День 04. 09. 65

               http://www.proza.ru/2012/10/28/1438
      
        Утро в доме, где я жил. Встал рано-рано, в половине шестого вышел на крыльцо. Очень, очень своеобразное чувство…
        В половине седьмого мы с Уродиной побежали в поликлинику и на рынок: нужно же привезти домой касимовских помидор-то (мало у нас вещей)! И чуть не разругались. Милка с пол-оборота: рраз и – в бутылку! Ей, видите ли, не понравилось, как веду я себя на рынке: торговаться надо, а я… Пробку всё же вытащил, и джин сам вылез из бутылки. Купили 7-мь кило у 4-х продавцов, отдали рупь 25. Жёлтые тоже взяли, Бабуся, помню их не любила.
        Потом поругались ещё раз. Говорю, надо украсть ящик, она – не надо! Не понимает, что в сетке помнутся больше, а в ящике только нижние. И то меньше. Уступил – пусть знает.
        Позавтракали вместе с Калашниковыми, она тоже нам подсунула ещё и своих жёлтых. В огороде сфотографировались и так, и эдак – пару кадров всё-таки наскрёб. Её сыну лет двенадцать, как мне в 45-ом.
        Присели на дорогу. И вышли мы из дома №3 по улице Илюшкина в городе Касимове. Оглянулся последний раз и пошли. За угол, мимо техникума, мимо «Марса», мимо сквериков и радиоузла по Ямской к автовокзалу… Автобус один, народу много, а вещей ещё больше. В багажники удалось запихнуть только чемодан, остальное – в проходе вдоль по автобусу.
        При выезде из Касимова обратил внимание на лощину и редкие сосны справа от дороги, и вдруг, как ударило! Вот то место! Когда тогда ехали из Тумы…

        (Через Туму мы ехали в марте сорок второго, когда меня, обмороженного и неподвижного мама через пол-страны волокла в эвакуацию – об этом в «Экспресс Ленинград-Ладога», "Кобона - Тихвин - Тутаев" и "Дуся с винной базы")

        …здесь маме и сказал возница, это, мол, Касимов, и я впервые обратил внимание на окружающую иестность. Помню, я искал, когда жили тут, это место и всё не мог найти. И вот!
        В самой Туме во мне ничего не отозвалось. Наверное, где-то ещё живёт Дуся с Винной базы, да где найдёшь её…

        (Дуся три дня выхаживала нас тогда, в феврале сорок второго, даже откуда-то принесла гусиного сала для моих обмороженных ног)

        …В Туме, всего в 60-ти км от Касимова помидоры и яблоки дороже почти вдвое.
        В Гусь-Хрустальном купили две цветные стеклянные пепельницы, очень симпатичные. Ехали до Москвы 7-мь часов, это всё-таки трудно. Только переехали окружную, то бишь, кольцевую дорогу – пошёл дождь. Вернее, начался ещё в Люберцах, а тут уж вовсю.
        Выгрузились на Комсомольской площади – дождь, лужи. Оставил Уродину с кадушкой и помидорами мокнуть, а сам попёр остальное в камеру на вокзал. Потом ещё две ходки. А дождь всё идёт! Пока добрались до Богородского к тёте Нине, вымокли до нитки. А дома - Серёжка тоже мокрый…

        (Двоюродный брат Сергей… Со мной почти всю жизнь. И в Касимове был он до лета сорок третьего, пока тётя Нина не увезла его с собой в Кандалакшу в эвакогоспиталь: там она работала всю войну. Туда же с фронта был привезён – случайно! - раненым её второй муж, Серёжкин отчим. Закончив Военмех, Сергей сначала работал в Горьком у Алиханова, то ли у Алиханяна. Потом перебрался в Подлипки. Говорил, что их с Феоктистовым рабочие столы были соседними, не очень лестно отзывался об этом космонавте. Будучи в возрасте шестидесяти с лишним лет, увлёкся парапланом. Вот вспомнил и – закрутился в памяти такой калейдоскоп… Ушёл Сергей, когда было ему семьдесят три, и вышло так, что последние три года мы не общались – отошли друг от друга…)

        …Накололи немного дров, слегка обсушились. Сбегал в магазин, немного посидели, и он ушёл. Очень странный он, призналась Милка. И не удержалась, брякнула ему, что похож на Клима Самгина – прочитала недавно под моим настоянием. Сергей сделал вид, что не знает, кто такой, но я-то увидел, что он слегка обиделся.

            http://www.proza.ru/2012/11/08/1080


Рецензии