Успенский

Успенский, дивно округленный,
 Весь удивленье райских дуг,
 И Благовещенский, зеленый,
И, мнится, заворкует вдруг.
 Архангельский и Воскресенья
 Просвечивают, как ладонь,
 — Повсюду скрытое горенье,
 В кувшинах спрятанный огонь...
 Апрель 1916 Осип Мандельштам Марине Цветаевой.

 Москва - древний город. Особняки, маковки церквей, высотные современные здания.Москва прошлая , настоящая и будущая со своим темпом жизни, суетой, со своими радостями и горестями. Она, как старинный манускрипт, где улицы это - строчки, а дома, как слова, то топорные , то витиеватые с ажурными вставками и заглавиями. Москва со своим ритмом жизни, вальяжностью и барственной роскошью центра, непринужденностью и обходительностью предместий, простотой и тишиной спальных районов, славная своим изысканным стилем и внутренним благородством. Москва настолько сильная и любвеобильная, что, вбирая в себя на протяжении многих веков разные народы , национальности и рассы, она, своей тонкостью и любовью покрывает все человеческие недостатки, привлекая сердца, давая свободу всем культурам и облагораживает даже самые низменные натуры, незаметно подчиняя всех своему неспешному ритму, где-то суетливая, но всегда гостеприимная и радушная. Вся сила и богатство Москвы это - конечно же монастыри. Они окружают Москву кольцом защиты, являя собой невидимые миру сонмы ангелов, нерушимой стеной ограждающие наши души от грязи и суетности мирской, давая силы для повседневной жизни. Главная святыня - это конечно же Московский Кремль. Величественный Успенский собор. Смотришь и дух захватывает. Взметаются ввысь каменные стены и , невольно, переносишься в 15 век, время святителя Филиппа. С трудом открываю тяжелые двери и вхожу в собор. Тишина, благоговение. Создается ощущение соборности и принадлежности к своим корням и к древней истории Москвы. Чудится, вот сейчас откроются двери и, войдет Царь Иоанн Грозный и сядет на Царское место. И .. все увидят митрополита Филиппа строгого и смиренного ... и проходят перед взором живые картины русской истории. Идут века, сменяются правители и президенты, но что остается единственно незыблемым - это соборы, иконы , вера. Безмолвно взирают на нас с фресок лики благоверных князей, святителей, Богородицы, непоколебимы, вечны... Время написания икон разное, как и имена иконописцев, но все произведения принадлежат одному культурному слою - православию. Московский Кремль является не только величайшей русской святыней, но и древнейшим памятником русской архитектуры и искусства. Количество представленнных ценностей и экспонатов огромно. К сожалению в одной статье невозможно рассказать и подробно описать все стили, сокровища и редкости,но позвольте остановиться на некоторых из них.
 Вот чудная икона Гефсиманская(Иерусалимская) Божией Матери. Плавный переход света и тени, тонкость линий, но главное отличие - теплое свечение лика - объединяет иконы конца 17 - начала 18 века, письма талантливешейшего иконописца того времени - Кирилла Уланова. Также такой стиль написания мы можем встретить в нижнем приделе Храма Христа Спасителя (Икона Смоленской Божией матери) и в Государственной Третьяковской галерее(Грузинская икона Божией Матери).  Стиль написания настолько неповторим, что иконы этого мастера  мы можем отличить сразу среди десятка других произведений. Как было сказано раньше главной особенностью икон, принадлежащих кисти  этого мастера является ровное, матовое свечение лика. Неповторимый  янтарный колорит и прозрачность достигаются тем, что в работе мастер взял теплый желтый тон за основу. Остальные цвета, как бы сопутствуют  ему и дополняют его, смешиваясь с основным тоном,  они преобретают мягкость и дают более теплые и нежные, множественные  оттенки, например, красный цвет включает в себя темно-красный, красный и  плавно переходит в оранжевые тона.  Практически отсутствует черный цвет, вернее под воздействием основного тона он дает коричневый оттенок.     Тогда как , например, в работах Андрея Рублева мы видим четкое разграничение цветов, яркие тона, насыщенность и малое количество цветовых оттенков.
Также, интерес для нас могут представлять  иконы из иконостаса придела во имя собора архангела Гавриила  в Благовещенском соборе. Края и часть фона этих работ обрамляет узор  из мельчайших медных колечек, настолько тонкой работы, что невольно поражаешься таланту и трудолюбию мастеров того времени.


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.