7. В. Агошков. Орловское Поочье. Палеозой. Кайнозо

7.В.Агошков.Орловское Поочье.

Палеозой.Кайнозой.


ПАЛЕОЗОЙСКИЕ  СТРАНИЦЫ. Некоторые наши читатели, возможно, могут сказать: а зачем нам, живущим в Орловской области, ещё и знать какие-то палеозойские страницы. Таким нелюбознательным орловцам мы посоветуем пропустить данную главку.

Все же остальные, надеемся, этого не сделают. Учёные считают, что за 2 миллиарда лет микроорганизмы, присутствующие даже и в гранитах, очистили воздух и воду, уничтожили вредные для нас аммиак и кислоты. В атмосфере появился кислород и озоновый слой.

В.С. Чесноков считает, что только к концу девонского времени, где-то 380 миллионов лет назад, территория края – под воздействием, как насчитали учёные, 15 вулканов – стала опускаться, в результате чего была погребена под тёплым мелководным морем.

Это напоминало нынешнюю Камчатку с её гейзерами. Существуют такие слои и горизонты девонских отложений Черноземья, как щигровские, семилукские, воронежские, ливенские, задонские, елецкие, лебедянские, данковские…

Известно, что море то наступало на наши земли, то отступало с них. Пласты известняков – спутники моря. Галька, пески, глины говорят об обратном – его отсутствии.

Недалеко от города Елец течёт река Воргол. Говорят, что это «Урал в миниатюре». Скалы имеют свои имена: Воронов Камень, Лисий Камень, Копчёный камень.

В.С. Чесноков приводит такую легенду: мужественный славянский воин Ворон, окруженный врагами, увлёк их за собою в пропасть. А в пещерах Копчёного камня нашли старинный русский шлем и золотые украшения. Думали, что они из клада драгоценностей Тимура Тамерлана, грабившего в 1395 году город Елец.

Во время отступления моря и расцвета наземной растительности при тёплом и влажном климате зарождались разнообразные месторождения. Железистые кварциты под воздействи-ем кислорода, разрушаясь, становились богатыми железными рудами. Появлялись залежи бокситов и ценных глин.

Хранят девоны и подземные воды, в том числе и минера-лизованные, все мы любим минеральную воду из Ельца. В Воронежской области нашли 36 йодно-бромовых и радоновых источников. Есть и у нас так называемые «Святые источники», где берут не только воду для питья, но и устраивают купели для омо-вения.

Было время, когда и наш край покрывался гигантским окуеаном Тетис, раскинувшим свои воды от Гибралтар до Гималаев. Океан оставил нам в наследство не только известняки, но и мергели, белый мел.

Учительница истории, заведующая Кромским районным музеем Н.М. Рождественская хранит у себя так называемые «чёртовы пальцы», или «громовые стрелы», образовавшиеся от предков кальмаров и осьминогов. В.С. Чесноков обращает особое внимание на «каменные спирали» аммонитов.

Оказывается, спираль – идущий из древности символический знак бесконечности. Великий закон всего сущего явлен в скромной раковине аммонита.

Среди меловых памятников природы самым ярким стало Дивногорье (Воронежская области). В меловых породах легко вырубать пещеры. Именно они становились и подземными жи-лищами и подземными монастырями.

 
КАЙНОЗОЙСКИЕ СТРАНИЦЫ. Они появились 70 миллионов лет назад и представляют собой время новейшей геологи-ческой истории. В.С. Чесноков пишет, что Россия по природным условиям – одна из холодных стран мира, и поэтому ценность Черноземья многократно возросла после того, как в Беловежье Б.Н. Ельцин согласился на раздел СССР, в результате чего самые «тёплые края» отошли в Ближнее, но зарубежье.

Но вернёмся к границе мезозоя и кайнозоя. Она была отмечена катастрофой для живого мира мезозоя и благом для нас, возможностью появления на планете. Увеличилось количество кислорода, живые организмы морей и суши поглотили колоссальное количество углекислого газа, превратив его в каменный уголь.

Азот попадает в почву только при грозе, которых в Сред-нерусской степной полосе бывает 20-60, что обеспечивает вы-падение азотных соединений до 1,5 тонны на квадратный ки-лометр. Мы дышим воздухом, настоянным на ароматах степных трав, хотя специалисты говорят, что леса – «зелёные лёгкие пла-неты», т.е. поставляют кислород людям. И вместе с тем степь вносит свой вклад в обеспечение воздуха на планете.
 


Рецензии