Черногорские рассказы. Праздники

   
     В жизни города Ч., как и в жизни любого другого города, были праздники.
Новый год, Первомай, День Победы, 7 ноября – День Великой Октябрьской социалистической революции или, как сейчас называют, - ВОСР. Это – крупные. Помельче и поскромнее отмечали 8 марта: учителям дарили подарки от родительского комитета, дети что-то творили  своими руками для мам и бабушек. 23 февраля проходил как-то невнятно – даже никакого следа в детской памяти не оставил. А вот Рождество запомнилось! В рождественский вечер и настроение было особенное, и еда вкусная, и развлечения для детей и для взрослых предусматривались и воплощались в жизнь самым причудливым образом. Дети наряжались, кто во что горазд, и отправлялись колядовать. С песней:
        Сею, сею, посеваю,
С Новым годом поздравляю!
Маленький мальчик
Сел на стаканчик,
         В дудочку играет,
         Христа прославляет! – ходили по дворам, «сеяли» пшеничные зерна, а в ответ получали сладости, пирожки, каральки – изделия типа сушек, только мягкие, мелкие игрушки. Так до сих пор и остается загадкой, почему этот мальчик сел на стаканчик, почему ему не сиделось на  чем-нибудь более мягком и удобном, но песня пользовалась неизменным успехом, и исполнители уходили из гостеприимного дома с полным подолом угощений.
      Взрослые тоже наряжались: мужчины - в основном  в вывернутые наизнанку тулупы, женщины – румянили щеки, надевали на себя красочные платки и всё, что для этого случая лежало в бабкиных сундуках. Разноцветная толпа с шумом и песнями передвигалась по малоосвещенной улице, заходя в распахнутые ворота (если вы помните, речь идет о частном секторе провинциального города Ч.),  одаривая своими подарками и получая в ответ дары хозяев. Это неизбежное зло иногда задерживалось надолго, оставляя изрядно нагрузившихся поздравителей, чтобы забрать их, отдохнувших и вздремнувших, на обратном пути и раздать домочадцам.  Наутро замазывали синяки от случайных и неслучайных падений, опохмелялись остатками браги и горячим борщом и вспоминали ночные похождения.
      Примерно такое же впечатление от празднования Пасхи. Поскольку народ был, так сказать остаточно верующий, то есть еще были живы бабушки, которые знали, что к какому празднику стряпать, какие песни петь, во что наряжаться и как себя вести, то необходимые ритуалы соблюдались не очень строго, но соблюдались. Основное взрослое население из чувства солидарности и уважения к старшим не только не сопротивлялось, но и не упускало возможности пропустить рюмочку-другую в честь светлого дня. Отдельные любители вообще чтили все церковные праздники, но отмечали их не в храме – его в городе и не было, а в чайной. Кстати, Светлое пасхальное воскресенье  приходилось всегда на теплый солнечный день, что само по себе было хорошим поводом выйти из дома и прогуляться до чайной, по пути лобызая и любя всех совершенно искренне! Добропорядочные граждане семьями шествовали по улице Чапаева до улицы Ленина, тоже христосуясь и восклицая: «Христос воскресе! Воистину воскресе!»  И, надо заметить, это вносило ощущение доброты и кратковременного единения, которое, однако, несколько портил конкурс на самое крепкое яйцо. Ребятишки тоже «бились», победитель гордо уносил трофеи домой.


Рецензии