24. По берегу на запад. Ногайский князь Иштерек

На фотографии Григорьевское ущелье

Ананьево

Мы ехали по северному берегу Иссык-Куля по направлению к Долинке, слева от меня то появляясь, то ненадолго исчезая за деревьями и домами, сверкало на солнце невиданного оттенка голубое и невероятно красивое озеро. И я каждый раз ждал его появления, любуясь им, и не мог налюбоваться.

Вот появились дома большого и благоустроенного села Ананьево, названного так после войны в честь героя-панфиловца, который здесь родился. Раньше оно называлось Сазановка. Это село, как и многие другие, было основано русскими переселенцами. От Пржевальска до Ананьево мы проехали 80 км, от Ананьево до Рыбачьево ехать было бы ещё 130, но нам надо было по шоссе ехать только до Долинки, а это значительно ближе, километров 60.

Семеновское ущелье

Вскоре мы проехали еще два крупных села Семеновку и Григорьевку.

– До Чолпон-Аты осталось 40 км. Но мы завернём в горы. В предгорьях Кунгея именно в этом месте вдоль бурной речки Ак-Суу одно из самых красивых ущелий на озере — Семёновское ущелье. Оно длинное – километров тридцать. По дну этого ущелья течет река Ак-Суу, бурная река – с чистой и холодной ледниковой водой. Ак-суу в переводе с киргизского «белая вода», такой она бывает при таянии ледников.

Про свойства живительной "белой воды" местные жители знали еще в древности. Сохранилась такая легенда.

"По степям Прикумья кочевал ногайский князь Иштерек. Была у него дочь Султанет. Сильно хворала Султанет. Иштерек звал лекарей, знахарей, обещал отдать табуны лошадей и овец за спасение любимой дочери, но никто не мог ее вылечить. Однажды странствующий старик посоветовал Иштереку отвезти дочь на Дон: "Там есть ключ Ак-су (белая, живая вода). Напои ее той водой". Быстро собрался Иштерек. Он передвигался по бескрайним степям, переходил реки. Спешил. Вокруг безлюдье. Только ковыли шумят да дикие птицы и звери встречаются на пути. Не у кого спросить, где же ключ. Единственный встретившийся путникам старец рассказал, где бьет Ак-су. "То владение вольных людей-казаков. Атаманом у них Сары-Азман, значит рыжий человек," - сказал старик. Встретился, наконец, Иштерек с вольными людьми. Сары-Азман дружелюбно принял ногайцев и довёл до живого ключа. "Сколько больных ни приходило к нему, все стали здоровыми," - сказал атаман. Наклонилась к ключу Султанет и припала к нему губами. Напилась целебной воды и сразу почувствовала, что сил прибавилось, боль в груди исчезла. Выздоровела она….."

Мы немного проедем вверх по ущелью.

Ущелье Семёновское названо в честь П.П. Семенова-Тян-Шанского. Он оставил нам не только точные географические сведения, но и поэтические описания этого края. Вот ещё одна его запись:

– В долине реки Ак-Суу бьют многочисленные целебные минеральные источники, в основном термальные и радоновые.

У меня сразу возникла мысль о строительстве здесь курорта. Как потом оказалось, – не у меня одного. Впоследствии на базе этих источников возник санаторий «Ак-Суу» с лечебными ваннами и прогулками на горном воздухе. Он сейчас весьма популярен. Сюда не раз приезжали как руководители СССР, так и России. Бывал здесь и Ельцин. Ему был потом поставлен памятник в Чолпон-Ата.

Мы подъехали к первому озеру, возле которого стояла юрта. Рядом бродили лошади, и нам предложили покататься на них. Я никогда не садился в седло и поэтому отказался.
На небольшой поляне на склоне видим большие красивые цветы – эдельвейсы.

Я как грибник, обращаю внимание на то, как много вокруг меня грибов.

– Все съедобны, - говорит мне Владислав. – Ядовитых здесь нет.

Собирать я не стал, хотя и было сильное желание набрать и попросить поджарить их на кухне в столовой дома отдыха.

В Семеновском ущелье тянь-шаньские ели растут на правом склоне сразу от устья . Левые – очень живописны – там густые заросли кустарников – облепихи, шиповника, барбариса, жимолости и смородины.

Пешком поднимаемся повыше. За холмом – потрясение: шикарный вид на хребет Карагайбулак. Между Кунгеем и Карагайбулаком лежит огромная долина, но на земле нет никакой растительности. Голые, словно кем-то обтёсанные скальные отроги. Мелькает мысль о том, что раньше здесь всё росло, а потом с поверхности было все сметено. Возможно, ледником, который когда-то здесь был, а потом растаял.

На обратном пути останавливаемся у небольшого озера, из которого торчат полусгнившие стволы деревьев. Они отражаются в воде. Вокруг тишина и покой. Очень красиво. Чистейший воздух, живительная вода, альпийские луга. Чем не место для курорта?

Григорьевское ущелье

Рядом с селом Григорьевкой расположено очень красивое Григорьевское ущелье. Мы могли бы посмотреть и его, но времени у нас было в обрез, и мы в него не свернули.

Я так никогда и не побывал в нем. Мне рассказывали, что Григорьевское ущелье не такое широкое, как Семёновское. Там крутые склоны, и местами над дорогой нависают скалы. Они порой принимают удивительные очертания: то головы верблюда, то индейца, то другие формы, – у кого какая фантазия.

В «каменном музее», как его называют местные жители, на камнях рисунки – петроглифы. Это место – святыня древних жителей Прииссыккулья.

К сожалению, этой святыни я так и не увидел.

Впрочем, некоторые петроглифы, найденные в разных местах на озере археологическими экспедициями, я могу показать на фотографиях.

Продолжение следует


Рецензии