Каким я помню 7 ноября...

Кабы не развалился Советский Союз, сегодня с утра многотысячные толпы граждан строем шествовали бы по центральным улицам всех городов и весей, отмечая 95-летие самой прогрессивной в человеческой истории революции. Над колоннами пестрели бы красные знамена с транспарантами и портретами вождей мирового пролетариата. Каждая организация, предприятие, школа и училище знали бы свое место и нетерпеливо дожидались своей очереди за углом для прохождения перед трибуной, где местная элита выкрикивала бы лозунги и тоже махала руками в ответ.

Не могу сказать за весь народ, но у меня на праздник 7 ноября с тех времен сформировалось стойкое чувство обязаловки. Будучи школьником, нам учителя накануне настоятельно рекомендовали придти к установленному времени, а не то... Что означало "а не то"? Нравоучения, разносы и прочие воспитательные средства воздействия. Как я понимаю, на крестные ходы в церкви люди ходят по желанию, а здесь всегда было по принуждению. У меня лично не возникало никакого желания участвовать в шествии добровольно, от порыва души.

Безусловно, я не собираюсь примерять к себе лавры какого-то малолетнего диссидента. Чего не было, того не было. Подходил к делу философски: раз велено приходить, значит надо и баста. Что ни говори, а возразить великому классику Пушкину в его оценке последнего месяца осени трудно: " приближалась довольно скучная пора, стоял ноябрь уж у окна". Печать природной унылости частенько приходилось чувствовать всем естеством.

Сегодня с утра было 10 градусов тепла. Это даже в Крыму! Бывали, конечно, и теплые дни в отдельные годы, но чаще холодные. Помню, дождь моросит или без дождя полная холодрыга и ты, дисциплинированный школьник, дрожа переминаешься с ноги на ногу пару часов в ожидании прошагать за 10 минут отмеренное расстояние. О чем только не переговоришь! Насколько помню, ни Ленина, ни политики партии в перечне тем не было. О школьных новостях, увлечениях, летнем отдыхе и о том, как бы быстрее... смыться отсюда.

Потом была срочная служба. Помнится, стоим мы на лиепайском причале всей воинской частью и ждем когда командующий базой на катере проплывет с приветом... В смысле, с поздравлениями. Рядом море, холодина и ветер дует зверский, а утлые черные шинельки наши прошивает как сито. В буквальном смысле зуб на зуб не попадал. Также заранее выстраивались за час-полтора. Репетировали приветствие:

- Здра-вия же-лаем!.. Слу-жим Совет-скому Со-юзу!

Отцы-командиры видят, что в таком темпе мы не дождемся прибытия адмирала в добром здравии и окочуримся окончательно. Кому-то позвонили в соседнюю часть и попросили предупредить о приближении командующего по каналу. Мы попрятались где-то под контейнеры из под ракет и радехоньки, что хоть не на ветру. Потом, ликуя от приближения окончания мучений, быстренько построились и с восторгом прокричали отрепетированные слова...

Великие идеи нужны для государства. Общенациональные праздники должны быть, иначе не будет общего знаменателя нации. Только обязаловка вырабатывает аллергию и потихоньку убивает что-то великое в душе. А ведь создателями она задумалась как средство взращивания патриотизма!

Как только власть поменялась, так праздник 7 ноября благополучно и почил. Почему за многие десятилетия он так и не прижился в народе? Кто-то скажет, что власть виновна. Поменяла окраску как хамелеон, украла у людей святое... Чушь!

Новый Год сегодня держится, как и 30 лет назад. Даже Пасху тайком, но как-то отмечали, несмотря на отрицательное отношение партии к религии. Почему 9 мая прижилось, а 7 ноября нет? Отец рассказывал, что в первые годы никакого празднования Дня Победы на государственном уровне не было, а его отмечали по собственному влечению души. Собирались люди сами не смотря, что день был будним, накрывали столы и вспоминали. Да потому, что 9 мая было выстрадано всем народом и потому близко и понятно. Чего не скажешь об осеннем происшествии в Петрограде.

Октябрьская революция была обычным ГКЧП 1917 года. Когда люди проснулись 8 ноября, то и не узнали какое великое дело произошло в стране, даже не подозревая, что оно вообще было великим. О том, что революция была проплачена за немецкие деньги, знали тогда все современники. Начавшись как фальшивка, десятилетиями искусственно поддерживаясь силой государства, ложное торжество отторгнуто народом, как живой организм отторгает из себя инородное тело.

Я рад, что мои дети не стоят сегодня на улице ледышками, дожидаясь чей-то команды к торжественному шествию. Нам и без 7 ноября есть для чего жить...


Рецензии
Да, праздник был суррогатный, хотя умудрился "намолить" довольно сильные чувства. Просто из потребности попраздновать что-то великое и "святое". Правда, те, для кого область сакрального ограничивалась советской идеологией, так и остались коммунистами. Некоторые по естественным причинам, некоторые - по загадочным, вроде Кургиняна. Этот персонаж, да еще еще поклонник эффективного менеджера Джугашвили - Толик Вассерман - удивляют меня не меньше юриста, который растрелял своих сослуживцев. Впрочем, с Вассерманом более понятно. У эйдетиков - людей с первобытно-цепкой памятью - вообще, плохо с такими абстракциями, как добро и зло.

Сергей Журавлев   14.11.2012 12:01     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв!

С уважением
Василий!

Василий Гапонов   14.11.2012 12:15   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.