18. Золото Кумтора. Цианид в речке

На фотографии картина разработки месторождения золота в Кумторе.

золото в Кумторе

Тогда я ещё не знал, что где-то здесь высоко в горах будут добывать золото и олово. Между тем, дорога вверх по ущелью ведет и в село Кумтор, где были открыты впоследствии крупные месторождения золота, и на Уч-Кошкон к оловянным месторождениям. О добыче олова я ничего и сейчас не знаю, а о золоте расскажу.

Сегодня месторождение Кумтор является одним из уникальных в мире залежей золота, по последним данным оно содержит 731 его тонну.

В 2011 году «Кумтор» добыл 18 тонн золота, а отчисления в государственный бюджет составили 8,1 миллиарда сомов, что составляет 10 процентов от ВВП страны.

Оно было открыто советскими геологами в 1989 году, но считалось коммерчески невыгодным, из-за сложности разработки в условиях вечной мерзлоты. Да и дни Советского союза уже были сочтены, и властям не до золота было тогда.

Я сейчас вспомнил, что примерно через год после приезда в Нью-Йорк, летом 1993 года я познакомился с Гришей Левитаном, который работал в соседнем многоэтажном доме портером, т.е. в одном из подъездов и за порядком надзирал, и дворником работал.

Гриша оказался геологом, специалистом по золоту Киргизии. Меня эта тема мало интересовала, но вот за легализацией Гриши в Америке я следил внимательно. Он получил гринкарту, как кандидат наук, специалист по золоту Киргизии очень быстро - в течение месяца после подачи документов. Дольше собирал документы.

На протяжении нескольких следующих месяцев он, бросив работу портера, работал на какую-то компанию именно по золоту Киргизии: разыскивал материалы, писал доклад, летал пару раз с работниками этой компании в Киргизию. Потом, уехав из Нью-Йорка, исчез с моего горизонта. Перед отъездом он сказал мне, что, вроде бы, всё срастается, и его пригласили на постоянную работу в эту компанию.

– Возможно, разработка месторождения золота в Кумторе, гришина работа, – подумал я. Хотя утверждать этого с уверенностью не могу.

Став самостоятельным государством, киргизы отдали права на разработку канадской корпорации Cameco. Она согласилась на 30% участия, отдав хозяевам 70%. И канадцев не смутили ни горы, ни вечная мерзлота.

Естественно, люди, отдыхающие на южном берегу озера, осматривающие водопады в ущелье Барскаун, знают о совместном Кыргызско-Канадском горно-добывающем предприятии "Kumtor Operating Company", которое добывает золото в горах много выше Барскауна, на высоте свыше 4000 метров над уровнем моря, вблизи границы с Китаем.
 
Знают, как о предприятии, построившем замечательную дорогу от Рыбачьего до Тамги и дальше в горы по Барскаунскому ущелью. Знают, потому что по этой дороге мчатся огромные траки с ядовитым грузом. Знают по экологической катастрофе, которая тут случилась в 1998 г.

Начну с дороги. Все говорят о дороге от Рыбачьего до Тамги и дальше в горы до Кумтора и рудника, все пишут, что золотодобывающее предприятие построило грунтовую дорогу на рудник, которая не просто ухожена, а буквально "вылизана". Качество поверхности проезжей части не сравнимо с асфальтовым покрытием центральной трассы. И уход за этой дорогой такой, какого никто из местного населения никогда не видывал: никаких ямок, валиков, все утрамбовано, как зеркало, через определённые промежутки времени полотно увлажняется специальной техникой, поэтому автомашина никогда не пылит. Дорожная служба этого предприятия постоянно поддерживает полотно дороги в идеальном состоянии.
Прямо, поэма о дороге. Хоть стихи складывай.

