Не смотри в окно

                НЕ  СМОТРИ В ОКНО

Зимой я живу в городе, в Привокзальном районе. Мне 74 года, поэтому на предприятии я уже не работаю. Немного преподаю на курсах, хожу иногда на зимнюю рыбалку, а вечерами иногда смотрю в окно, с шестого этажа. Через окно открывается вид на Ломоносовский округ и на Майскую горку и далее – на Варавино. Вид – хороший. Ярко горят огни домов и различных заведений, дорог, бегут машины, стелется дымок от котельной молочного комбината. Всё приятно глазу. Написал об этом даже небольшое стихотворение.
Но привычка – вторая натура, как говорят. Во время своей прежней   работы привык всё анализировать, делать выводы и принимать решения. Поэтому, глядя каждый вечер на наш Архангельск, я,  по привычке ,  задал сам себе вопрос: Архангельск – кто ты ?  Чем живешь, чем кормишься, и что тебя ждет в будущем? Этот вопрос постоянно стал возникать, как только я подходил к окну и смотрел на город. Этот вопрос  я стал задавать своим приятелям и он мне порядком надоел, так , что я решил дать на него ответ в письменном виде. Может, отвяжется?
- Философский вопрос – пустой вопрос – скажете вы. И будете правы. Кому это нужно? Разве только пенсионеру, который привык раньше думать о будущем. Да, может быть, кандидату в депутаты перед выборами в Городскую Думу.
- Архангельск – это город  Воинской славы – скажете вы. Ворота в Арктику. Что ещё надо? Мы этим гордимся.
- А не кажется ли вам, что всё это в прошлом? Городом Славы Архангельск стал в годы войны, а Воротами в Арктику намного раньше. А что же сейчас, в начале 2012 года? Чем сейчас живет наш город? Чем живут и чем кормятся архангелогородцы?
Что за дурацкие вопросы? – скажете вы. – Мы ходим на работу. Воспитываем детей, учим их в школах и институтах. Лечим друг друга в больницах и клиниках. Продаем и покупаем товары в магазинах, кафе, ресторанах. Возим друг друга на машинах, автобусах, такси, поездах и самолетах. Строим дома, магазины, конторы и ремонтируем их. Обеспечиваем друг друга энергией, водой, теплом. Занимаемся спортом, выпускаем газеты, журналы, книги . За все наши дела мы получаем вознаграждение – зарплату. На неё и живем и, как вы говорите, кормимся.
- Стоп! Давайте с этого момента подробнее. Кто вам дает зарплату?
- Что за дурацкий вопрос? Всем известно, что зарплату выдает работодатель: учреждение- сотрудникам,  больница – врачам и сестрам, школы и институты – преподавателям, магазины – продавцам, заводы и предприниматели – работникам. Это же элементарно, Ватсон.
- А где берут деньги ваши работодатели – задаю я следующий дурацкий вопрос.
- А нас не интересует, где они берут деньги. Это их дело. За это они тоже зарплату получают, да ещё побольше нашей!- отвечаете  вы мне громко, удивляясь моей глупости.


