Обыкновенный цЕнизм

Мы познакомились в санатории-профилактории осенью прошлого года. На эту пожилую супружескую пару смотреть было одно удовольствие. Высокий, немного сгорбленный старичок лет восьмидесяти и его неизменная спутница – «уютная» кругленькая старушка, оба передвигались с помощью палочек, но приветливо улыбались и здоровались со всяким встречным-поперечным. Несмотря на то, что вместе прожили более полувека, такой трогательной заботы друг о друге и любви можно сейчас не встретить и у молодоженов. В столовой они обменивались лакомыми кусочками, справлялись о настроениях и мыслях, всюду были вместе, как птички-неразлучники... «Мамочка» и «папочка» к окружающим тоже относились с галантностью начала минувшего века, неизменно поддерживая актуальную для всех отдыхающих тему здоровья. На этой почве и завязался наш диалог:
- Вы обратили внимание, какими приборами пользуются в санатории? - спросил старичок, усаживаясь на свободный стул рядом со мной.
- Хорошими, эффект чувствуется почти сразу...
- Согласен! И вот удача – скоро в домашних условиях я смогу лечиться не хуже, чем в санатории! А всё благодаря тому, что услышал в эфире «Радио России» рассказ о приборе под названием биокорректор, позвонил, заказал... Стоит прибор, конечно, дорого, но разве на собственном здоровье можно экономить? Меня не обманули, когда перечислил деньги по почте - получил биокорректор. Очень красивый, компактный... Но вот незадача, прибор почему-то оказался «бракованным», не работал... Пришлось договариваться с изготовителями об обмене, сейчас жду нового...
Что можно было сказать бесконечно доброму старику? Только посочувствовать...

Включил – услышал – задумался...

Этот эксперимент способен поставить каждый в домашних условиях: достаточно включить «Радио России» и вы с большой долей вероятности попадете на очередной рекламный блок, замаскированный под информационную рубрику. Однажды так поступили и мы, сразу же услышав в эфире очередной «час здоровья»...
Сначала нам рассказали о чудесном «современном действенном препарате» от дисбактериоза, который многократно превосходит усилия всех йогуртов и кефиров, о чем достоверно свидетельствовали специалисты некоего «центра здоровья». И рекомендовали: поспешите! Количество товара ограничено, остерегайтесь дешевых подделок! Телефон был повторен несколько раз уверенной, призывающей к решительным действиям интонацией.
Далее шел обстоятельный рассказ о лечебном белье, успешно борющемся с болезнями мочеполовой сферы как у мужчин, так и у женщин. Как оказывается, им давно уже пользуются в госпитале им. Бурденко. Белье замечательно помогает в регенерации тканей и «формировании здоровой иммунной системы». И снова: поспешите! Количество товара ограничено, остерегайтесь дешевых подделок! Звоните! Номер телефона звучал в эфире раз восемь...
Лечебные трусы в спешном порядке были заменены на бальзам «Аурон», который, как ничто другое, способен «охладить горячую голову». Надо думать, радиослушателям, на которых в течение получаса профессионально воздействовали липовые врачеватели, магический «Аурон» совсем бы не повредил... Тем более, что расписывали его чудо как хорошо: «пусть флакончик всегда будет на вашем столике у кровати», «поможет перенести головные боли», «бальзам для жара головы», «при жаре головы при перегреве», «голове всегда легко»... «Виньетка ложной сути» была заплетена настолько умело, что смысл обычных слов стерт абсолютно.
Наконец над радиослушателями «смилостивились». Рекламный блок, умело стилизованный под информационные программы, был прерван. И чем же? Воистину, в тот день циничность радийщиков границ не имела. Слушателям предлагалось поразмышлять над происхождением слова «доверие», которое отчего-то исчезло не только из современных словарей, но и из повседневности, ведь когда понятие исчезает из жизни, оно покидает и язык! Ведущий мучился вопросами: «остается ли взаимовыгодная доброта настоящей»? Почему вместе со словом «доверие» реже стали встречаться близкие к нему по смыслу «доброта», «сострадание», «любовь», «человечность»? Ответа не находилось.
После слогана «Включил – услышал - задумался» эфир покатился своим обычным чередом. Наступила очередь рубрики «Экспертиза для вас». Построена она элегантно: о препаратах в эфире рассказывают специалисты некоего центра здоровья, зачитывают письма о помощи, говорят об объявленных эпидемиях разного рода болезней (простатит, цистит, шум в ушах, головные боли, инсульты и инфаркты) и, конечно, «наглядно демонстрируются» примеры успешного излечения на фоне трогательных звонков радиослушателей. Ведь до сегодняшнего дня «лечение велось неправильно», «организм нельзя отравлять химией», а нужно сделать так, чтобы «клетки вспомнили свою молодость», в чем поможет «компактный современный прибор биокорректор, не имеющий противопоказаний». Далее шло прямое обращение: «Пожилые люди, как правило, имеют массу проблем со здоровьем, первопричина которых одна – нарушение работы и гибель клеток, поэтому воздействовать нужно на весь организм. Лечиться могут все члены вашей семьи. Мы лечим не сиптомы, а заболевание. Звоните сразу после окончания программы, в подарок – лечебные пояса! Скидки для льготных категорий граждан более 50%! Биокорректор вам обязательно поможет!». И - подробная инструкция как сделать междугородний звонок на «горячую линию».
Если бы в силах рекламодателей была возможность нежно взять за руку каждого российского старика и подвести к телефонному аппарату, они бы ее точно не упустили...