Написал я эти слова, а теперь приходится писать следующие грустные строки: «... летом 1998 года при перевозке ядовитых веществ в результате аварии в реку Барскаун — попало несколько тонн цианида. Теперь каждый год здесь проводится мониторинг, правда, показатели свидетельствуют, что угрозы для жизни пока нет».
Удивительная формулировка – «пока». И что: и раньше угрозы не было? Никто не отравился? Никто не умер?

выдержки из пресс-релизов Министерства охраны окружающей среды республики

http://www.ca-c.org/journal/16-1998/st_14_moldogazi.shtml

Я поискал материалы об этой аварии, и, оказалось, что это была не просто авария, а крупная экологическая катастрофа, которая только чудом не привела к катастрофе огромного масштаба.

Рискуя потерять внимание читателя, приведу обширные выдержки из пресс-релизов Министерства охраны окружающей среды Киргизской республики. Они свидетельствуют, во-первых, о масштабах катастрофы. Во-вторых о безответственности предприятия-золотодобытчика. И, в-третьих, о том, что лишь случайные обстоятельства не привели к гибели большого числа людей и огромному ущербу для уникальной природы Иссык-Куля.

Первая выдержка:

"20.05 98 года в 12 часов 15 мин. дня в 8 километрах от села Барскоон при транспортировке цианида натрия на предприятие "Кумтор Оперейтинг Компани" произошла автоавария, в результате которой автомобиль с 20-тонным контейнером упал с моста в реку Барскоон.

Цианид натрия был расфасован в специальные пакеты из синтетического материала (полипропиленовая пленка) по 1000 кг каждый, которые были помещены в деревянную тару. При падении произошла разгерметизация контейнера и отдельных упаковок, в результате произошло заражение проточных вод горной реки Барскоон цианидом натрия. В 17.30, т.е. после 5 часов нахождения в воде, контейнер вместе с содержимым был поднят из реки и отправлен в Кумтор. О случившемся были поставлены в известность местное население, администрация и соответствующие органы власти и по распоряжению председателя Барскоонского сельсовета водоток реки был направлен в отводные каналы...".

Таким образом, в течение этих 5 часов (а по некоторым сведениям и около 2 суток), население Барскауна ничего не знало о произошедшей аварии, продолжало пользоваться водой из арыков для полива огородов и садов, а также для бытовых нужд. Неужели и для питья?

Вторая выдержка из пресс-релизов:

"Министерство охраны окружающей среды о произошедшем было информировано территориальным управлением в 18-45. На следующий день специальной комиссией, в составе которой присутствовали и специалисты Министерства охраны среды, произвели снятие остатков и контрольное взвешивание цианида натрия, находящегося в поднятом контейнере. Согласно составленному акту, потеря составила 1762 кг. цианида натрия в гранулах. Вот тут уже волосы встают дыбом!! Эти 1762 кг цианида натрия остались в реке и были смыты водой.
Ведомственная служба "Кумтор оперейтинг Компани" начала оперативный отбор проб воды реки Барскоон на загрязнение цианидами с 14 часов. После получения извещения, к наблюдениям подключилась контрольно-инспекционная служба Иссык-Куль-Нарынского территориального управления охраны окружающей среды, а менее чем через сутки – служба экологического мониторинга Минохраны среды и лаборатория Минздрава Республики. Пробы отбирались в реке Барскоон, отводном канале Барскоон. Из результатов анализов видно, что 20 мая в 15 часов концентрация цианидов в реке Барскоон составляла 1590 ПДК,(предельно допустимых концентраций), то сразу после поднятия контейнера из реки эта концентрация резко сократилась и достигла 10 ПДК, а 21 мая снизилась до показателей ПДК. Были отобраны пробы почвы и собрана погибшая рыба на анализ содержания в ней цианидов. Рыба-то в реке погибла!!

Согласно утверждённой инструкции по транспортировке сильнодействующих ядовитых веществ, контроль за их транспортировкой осуществляется соответствующими структурами Министерства внутренних дел.

