Хроники войны за Чако. Часть 8

               
                РЕЙД ЭСКАДРОНА КАПИТАНА (НС) НИКОЛАЯ ХОДОЛЕЯ.               
               


   После взятия  форта Бокерон, началась реорганизация парагвайских вооружённых сил, находившихся в Северном Чако.

   7 октября 1932 года был создан Второй армейский корпус под командованием подполковника Хуана Б. Айала. В его состав вошла и Первая кавалерийская дивизия, где в Седьмом кавалерийском рэхимьенто одним из эскадронов командовал капитан (НС) Николай Корсаков.

   Командующему Первым армейским корпусом Хосе Феликсу Эстигаррибья был присвоен чин полковника.

   Острая нехватка транспортных средств, перебои в снабжении питьевой водой, отсутствие топографических карт местности, плохая организация воздушной разведки, а также завышенная оценка боеспособности Первого боливийского корпуса, противостоявшего его частям, заставили Эстигаррибья действовать с максимальной осторожностью.

   Прежде чем начать наступление на основную базу противника, располагавшуюся в фортине Арсе, Эстигаррибия принял решение завладеть всеми боливийскими укреплёнными пунктами, находившимися вокруг Бокерона.

   8 октября 1932 года Первый армейский корпус начал своё очень медленное наступление.
   11 октября его части без боя захватили сожжённый боливийским гарнизоном фортин Кастильо.
   12 октября Первый армейский корпус вошёл в горевший фортин Юхра, оставленный боливийцами без сопротивления.

   Части Первого боливийского корпуса, противостоявшие парагвайскому Первому армейскому корпусу, состояли в основном из, недавно прибывших в Северный Чако, новобранцев. Голодные, страдавшие от жажды, они были деморализованы и не могли оказать действенного сопротивления. Их командиры не выполняли приказов Верховного главнокомандующего (Президента Боливии), считая их нелепыми и  вредными.

   Солдаты 3, 15, 20, 35 рэхимьентов Четвёртой боливийской дивизии, едва узнав об угрозе их окружения на подступах к фортину Арсе, оставили это укрепление без боя и бежали.

   25 октября Первый армейский корпус полковника Эстигаррибья без боя занял горевший фортин Арсе.

   После этого основная база боливийских войск переместилась в фортин Плантанильос. Численность его гарнизона, система коммуникаций и укреплений была абсолютно неизвестной для парагвайского командования. По непроверенной информации, якобы, существовали дороги, соединявшие фортин Плантанильос с фортинами "Камачо", "Боливар", Лоа, Хаюкубас. Также ходили слухи, что по дороге Камачо –Плантанильос  постоянно передвигались колонны  грузовиков противника. Командир второго эскадрона Первого кавалерийского рэхимьенто капитан (НС)  Николай Ходолей и начальник картографической службы Первого армейского корпуса капитан (НС) Николай Гольдшмидт получили личный приказ полковника Эстигаррибья отбыть  в район расположения фортина Плантанильос для проверки данной информации, а также  топографической съёмки местности.

   Два русских офицера во главе кавалерийского эскадрона вышли из фортина Корралес на рассвете 26 октября. После тринадцати часов марша по пересечённой местности, покрытой колючим кустарником, они наткнулись на дорогу, соединявшую ( как затем выяснилось) фортины  Плантанильос и Хаюкубас. Здесь кавалеристы Ходолея обнаружили телефонный провод, тянувшийся вдоль этой дороги. Они немедленно подключили к нему свой телефон и стали прослушивать все боливийские переговоры. К сожалению, разговоры велись на языке кечуа, которого никто из парагвайцев эскадрона  Ходолея не понимал. Наконец послышалась испанская речь. Разговаривали два боливийских офицера. Из их короткой беседы стало ясно, что недавно из фортина Хаюкубас в фортин Плантанильос было направлено подкрепление.

   Капитан (НС) Ходолей немедленно отдал приказ организовать засаду. Она состояла из трёх постов, располагавшихся друг от друга на расстоянии пятидесяти метров. Второй пост, где находился капитан (НС) Николай Гольдшмидт, располагал лёгким пулемётом.

   Через час послышался звук мощного двигателя. Из-за поворота показался  грузовик-фургон. Он был совершенно один.

   Грузовик был обстрелян парагвайцами, находившимися в засаде на первом посту. Но  вместо того, чтобы остановиться, он увеличил скорость и пошёл на второй пост. Здесь капитан (НС) Гольдшмитд разрядил обойму своего пистолета, стреляя в водителя. Грузовик замедлил ход, врезался в дерево и загорелся.

   В этот момент из-за поворота показался бортовой грузовик, заполненный боливийскими пехотинцами, а за ним второй, третий... Всего их было семь. Все - до отказа забитые солдатами противника. Боливийцы выпрыгивали из грузовиков и быстро занимали выгодную  позицию на  невысоком холме, расположенном слева от дороги. Между кавалеристами Ходолея и вражескими пехотинцами завязалась ожесточённая перестрелка. Численное преимущество было на стороне боливийцев. Капитан (НС) Ходолей отдал приказ об отступлении.

   28 октября эскадрон Ходолея без потерь вернулся в фортин Корралес.  Приказ полковника Эстигаррибия  русскими офицерами Николаем Ходолеем и Николаем Гольдшмитдом был успешно выполнен.
       


Рецензии
Несколько фортов парагвайцам удалось отбить, и просто захватить. Но форт Плантанильос остался у боливийцев. Однако,приказ полковника русскими офицерами Николаем Ходолеем и Николаем Гольдшмитдом был выполнен, несмотря на тяжёлые условия течения боя. С уважением Нина.

Нина Измайлова 2   31.03.2021 12:22     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.