- Но это же не серьезно – настаиваю я.  Давайте вместе посмотрим, откуда работодатели берут деньги на вашу и свою зарплату?
 Вы - человек культурный, меня обижать не хотите и , скрепя сердце и проклиная то время, что ввязались со мной в разговор, соглашаетесь со мной посмотреть, откуда же появляются деньги у Архангельских работодателей. Мы вместе начинаем перечислять работодателей и вдруг, кто бы мог подумать, оказывается, что большинство получает деньги от нас с  вами, то есть от населения города. 
- Оказывается : строители, ремонтники, перевозчики, торговцы, кафе, рестораны, энергетики, Жилищные конторы. культурные заведения, газетчики, киношники  и все прочие, оказывающие услуги, получают деньги от населения города.
Бюджетные организации и фонды получают деньги из бюджета, который тоже создается за счет населения и помощи государства.
Вы не верите самому себе. Что же такое получается? Население города дает деньги работодателям, кормит их, а работодатель отдает деньги  обратно населению и кормит его? Получается замкнутый круг. Так можно прожить день или два, пока есть продукты в холодильнике и запасы воды. Если я сегодня съем буханку хлеба или кусок колбасы, то завтра хлеб и колбаса не вырастут сами. Мы живем не в Африке, где есть хлебное дерево .Значит, надо получить новые деньги, чтобы прокормить и себя и своего работодателя.
- Как интересно. Оказывается, не работодатель нас кормит, а мы его. Кто бы мог подумать?
- Всё теперь понятно, кроме одного. Откуда население получает новые деньги, чтобы дальше жить самому да к тому же еще кормить и своих работодателей?  Кто же нас кормилец? Где он находится? Кто кормит и содержит город?
Трудный вопрос. Мы с приятелем подошли к окну, чтобы в упор разглядеть своего кормильца. Но его не увидели. С шестого этажа видны были только одни едоки – потребители: Светились дома, дороги, магазины. Офисы, больницы, гаражи, школы, рестораны, клубы, бани, машины, автобусы.
Везде люди – живут, обслуживают друг друга – возят, кормят, учат, лечат, стригут и развлекают, но никто ничего не создает, чтобы продать хоть что -нибудь за пределы города и получить оттуда деньги для жизни.
- Ты совсем меня запутал.  Если мы все в городе живем , кое кто и богато, не умерли и до сих пор не замёрзли, значит есть какой – то кормилец, кроме этих едоков.
- Да, есть, конечно. Если бы его не было, мы все бы тут умерли от голода или замёрзли, как тараканы без тепла.
- Так кто же он, за которого мы должны молиться, оберегать его и охранять от всяких напастей?
Главный наш кормилец – это великая Россия, которая не дает нашему городу умереть, дает деньги в виде бюджетных расходов, на пенсии, пособия, ремонты, строительство и т.д.
- Своих, городских, кормильцев можно на пальцах пересчитать: Лесопильные заводы, продающие пиломатериалы за границу и в другие регионы. ТЭЦ, продающая энергию за пределы города. Мелкие предприятия и предприниматели, продающие что – либо за пределы города .
 К кормильцам можно причислить дедушек и бабушек, которые работают летом на своих участках и частично кормят себя и своих близких овощами. Вот и всё. Всех этих малочисленных кормильцев надо бы беречь, помогать им жить и развиваться. Надо бы создавать новых, собственных, кормильцев – строить заводы,  фабрики, способные что – то создавать, продавать за пределы города, получать доходы и кормить население.
К сожалению, приходится видеть, что и существующие кормильцы разрушаются или еще хуже – закрываются.
- Что же ждет наш Архангельск в будущем?  Можно и надо надеяться на лучшее. Без надежды вообще жить невозможно. Но рассуждая логически, с холодной головой, приходится сделать такое печальное заключение:
Город Архангельск , в основном, уже превратился в город – потребитель и поэтому его дальнейшее развитие на многие годы прекратится. И такое положение приходится признать справедливым.
Нельзя бесконечно жить за счет других регионов России, надеясь на доходы от нефти и газа. Этой халяве скоро придет конец. Городу надо научиться самому обеспечивать себя доходами. Создавать то, что приносит доход, реальные деньги,  со стороны. Не заниматься бесконечным самообслуживанием и самоедством.
- А что же делаю я сам, житель Архангельска?  Я -  пенсионер, получаю пенсию, следовательно, я тоже потребитель?- И Да и НЕТ. Я - кормилец, потому что пенсию я заработал сам. Кроме того, я дважды кормилец, потому что всё лето работаю на даче в Приморском районе, выращиваю для себя и своей семьи овощи и привожу их в город.
- А кем считаешь себя ты, мой возможный читатель?  Подумай и ответь самому себе откровенно.
- А если не хочешь забивать свою голову всякими, не нужными для тебя, вопросами,
 НИКОГДА НЕ СМОТРИ В ОКНО.


Рецензии