Цианид натрия хорошо растворим в воде. На воздухе под воздействием углекислого газа он разлагается в течение нескольких часов в зависимости от температурного режима. Снижение его концентраций в результате биохимического окисления происходит значительно быстрее в летний период в условиях интенсивного ультрафиолетового облучения. На этом принципе основан метод обезвреживания цианидосодержащих сточных вод, который применяется на многих золоторудных предприятиях.
 
Первые экологические последствия данного происшествия таковы: нанесён ущерб водным экосистемам, погибла рыба и рыбная молодь в р.Барскоон и прилегающей к устью реки части озерной бухты. Теперь выясняется, что рыба погибла не только в реке, но и в части озера!!
По данным акта взвешивания контейнера, после аварии в реку ушло 1762 кг. цианида натрия. Основываясь на расчётах, проведённых Министерством охраны окружающей среды на основании результатов отбора проб и анализов содержания цианидов в р. Барскоон ниже места аварии, установлено, что в озеро Иссык-Куль попало от 566 до 863 кг. цианида натрия, а на поля и приусадебные участки с. с. Барскоон и Тамга от 189 до 255 кг. цианида натрия на каждое, без учета процессов естественного разложения. Более полутонны цианида попало в озеро, а на поля и приусадебные участки попало 200-250 кг.

С 20 мая производится постоянный круглосуточный мониторинг воды на содержание цианидов в р. Барскоон, отводных каналах, озере Иссык-Куль.
 
В отборе проб и проведении анализов принимали также участие санитарно-эпидемиологическая служба Министерства здравоохранения, ведомственная служба "Кумтор Оперейтинг Компани", Государственное агентство по геологии и минеральным ресурсам, независимая Чуйская экологическая лаборатория, Центральная научно-исследовательская лаборатория Кара-Балтинского горнорудного комбината.
 
21 мая в р. Барскоон содержание цианидов упало до предела чувствительности аналитических методов (0.001 мг/л) и остается на этом уровне до настоящего времени. Предельно допустимая концентрация цианидов в водоемах рыбохозяйственного пользования составляет 0.05 мг/л, в водоемах хозяйственно-питьевого пользования - 0.035 мг/л.

Анализ содержания синильной кислоты (продукт разложения цианидов) в атмосфере начал проводится с 26 мая. Наблюдения велись на месте аварии, в 20 м ниже, отводных каналах, в устье р. Барскоон. Во всех местах содержание синильной кислоты ниже чувствительности аналитических методов. При оценке возможности переноса паров синильной кислоты следует учитывать, что, по данным научной литературы, ее устойчивость не превышает 10 мин., что подтверждается результатами научных исследований, проведенных Чуйской экологической лабораторией для условий нашей республики. Относительно возможности образования озоновых дыр вследствие аварии можно сказать, что, кроме малой устойчивости синильной кислоты, не следует забывать, что выбросы озоноразрушающих веществ от бытовых источников того же села Барскоон за отопительный сезон по объемам превышают выбросы от аварии.

Предельно допустимая концентрация синильной кислоты в атмосферном воздухе населенных мест равна 0.2 мг/м3, для воздуха рабочей зоны - 0.3 мг/м3.

С 20 мая производился отбор проб и анализы грунта на загрязнение цианидами. Максимальное содержание цианидов зарегистрировано в месте аварии - 20 мг/кг, в остальных местах оно кол<font color=#909090>****</font>ось в пределах от 1.0 до 4.6 мг/кг. Уже 21 мая максимальное содержание цианидов в грунте упало до 6.4 мг/кг.

Отбор проб почвы на полях и приусадебных участках с. Барскоон, а также с. Тамга был начат с 26 мая. Содержание цианидов последовательно снижалось. Максимальные концентрации цианидов, отмечены 26 мая и они составили 0.204 мг/кг, 2 июня -0.11 мг/кг.
Норма содержания цианидов в почве меньше 1.0 мг/кг (по нормативам Голландии; в нашей республике, а также в России, Казахстане, Узбекистане и других странах СНГ, норма не установлена).

