И открылось небо

Давно ушли в прошлое многие события, время не стоит на месте. Все течет, все изменяется. Изменилась и реальность жизни.
Сейчас модно стало ходить в церковь, веришь ты в бога или нет. Восстанавливаются храмы, монастыри.
Как-то при разговоре на эту тему я вспомнил свои похождения в монастырь в г. Мукачево. У нас с друзьями были серьезные познавательные намерения. Скажу по секрету, что попасть в женский монастырь, да еще действующий, тогда было нелегко. Но не буду вдаваться в подробности, мы смогли попасть в него.
Он находился на высоком лобном месте. Игуменья нас встретила на входе. Она была строгая, величественная в своем черном остроконечном клобуке, в темном платье, внутренне вся отстраненная… Голубые глаза ее были спокойные и внимательно смотрели на нас. Я обратил внимание на моложавое красивое ее лицо. За одеждами скрывалась стройная высокая фигура.
Она заметила, что я ее разглядываю и, ничуть не смутившись, пригласила пройтись по монастырю.
Двор монастыря был ухожен. Игуменья рассказывала о хозяйстве, о саде, о трудностях, имеющихся у них в монастыре. Она повела нас к сестренскому корпусу показать, где живут монахини. Навстречу попадались монашки, к моему удивлению, разговорчивые и довольно молодые.
Игуменья, а проще она просила называть ее матушкой Магдалиной, не спрашивала, верим мы в бога или нет. Она просто рассказывала: “Господь ответил: “Аз есмь путь и истина, и жизнь”. И жизнь не просто где-то, какая-то, но именно проникающая в наши сердца. Бог сотворил мир физический и вложил в него законы, по которым этот закон действует. Он же создал и человека, имеющего душу — бессмертную, разумную, свободную, и в нее тоже вложил нравственный закон, по которому должен жить человек”.
— Вы это искренне, — вырвалось у меня.
— Я это точно знаю, — продолжала она. — Телом управляет природа, а душе действует ум. Но душа драгоценнее тела. И путь жизни должен состоять в том, чтобы найти истинные ценности, так как жизнь — это великий дар человеку. Человек должен выполнить свое высокое предназначение: полюбить Бога, святую церковь и сделать себя достойным Вечности.
Она говорила и говорила...
Борис, мой друг, спросил ее о связи с миром живущим. Матушка, как-то запуталась, но, помолчав, продолжила:
— У меня всегда была тяга к великой тайне небесного мира. В миру этого я не нашла. Была какая-то тоска, в мире все казалось жестоким, было столько зла и неправды. И я решилась уйти в монастырь, и небо мне обрелось здесь.
Звучит ее голос  такой мягкий и красивый, и главное уверенный. Как это хорошо различать добро и зло, искать смысл жизни, жить в мире с собой, не суетиться в погоне за удовлетворением сиюминутных потребностей, ибо не в них, говоря церковным языком, “подлинное блаженство”.
— Господь пришел на землю, чтобы научить нас добру и спасти человека от греха. Он оставил нам свои заповеди, — продолжает игуменья.
— А что такое грех, матушка Магдалина? — вставляет Михаил.
— Это нарушение заповедей, которые завещал нам Спаситель. А заповедь Божья — это проявление его любви к человеку. Он говорит: не убивай, не предавай, не злословь, не суди другого…
Переглядываясь, мы улыбались, нам было интересно, и я с благодарностью посмотрел на Бориса, который предложил эту идею — сходить в монастырь.
— Как же можно преобразить нашу жизнь? — продолжала матушка. — Начать надо с себя, разобраться со своей душой, понять, что мы сделали в жизни плохого, и постараться примириться с Богом. А для этого есть в церкви таинство покаяния.
Как-то быстро пролетело в монастыре время. Мы попрощались с игуменьей, и вдоль речки тихо пошли по направлению к городу. Слышен был колокольный благовест к началу обеденной службы  и голоса, чистые женские голоса…
Анализируя прошедшее время, приходишь к выводу, что ничего в этом мире почти не меняется. Существуют и злоба, и жестокость, и предательство, воровство, убийство. Может и правда нужна всем вера. В этом мире войн и хаоса тяжело жить или правильней выживать.
В русских святых народ чтил не только небесных покровителей России, в них он искал откровения своего собственного духовного пути. Из года в год, из века в век велась летопись жизни все новых и новых подвижников. “Жития святых” были излюбленным чтением наших предков.
Среди многих сотен имен, вошедших в сборники “Жития святых”, женские имена встречаются не часто. Их в русской церкви всего около полутора десятков. Известная социальная приниженность русской женщины, особенно в московский период, сказалась и в духовной жизни. Женские монастыри на Руси имели, скорее всего, значение институтов общественного презрения, убежищ и богаделен для вдов и не вышедших замуж девиц, преимущественно из боярской среды. Тем не менее, среди немногих женских имен русских святых есть несколько дорогих для каждого русского сердца. Во главе их — равноапостольная княжна Ольга, почитание которой началось раньше почитания князя Владимира. Церковь чтит в ней первую крестительницу Руси. За Ольгой идет ряд княгинь, основательниц монастырей, и игумений.
Очень яркая и заметная фигура — великая княгиня Елизавета Федоровна, основательница Марфо-Мариинской обители (находится в центре Москвы на Большой Ордынке, памятник архитектуры начала ХХ века). Елизавета Федоровна родилась в 1864 году в Германии в семье великого герцога Гессен-Дармштадского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери королевы английской Виктории. Старшая ее сестра станет русской императрицей, а сама она выйдет замуж за великого князя Сергея Александровича, человека в высшей степени незаурядного: был генерал-губернатором Москвы. Супруги, конечно, вели светскую жизнь, но для Елизаветы Федоровны это не было единственным смыслом ее существования. Она часто ходила в больницы, посещала тюрьмы, раздавала бедным одежду, продукты. Во время русско-японской войны развернула активную деятельность по оказанию помощи воюющим солдатам. В это же время (в 1905 году) погибает ее муж, он был разорван  бомбой, брошенной террористом Каляевым.
В конце 1906 года у Елизаветы Федоровны зародилась идея: организовать Марфо-Мариинскую обитель и всю оставшуюся жизнь посвятить Богу и людям. Все свои драгоценности она решила употребить на благо и нужды людей. В день открытия обители — 10 февраля 1909 года, великая княгиня сняла траурное платье, облачилась в монашеское одеяние, позвала сестер милосердия и сказала: “Я оставляю блестящий мир, где занимала блестящее положение, но вместе со всеми вами вхожу в более великий мир — в мир бедных и страдающих”. В больнице работали лучшие специалисты Москвы, операции проводились бесплатно.
После февральской революции ее уговаривают перебраться за границу, но она отказывается.
В 1918 году в праздник Пасхи великая княгиня была арестована и увезена в ссылку в Пермь  вместе с сестрами Варварой Яковлевой и Екатериной Янышевой. А 18 июля их всех сбросили в  заброшенный рудник на глубину шестидесяти метров.
11 октября следователи Белой армии Колчака извлекли тела погибших из шахты и похоронили в Покровском монастыре, а в феврале 1920 года тела мучеников отправили из Читы в Китай.
Еще весной 1917 года Елизавета Федоровна писала принцессе Виктории о России: “Вся наша страна раскромсана на маленькие кусочки. Все, что было собрано веками, уничтожено и нашим собственным народом, который я люблю всем моим сердцем…”.
Не правда ли, как актуально звучит, как жестоко повторяется история.
2005 г.


Рецензии