Волна за волной

Волны пытались обнять берег, как можно больше, - снова и снова они пытались, поднимаясь всё выше и выше, но падали, растекались, и уходили обратно в океан, чтобы собраться новыми волнами, и снова бежать к берегу. А он стоял в воде. И мысли его так же накатывали волна за волной:
- Зашёл ли бы я сам так далеко, без их помощи? Если бы меня не подтолкнули, то так и стоял бы на берегу? Я видел, как они купались и плескались, но всегда считал, что это могут только они, и мне это не по силам, но сейчас я стою здесь, по колена в воде, с улыбкой вспоминая то время, когда не мог сделать столь простого шага. Однако впереди – океан, и он всё так же страшит меня...

Волны бежали к берегу, но он был на их пути. И ему приходилось бороться, чтобы устоять. Волна за волной. Покуда не привык к ним, и не стал раскачиваться с той же частотой против волн. Теперь он чувствовал себя, как прежде на земле. Океан ему казался большой чашей, которую качает из стороны в сторону. Но мысли его вздымались выше, чем эти волны:
- Я думал, что прежде зашёл непомерно далеко для себя, но теперь, стоя в воде по пояс и чувствуя на себе силу моря, а в борьбе с ним и ещё большую Свою силу, прошлое теперь кажется таким мелочным. Первый шаг меня заставили сделать, второй шаг – я заставил сделать себя сам. Третий же шаг я хочу сделать, потому что океан зовёт меня. И он весь – мой!..

Где-то позади разбивались волны о песок. Когда-то прежде, они разбивали камни, а теперь разбитые камни разбивают волны. Но это всё казалось далеким. Здесь, где он  стоит сейчас, лишь слегка покачивается в воде его тело, и дрейфуют поблизости свободные от прошлого мысли:
- Достигая новых границ, понимаешь, что нет таковых. Я видел, как другие заходили дальше, чем зашёл я, и это дало мне смелости зайти по шею. Прошлое – теперь доносится лишь отголоском плещущихся волн, а впереди – бескрайний океан. Когда-то я стоял на земле, и помыслить не смел о морях. Спасибо тем, кто толкнул меня в воду, - теперь я понимаю, что должен идти дальше!

Волны упрямы. Им никогда не обнять землю, но они раз за разом пытаются это сделать. Поднимаются штормы, поднимаются валы, поднимаются цунами, - не от зла, или добра, - а просто, такая у них природа; по таким законам они устроены. Даже после штиля, они снова будут бежать к земле, но есть граница, которую им не перейти.
Такая граница была и для него, но он не видел, что находится за горизонтом, и не видел дна под ногами. Шёл, шёл, и шёл, но не возвращался, как отступает в море волна. Когда-то его подтолкнули, и сказали, что там другая жизнь, но не сказали о плотах, лодках, кораблях. Дойти до этого он должен был сам. А он слишком буквально понял дорогу в море, и море оказалось слишком глубоким для него.

А ведь я знаю и другую историю. Историю того, кто понял не только море, но и землю. Для него они стали родными и даровали жизнь, а не гибель. Когда-то его тоже толкнули к воде, но обнимаемый волнами, он не боялся этого бескрайнего и бездонного простора; не удивлялся тому, как далеко забрел; не гордился тем, что сделал следующий шаг; не гнался за другими; не искал себя... Он просто любовался им, и понимал, какой жизни хочет для себя. Этот мир был близким и родным. Он хотел идти вперед, но развернулся и ушёл. Ушёл, как уходит в море волна – чтобы вернуться другим. Там он строил свой плот, свою лодку, свой корабль, свою жизнь, а после выходил снова и снова в море... Два мира были для него, и он был для двух миров.


Рецензии