По результатам анализов, проведенных 22-23 мая, содержание цианидов в мертвой рыбе составляло от 0.45 до 1.5 мг/кг.

С 27 мая проводился отбор проб в растениях на приусадебных участках с. Барскоон и содержание цианидов в них составило от 0.0 до 0.417 мг/кг.

Медицинских норм на содержание цианидов в продуктах питания нет, условно можно принимать их равными нормам содержания цианидов в воде, при этом необходимо учитывать, что в некоторых культурах, например, косточковых, естественное содержание цианидов повышенное.
29 мая в присутствии глав администраций, местных Кенешей, общественности проведены анализы воды в озере Иссык-Куль, в г.г. Балыкчи и Чолпон-Ата, Каракол цианиды не обнаружены.

В настоящее время можно отметить несколько повышенное содержание цианидов в почве полей и приусадебных участков с. Барскоон (за счет процессов сорбции цианидов на естественных сорбентах и образования в небольших количествах металлоцианидных комплексов)...". А насколько повышено содержание цианидов, не пишут!!

6 мг/кг это в 6 раз выше норматива в Голландии. Уже от 1.5 мг/кг рыба подохла.
И сколько времени наблюдалось повышенное содержание цианидов в почве полей и приусадебных участков?

Здесь стоит упомянуть, что металлоцианиды довольно стойко сохраняются во внешней среде и некоторые из них небезвредны, хотя их токсичность на несколько порядков ниже токсичности цианидов и синильной кислоты.

Прежде, чем я перейду к третьей выдержке из пресс-релизов министерства, сообщу о клинике отравлений:

Сразу после аварии руководство КОК успокоило СМИ и общественность сказав, что человеческих жертв нет, а есть только несколько дохлых рыб и животных, испивших отравленную воду в первые часы после аварии. Однако уже на 3-й день после аварии, 23 мая, в центральную больницу Джеты-Огузского района поступило 2 больных с признаками отравления. 24 мая поступило 15 больных, 25 мая - 19. Заболели также врачи, люди, участвовавшие в дезактивации каналов. 26 мая, после дождя пожухлые листья и желтую кайму можно было увидеть не только в Барскооне, но и в 45 км. от него, в Покровке. Основная масса обратившихся за медицинской помощью людей жаловалась на головную боль, покраснение кожи, кожные сыпи, язвы, коньюнктивиты (красные слезящиеся глаза, резь в глазах), тошноту, рвоту. У тяжелых больных наблюдались судороги, нарушение дыхания. Всего с 20 мая по 16 июня обратилось за медицинской помощью более 8 тысяч человек, но только у 2577 из них найдены признаки отравления. Как Вам нравится это "только"?

Госпитализировано 850 человек. К 16 июня умерло 4 больных из них 2 человека непосредственно от отравления синильной кислотой, остальные - от обострения хронических заболеваний, спровоцированных воздействием цианидов.

Третья выдержка пресс-релизов Министерства охраны окружающей среды Киргизской республики.

Третья выдержка – это уже выводы, которые я привожу далеко не полностью, они значительно обширнее.

"Основной ущерб здоровью населения был нанесен в первые дни. Причины столь существенных отравлений населения следующие:

- неудовлетворительная организация перевозки токсичных реагентов со стороны "Кумтор Оперейтинг Компани";

- применение тары для упаковки цианида натрия, несоответствующей условиям перевозки по горным дорогам;

- исключительно поздняя информация местных властей и компетентных органов об аварии, фактически сообщения о случившемся поступили уже после подъема контейнера из реки, т.е. ликвидации источника загрязнения;

- не были своевременно приняты необходимые меры по предупреждению угрозы здоровью населения. В случае немедленного закрытия отводных каналов в сёлах Барскоон и Тамга количество пострадавших могло быть во много раз меньше или вообще отсутствовать".
Вот, какая беда случилась в 1998 году в этом благословенном крае.


Продолжение следует


Рецензии