила, что без согласия матери уйдет, с Новым Годом. С ним даже веселее. Новому Году все рады.
               Поняла Зима, что тут уговорами да запретами не поможешь, придется давать согласие. Нужно было вместе с Солнцем решать, как всем беды избежать.
               Самый могучий из ветров понес отцу весть о решении дочери. Да и не один раз пришлось ему землю облетать, пока все не уладили, обо всем не договорились. Но даже самым длинным сборам все-таки конец приходит. Наступила пора Новому Году в дорогу отправляться. А с ним и Снегурочке, и Зиме, и Деду Морозу. Дед девчушку нянчил, ему ее и в дороге оберегать.
                Зимнее царство промчались быстро, без задержек. А гонцы в соседнее царство еще быстрее полетели. Как уговорились, Солнце не только гостей не встречает, но даже прячется от них, тучами загораживается, на небе высоко не поднимается. Редко-редко взглянет, да и то из-под ресниц. Птицы ближе к теплу летят, звери – кто прячется, кто летние шубки на зимние меняет. Одним цветам да деревьям не улететь, не спрятаться. Но и о них позаботились. Заснут до новых солнечных дней.
               В общем, когда вслед за первыми гонцами вьюги-бураны налетели, опустело летнее царство. Стали слуги Зимы здесь хозяйничать. Последние листики с деревьев срывают, траву-цветы снегом укрывают, чтобы до тепла не замерзли, мосты и дворцы строят.
               Так и вышло, что к приходу Снегурочки отцово царство почти ничем от ледяного не отличалось. Разве что не так темно, а скорее пасмурно. Хоть и не совсем студено, все обитатели солнечного царства от одного страха по щелям, дуплам и норам попрятались. Веселья и в помине нет. Даже Новому Году никто не рад.
                Пригорюнилась Снегурочка, хоть назад в ледяное царство возвращайся. Скучно кругом, мертво. Только деревья да кусты кое-где чернеют. И вдруг девчушка увидела, что не все деревья голые да унылые. Зеленеет среди них чудо пушистое, вроде и холод ему нипочем. Снег на зеленых ветках серебром блестит. А ветки-то все из иголочек – будто просят, чтобы на них наряды да украшения вешали. Подбежала Снегурочка к лесной красавице, от радости свое ожерелье, сережки, поясок витой сняла да по веткам все и развесила. А на верхушке звездочку зажгла.
                Засверкало деревце, и все вокруг сразу посветлело, повеселело. В самый раз в пляс пускаться. Подхватила девочка Новый Год, Деда Мороза, да ну вокруг елочки в хоровод! Тут уж Солнце не выдержало, солнечных зайчиков выпустило, Зима целый рой снежинок позвала. Такое веселье началось, что зверюшки о своем страхе позабыли. К елке посбегались и тоже в пляс пустились. На всех даже места у одного деревца не хватило. Тогда лесные жители сами стали другие елочки искать, наряжать и около каждой свой хоровод устраивать. И все Снегурочку с друзьями к себе зовут. А они никого не обижают, везде поспевают.
                …С тех пор так и повелось. Новый Год без Снегурочки и Деда Мороза в путь не отправляется. Солнце в это время показывается редко, а хозяйничают Зима со своими слугами. Но никто их уже не боится, а наоборот, ждут и к празднику готовятся. Елками да подарками для детишек и друзей запасаются. Наряжают лесных красавиц и водят вокруг них веселые хороводы. И обязательно со Снегурочкой и Дедом Морозом.
                Солнышко на зимние забавы из-под ресниц поглядывает, дочкой своей любуется. Но нас не забывает, светит и греет потихоньку. А проводит дорогих гостей и вновь за работу принимается. Ведь все должно оттаять, ожить, зазеленеть, зацвести, защебетать после холодов.
                Но как бы ни было занято Солнце, о дочурке своей не забывает. Нет-нет да и заглянет в ледяное царство. И снова разгорается на небе северное сияние. То-то Снегурочке радость.
                Вот и выходит, что для любви да добра никаких преград нет. А всем нам от этой любви не только летом, но и зимой студеной тепло.
        Декабрь 2011


Рецензии