Живые струны
Лариса Кравчук.
Член Союза писателей России. Прозаик, публицист, кандидат педагогических наук.
Сентябрь 2012 года. Подмосковный Красногорск. За окном тишина. Осенние туманы накрывают холодным покрывалом лесное царство, знаменитые старинные усадьбы, небольшие частные дома с садами, наполненными благоуханием спелых, сочных яблок. Солнце не торопится, как летом, разбудить пушистые ели. Они величественны и спокойны, напоминают детство и юность, которые пролетели в сибирском городе Красноярске, а в период летних каникул в подмосковном Красногорске у родной тёти. Красноярск (Красный яр) и Красногорск (Красная гора), соединённые железнодорожными, воздушными, информационными каналами, созвучные по названию города определили мой жизненный и творческий путь, проложили дорогу в столицу. Удивительные встречи с интересными людьми, как «живые струны» свободно льющейся мелодии, разрушили немыслимые расстояния между Красным яром и Красной горой. Одной из таких встреч, является знакомство с Маргаритой Васильевной Ногтевой, известным краеведом, авторитетным и всеми признанным членом Союза писателей России. Именно Маргарита Васильевна познакомила меня с книгой своего бывшего однокурсника, выпускника историко-филологического факультета Горьковского университета Владимира Зыкова. Его поэтические хроники «Суриков» затронули «живые струны» моих воспоминаний, унесли мысли туда, где на вершине Караульной горы, возвышается часовня животворящего Креста Господня и святой великомученицы Параскевы-Пятницы. Эту часовню принято считать символом города, его историческим и духовным местом, где великий художник Василий Иванович Суриков, красноярец по рождению во время солнечного затмения делал наброски будущих картин. Его предки пришли в эти края ещё в середине ХVI I века с Дона, вместе с казачьим войском Ермака. «Мощные люди были. Сильные духом» . «Именно здесь с возникновения в 1628 году Красноярского острога и была сооружена деревянная караульная вышка, где находился постоянный казачий дозор...». Недалеко от этой часовни прошло моё детство. Нравилось мне смотреть с Покровской горы на город, на Енисей, записывать свои наблюдения в тетрадь, которую бережно храню до сих пор. «Наш Енисей! Ты слава Красноярска!», «Смотрю я на тебя с горы высокой!»,; с радостью и любовью восхваляла я свой город, не скрывая восторга. От часовни можно было спуститься с горы вниз и оказаться на речке Кача, затем перебежать на улицу Сурикова, а зимой в сорокаградусный мороз войти в Покровский собор и вместо уроков заслушаться стройным пением церковных певчих. Давно это было и в то же время недавно. «Одно мгновенье наша жизнь»,; словно лейтмотив звучат слова из книги Владимира Зыкова. В поэтических строчках раскрывается привольное, яркое, свободное детство художника, окружённого нетронутой красотой природы, с чертами суровой с ужасами зрелищ человеческой жизни. Сюжетно-образная концепция произведения спокойна, как детство и отрочество будущего великого художника и в то же время не лишена напряжённого ожидания чего-то необъяснимого, уже готового к прорыву, творческому взрыву в переполненном с детских лет сознании. В предельно сжатых поэтических строчках Владимир Зыков открывает страницы старинного сибирского города, его особенную атмосферу, события, которые сопутствовали становлению гениального мастера русской исторической живописи. Поэт начинает своё повествование издалека, описывает атмосферу родного дома, показывает его казачий дух, особый уклад жизни:
«В казачьем суриковском доме
Родился первый сын в семье».
Десятский первый сам проведал:
«Казак сибирский на коне».
«Двухэтажный дом большой
Дан нам дедом во владенье.
К дому нашему душой
Прикипел со дня рожденья.
В нём я в мир открыл глаза.
Мир стал добрым и знакомым.
Продавать наш дом нельзя.
Здесь мой дом. Лишь здесь я дома».
«Одно мгновенье наша жизнь»,; словно высокий голос скрипки над оркестровым звучанием прошедших лет продолжает звучать поэтический текст: ; «Здесь мой дом. Лишь здесь я дома». Побелённые, как принято, было в Сибири стены дома, и теперь излучают ощутимую чистоту и теплоту, они помнят Василия, они его знают, он вышел из этих стен в большую жизнь:
«Откуда Суриков пришёл
В век девятнадцатый-двадцатый?
Кто к нам его сюда привёл?
И кто в художники просватал?
Где он родился и когда,
Всё нам доподлинно известно:
Россия, давние года,
Где жили вольно и не тесно».
