Prezident L

   Белорусская интернет-публика читает и обсуждает роман человека, скрывшегося под псевдонимом Антон Дыбов.  Роман называется "Prezident L", и название это можно прочитать двояко - и как прецедент Л. и как - президент, что в какой-то мере можно даже считать литературной находкой автора, поскольку оно одновременно несет как бы двойную смысловую нагрузку, усиливая ее.
   Впрочем, сам автор свое произведение считает не столько романом, сколько "футуристическим, документально-художественным исследованием природы политической власти в Республике Беларусь".
   Прочла я это "исследование", признаюсь, не отрываясь, поскольку было любопытно, к чему ведет (и приведет) автор, окунув читателя в 2041 год. Да и язык, особенно в первой части творения, не такой уж газетный, как утверждает в интервью Еврорадио молодой белорусский и, безусловно, талантливый писатель Виктор Мартинович.
   Но вот теперь, спустя сутки после прочтения, я словила себя на том, что перечитать опус Дыбова у меня уже не хватило бы терпения. Да и интереса. Хотя автор и намекает, что при построении своего творения пользовался фабулой шекспировской пьесы о короле Лире, "на Шекспира" он, разумеется, не тянет. И даже на Войновича -автора романа "2042".
   У Дымова действие в его "исследовании" происходит в 2041 году. По его фантазии, в этом году престарелый президент (нетрудно догадаться, кого он имел в виду) решает, наконец, передать власть своим трем сыновьям, а для этого делит Беларусь на три самостоятельных государства - Восточную Беларусь со столицей в Могилеве, Центральную - с Минском и Западную - с Гродно.
   Двое старших сыновей безропотно принимают решение отца, а младший, Коля, вдруг начинает критиковать отца(?) за неправильные методы руководства. Отец рассердился на неблагодарного сына, которого любил больше всех, и сослал послом Беларуси в Брюссель. А Беларусь поделил не на три, а на две части.
   Далее пересказывать сюжет даже скучно:братья-"президенты" воюют друг с другом, и даже имеют общую любовницу, офицершу высокого ранга из КГБ, обоим мешает отец, претендующий на прежнее почитание, и который в конце концов стал жить в конторе колхоза, который когда-то возглавлял. Тем временем старые кадры, и особенно председатель КГБ, решают устранить братьев от власти, а в Польше , а потом в Бресте появляется Коля, которого поддерживает Запад и дает ему много денег, чтобы он смог перекупить население.
   Финиш в общем такой:"могилевский" брат отравляет "гродненского", любовница из КГБ арестовывает бывшего президента и Колю, обоих помещают в тюрьму, Колю вешают, старый президент умирает сам. К власти приходит "спокойный" и непримечательный премьер, поскольку дама из КГБ погибает в автоаварии, устроенной бывшим ее сослуживцем, которого она предала. Беларусь снова становится единым и неделимым государством.
   Скука да и только, и весьма примитивный полет фантазии. Хотя автор ссылается на свою молодость, будто ему всего 27 лет, и он живет в Москве.
   Правда, некоторые белорусские читатели, которые прочли это "исследование", высказывают мысль, в частности, в газете "Наша нива", что его написал кто-то из ...номенклатурного стана Лукашенко. Якобы в "исследовании" есть информация, которую могут знать только люди из его окружения.
   Думаю, не только я, но и другие люди, на чьих глазах проходила и проходит деятельность Лукашенко, с которым они много лет знакомы, однозначно скажут, что нет там такой информации. А есть только то, что было в СМИ или "озвучено" и "ходит" в слухах.
   Особенно, что касается "мальчика Коли". Никак не могут оставить его в покое. Будучи в Венесуэле, Лукашенко сказал, указывая на сына, что вот растет достойная смена, и есть кому передать бразды правления. И пошла плясать губерния! Лукашенко передаст их  своему младшему сыну!
   Лукашенко родился в 1954 году, Коля - в 2004. Сегодня Лукашенко пятьдесят шесть лет, Коле - восемь. Это сколько же времени мальчику надо расти, чтобы стать взрослым человеком, да еще тем, кто может стать президентом страны? Кто знает, какая вообще судьба ждет его? Этого мальчика можно лишь пожалеть. У него несчастное детство, он лишен матери по воле отца, и не настанет ли время, когда он осознает это и спросит с него за это?
   Уже и сам Лукашенко чувствует, что не все ладно с младшим сыном. Он даже не удержался и разоткровенничался в некоторых интервью по этому поводу, чего раньше не позволял себе такое. В частности, в интервью Интерфаксу он, говоря о том, что сын "практически вырос у меня на руках", заметил, что ни камеры, ни фотообъективы, ни люди - "для него нет этой проблемы", настолько он привык к этому. Поскольку все время рядом, поэтому он не комплексует перед камерами.
   "Но если он увидит по телевидению, что я был на каком-то заводе, сельхозпредприятии, может даже заплакать, почему я его с собой не взял. Его интересует не камера, а сам процесс, в котором я участвую. И только деловые мероприятия, не протокольные... Он взрослеет, его интересует что-то живое".
   Признавался Лукашенко в одном из интервью и в том, что младший сын ревнует его к старшим сыновьям, что спрашивает, один ли он сын у него, а когда отец говорит, "как же один, если есть двое старших", возражает:"один, один! у них уже есть свои дети"! "Характер, как у отца когда-то был, не подарок",- самокритично заметил Лукашенко.
   Бедное дитя, которому не гнушается временами перемыть косточки белорусская оппозиция, публикуя на своих сайтах разные слухи. Один из них был о том, что Колю... бьют в школе. Хотя бы подумали об абсурдности такого утверждения. Кто ж это осмелится поднять руку на сына президента?
   "Дымов" решил отступить от "традиции" и  написал "исследование", в котором ходульно-схематичный Коля уже тридцатилетний красавец и "спаситель нации", который так ничего и не успел сделать, а сидел в больнице рядом с больным отцом и ждал, когда их арестуют. А потом просил пощадить, когда его стали вешать в тюрьме.
   "Исследование" больше похоже на сценарий для съемки фильма или постановки спектакля. Вполне возможно, что "Свободный театр", руководители которого Халезин и его жена получили политическое убежище в Великобритании, поставят такой спектакль. Они как раз специализируются на политических постановках, чтобы в очередной раз показать "кровавый" режим Лукашенко.
   Кстати, Халезин - хороший журналист, раньше работал в одной из минских газет и на сайте Хартии 97, продолжая сотрудничать с ним и ныне, из туманного Лондона.


Рецензии