16. По южному берегу - старый памятник Юрию Гагари

На фотографии старый памятник Юрию Гагарину, изувеченный вандалами. Скульптор В.Д. Борсков


Ребята уговорили меня съездить с ними на следующий день в Барскаунское ущелье. В доме отдыха «Долинка» меня не ждали, – я никого не предупреждал о своём приезде, и мне ничего не надо было отменять. Тем более, было воскресенье. Окончательно они убедили меня, сказав, что там такой водопад, который я нигде больше и никогда не увижу.

Мы поехали на запад по южному берегу. Села встречались здесь довольно часто, но все они почему-то стояли на некотором расстоянии от берега. То ли уровень воды понижался, и новые берега не успели обжить, то ли народ боялся повышения уровня воды и сознательно дома ставил подальше от берега...

Городище

Возле устья реки Барскаун, на её правом берегу находятся развалины какого-то города, который все называли «городищем». В центральной его части (шахристане) развалины цитадели, все постройки окружёны длинной стеной. Общая его площадь 8–9 квадратных километров. Это городище отождествляют с древним городом Барсхан. Он упоминается в письменных источниках IX–XIII вв.

Городище было открыто археологом Д.Ф. Винником в 1959 г. Когда его раскопали, вскрыли остатки помещений и хозяйственную яму, нашли изделия из глины и камня. Все они датируются VIII - XII вв., т.е. временем, когда здесь жили усуни. Вблизи городища сохранились остатки порядка 20 мелких поселений X–XII вв.

горный козел

Мы снова в машине.
– Мы доедем до посёлка Тамга и поедем вверх по ущелью Барскаун, как его называют все русские. Киргизы же говорят Барскоон. Здесь очень красиво, ты увидишь.

Едем вдоль реки Барскаун в сторону гор. Перед въездом в ущелье останавливаемся перед метровым наскальным изображением летящего горного козла. Его полет схвачен древним художником очень точно.

– Наскальные изображения остались от саков. Их тут много.

– Ничего себе, этому козлу уже 2000 лет, – прикидываю я.

памятники Гагарину

Сегодня по дороге к водопадам стоят памятники. Один – грузовик на постаменте. Почему его поставили, я не знаю и в интернете не нашел. Но, наверное, была какая-нибудь история. А вот про два других известно, пожалуй, всё – это два памятника первому космонавту Гагарину, старый и новый.

Сначала местный скульптор В.Д. Борсков увидел большой камень на поляне около дороги, и ему сказали, что около этого камня угощали Гагарина, когда он приехал в военный санаторий поблизости – в Тамгу – отдыхать после полета в космос. Гагарин, вроде бы гладил камень и даже фотографировался около него. А через несколько дней на камне появилась надпись краской «Здесь отдыхал Гагарин».

Скульптор решил вытесать из камня голову первого космонавта, а шлём отлил из бетона. Этот памятник, как утверждают, был разрушен, «природой и вандалами». Особенно сильно пострадало лицо космонавта. Все же, хоть и изуродованный, но камень лежит на прежнем месте, и его называют «Камень Гагарина».

Новый памятник первому космонавту стоит в двухстах метрах от камня Гагарина. Нашёлся энергичный человек, имя которого Атагельдиев Догдурбай, он и собрал деньги на него и организовал его изготовление и установку.

В санатории, расположенном в селе Тамга, впоследствии отдыхали и даже тренировались и другие космонавты. Так мне рассказывали ребята и так считают многие жители . А вот насчёт самого Гагарина, есть свидетельства очевидцев, которые говорят несколько иное. Гагарин действительно на Иссык-Куле был, но не после полета, а в другое время.

О встрече с Гагариным, например, рассказывает житель Тамги Муратбек Тогузбаев:

«Отец рассказывал, он водителем был в колхозе. Едут они на машине, смотрят — на обочине кортеж стоит. Генералы, командующий округом и другие начальники. И Гагарин. Не знаю, зачем они остановились, отец тоже затормозил и вышел из машины. Подошёл к Гагарину поздороваться, а он простой человек оказался, улыбается, руку тянет. Отец ему говорит — «Слушай, Юрий Алексеевич, я думал ты большой, а ты оказывается маленький». У меня отец и сам низкого роста был. Как раз в этот момент их фотограф снял. А Гагарин смеётся». На фотографии изображен отец рассказчика Кыдыкбека Тогузбаева (1911 г.р.) и стоит дата – 1965 год, а вовсе не 1961.

А вот, что говорит другой местный житель Омуржак Шимбаев:

«Вот этот дед, который с Гагариным на фотографии - Тогузбаев Котутбек, он шофёром был. В то время он водил ГАЗ-51. И вот мы едем с ним вдвоём, а машина с Гагариным и сопровождение на Тосорском повороте остановились, видать, на озеро полюбоваться. Мы остановились, подошли, салам-алейкум, туда-сюда. И наш шофёр Юрию Алексеевичу говорит — «Мы думали, ты большой, а ты маленький, оказывается». Шутник был этот дед. Все на него зашикали, – эй-эй, так нельзя говорить, – а сам Гагарин смеётся. Девчата там были киргизские в нарядах, генералы всякие.

Это лето 1965 года было, конец июля, может, начало августа. Потом его повезли в Пржевальск (Каракол), и оттуда он уехал. Может, на следующий день, а, может, и в тот же вечер. Здесь, в Тамге он не ночевал. Нам, конечно, радостно было — первый в мире космонавт к нам приехал.

Что ещё рассказать. И Гагарин, и все кто с ним был — люди как люди. Машин тогда много не было, ездили в основном на грузовых. Да и асфальта тогда не было. Гагарина сопровождали всего несколько машин.

Потом несколько лет прошло и сказали, что он умер. Разные слухи до наших окраин доходили, мы в этом ничего не понимаем. Но, конечно, очень жалко его стало».
И ещё один рассказ – говорит Аскар Ашанович Шакеев:
«Я был школьником. Нас тогда построили перед военным санаторием встречать Гагарина. Он приехал на черной «Волге», или «Чайке», уже не помню. Машина остановилась около проходной, Гагарин вышел и пошёл вниз по аллее, а мы побежали ему навстречу. И вот я что хорошо запомнил, это вот эта тюбетейка, в которой был Юрий Алексеевич. Меня покоробило ещё, я подумал — почему он не в киргизском колпаке? Я потом уже прочитал в газете, что он сразу из Ташкента к нам прилетел. Здесь у нас в Тамге военный аэродром был, ЯК-40 летал и кукурузники всякие. Сюда Гагарина и привезли.

Вот многие говорят, что Гагарин любил отдыхать на Иссык-Куле. Врут всё. Он вообще здесь только один раз был, и мы даже не знаем, ночевал или нет. Сначала в Тамгу заехал, в Барскоонское ущелье его возили. Потом в Покровку и Каракол с выступлениями. Всё одним днём. Но места наши ох как ему понравились, говорят. Да оно и не мудрено, мы сами тут живём, и наглядеться не можем».


Продолжение следует


Рецензии