Сюжетно-образная линия поэтических хроник спокойно раскрывает всё новые и новые грани жизни маленького казака Василия, познающего жизнь страны неведомой, с лесами нехожеными, степью немереной, со снежными стенами, с красотой девичьей древней, сибирской, крепкой. Впитал юный художник от своих вольнолюбивых предков черты независимого казачьего характера, гордился своим происхождением, заслушивался пением песен старинных. Мать Василия Ивановича из Торгошиных была. Станица Торгошинская за Енисеем. Там старина была. На санях через Енисей переправлялись. Вот там - то В.И.Суриков первый раз увидел, как «снежный городок брали», да и коня чёрного приметил, который потом в картине остался. О Торгошиных упоминает Владимир Зыков так:
Материнский старый дом
Помню, как себя я помню.
Песен старых дух былинный.
Даже воздух для меня
Здесь казался мне старинным
Удивительные мысли и чувства охватывают, когда читаешь эти строчки. Тонко подмеченные события в поэтических летописях, напоминают рассказы моей бабушки. Мне было не так много лет, когда бабушка сибирская красавица Елизавета Семёновна рассказывала нам, как богатые купцы приезжали сватать её из Торгошинской станицы. Иногда она брала меня к своим подругам и раскрасневшиеся белолицые красавицы, как во времена Сурикова, пели протяжные песни. Особенно запомнились мне «Из - за острова на стрежень», «Коробейники». Ещё помню большой самовар с разгорающимися угольками. Несмотря на то, что родилась я на 100 лет позже Василия Ивановича Сурикова, но и в мои детские годы многое ещё было живо в жизни сибиряков из старины. Поэтические хроники Владимира Зыкова воскресили воспоминания связанные со временами жизни великого художника. Только в Торгошино мы ехали не на больших санях, как Василий в детстве, а на поезде, с дымящим паровозом. Громыхающие составы, клубящийся паровозный дым наводили на меня ужас. А могучий богатырь Енисей, которому тесно в своих берегах, будил воображение. «Ты непокорен и могуч!»,- писала я в двенадцать лет о красавце Енисее, мечтая совершить бесстрашное путешествие по его стремительным водам. И можно сказать совершила задуманное, дождавшись приезда из Москвы двоюродного брата. На лодочной станции хранилась лодка моего папы. Мы выпросили её у лодочника и поплыли по волнам неистового богатыря, чувствуя себя вполне уверенно и бесстрашно. Романтика длилась не больше минуты. Быстрым течением лодку понесло в открытые воды к большим транспортным судам, перевозившим различные грузы. До сих пор не можем забыть это нешуточное приключение. Раскрывает Владимир Зыков и дальнейший путь в жизни Василия Сурикова, подчёркивая, что с ним его цель, его судьба:
«Одна-учиться рисованью».
Хотел лишь только рисовать,
Запечатлеть жизнь хоть немножко.
Далёкий путь - ему ли знать?
Давай присядем на дорожку…»
Сказано просто. В Сибири есть такой обычай. Когда-то и меня провожали учиться в Москву. Присядешь на минутку, а сколько за это короткое время перечувствуешь у родного порога. Путь то дальний, не простой с берегов непокорного холодного Енисея до Невских, огранённых в мрамор берегов Невы или до матушки Москвы, с её стариной, с её памятниками, с её живым историческим духом. Гордятся Суриковым земляки - красноярцы. Любят они повторять его знаменитую фразу: «Краснояры сердцем яры» . Знают и ценят талант художника во всём мире. В знаменитой Третьяковской галерее у картин Василия Ивановича Сурикова всегда много людей разного возраста интересующихся его творчеством. Узнают сибиряки свои родные, известные до тонкостей места, талантливо отмеченные кистью знаменитого земляка. Не скрывают свой восторг знатоки-художники, искусствоведы. Удивляются иностранные гости, с трудом выговаривая трудное для них слово Красноярск. Поэтические хроники Владимира Зыкова являются ещё одним вкладом для тех, кто не равнодушен к истории нашей страны, к высокому искусству. В книге отражены все основные события жизни и творчества В.И.Сурикова. Поэтические строчки погружают читателя в особенную атмосферу Сибирского края, его самобытную историю. Удачно выбранный поэтом стиль изложения, захватывает, стираются грани прошедших десятилетий, расстояния. Открывается мир, наполненный широтой земных просторов, с отражением реальности русской истории, уклада жизни великого художника. Долетели поэтические строки с енисейских берегов до столицы, поразили авторитетную поэтессу, известного краеведа России, члена Союза писателей России Маргариту Ногтеву и воплотились в прекрасном очерке «Наши мальчики». С новой силой зазвучали «Живые струны» светлой мелодией более чем полувековой творческой дружбы достойных выпускников историко-филологического факультета Нижегородского университета Владимира Зыкова, Маргариты Ногтевой, Анатолия Вострилова. Пройдя долгий творческий путь, «живые струны» их дружбы не знают расстояний, преград. Они продолжают звучать из самых глубин нашей России, открывая красоту необъятных просторов, нравов и самобытных оттенков души.
Свидетельство о публикации №212110800138