Проверяй и не доверяй!

Мы продолжили свой эксперимент и решили позвонить по всем номерам, озвученным в эфире. Как ни странно, похоже мы попали в единый центр приема звонков, где после дежурного приветствия с нами просто отказывались разговаривать:
- Откуда звоните? - раздавалось из далекой Москвы.
- Это имеет значение?
Короткие гудки...
Мы меняли голоса, интонацию и степень собственной дебильности:
- Ой, девоньки, у бабушки недержание (запор, инсульт, солнечный удар)! Так скажите, сколь лекарство-то это стоит, она по радио о нем слыхала... Может и денег-то не хватит...
Нам предлагали оставить номер нашего телефона (кстати, и прочие личные данные, вроде как охраняемые российскими законами) и ждать звонка «специалиста».
Дальше действие протекает по многократно обкатанному сценарию.
Если вас угораздило оставить свои номера телефонов, то можете попрощаться со своей спокойной жизнью. Вас возьмут в крутой оборот, настойчивые звонки будут следовать и днем и ночью, у вас появится «личный консультант» с невероятными предложениями, скидками и подарками. Так, пресловутый биокорректор (о его качестве и рабочих возможностях мы писали выше) обойдется «всего» в 30 тысяч рублей, вместо обычных 60 тысяч! Плюс к этому можно «практически даром» приобрести замечательный разогревающий поясок тысяч за 6-8, вместо объявленных 12 тысяч. Цена подобного пояса, между прочим, в любой аптеке любого города редко перевалит за 2-3 тысячи рублей. Комплексные капсулки и микстурки – в пределах 6 тысяч. Особенно радует тот факт, что «личный консультант» будет убедительно и постоянно информировать вас о всех реализуемых фирмой новинках фармацевтики.
Вы готовы к этому, как и к подобным астрономическим и бесполезным тратам на собственное здоровье? Тогда звоните!
И напоследок. В настоящее время, благодаря всемогущему Интернету, только дети и старики остаются оторванными от оперативной и достоверной информации. С помощью поисковых систем сети мы проверили существование всех «центров здоровья», имена которых фигурируют в рекламе. Нами не найдено ни одной ссылки...

«Радио России» - пространство чьих интересов?

«Радио России» - уважаемая и по-своему уникальная российская радиостанция. Ровно 20 лет назад она «поселилась» на первой кнопке проводного вещания. И обрела поистине беспредельные возможности. Впрочем, без всяких «кнопок» этот радиосигнал стали автоматически принимать во всех регионах, на всех радиоточках, в каждой квартире, в каждом доме огромной страны. Плюс – ближнее и дальнее зарубежье.
«Радио России» с полным правом можно было бы назвать голосом Родины. И достаточно знать менталитет россиян с их генетическим замиранием от голоса Левитана, семейными посиделками у репродуктора и верой в каждое слово ведущего, чтобы понять, какая сила оказалась в руках у правоприемника отечественного радиовещания. Сила, основанная на безграничном доверии. Кроме того, проводная радиосеть развивалась отнюдь не для развлечений, а для выполнения другой важной функции – своевременного оповещения граждан в случае возможных чрезвычайных ситуаций! Значит, «тарелочка» в уголке должна работать непрерывно. Буквально на генном уровне это записано в памяти старшего поколения! Поэтому ждать, что бабушки и дедушки начнут активно «юзать» по Сети - наивно. Наши слушают радио: целый день дома, а от телевизора глаза устают. К ним, между прочим, явно примкнут пациенты больничных стационаров, жители казарм, общежитий и «сидячие» работники всех учреждений страны.
Что это значит? То, что «Радио России», говоря профессиональным языком, ежедневно собирает стабильную целевую аудиторию порядка 40 миллионов российских пенсионеров, не считая членов их семей и других категорий граждан. Смеем напомнить, что население России сейчас составляет чуть менее 140 миллионов жителей. Арифметика простая, а выводы очевидны. Поэтому утверждение о том, что «Радио России» на сегодняшний день является главной государственной радиовещательной компанией – это не только эффектный рекламный ход.
Но если принять во внимание, что «Радио России» - пространство общих интересов», то что делать с тысячами стариков, которые поверили в чудодейственные силы мазей-бальзамов-биокорректоров и прочей чепухи, запустив руку в свой дырявый денежный карман?
Ответ на этот вопрос, как мне кажется, очевиден: нельзя говорить о доверии и заниматься мошенничеством на доверии одновременно.


Рецензии