Баурджед вынырнул

 

По случаю вспомнил «Путешествие Баурджеда» из «Великой дуги» Ивана Ефремова. (Прочел эту повесть за год до этого, в весьма тяжёлый период своей жизни – цепь испытаний была ещё впереди).

В  этом «Путешествии» есть очень любопытный эпизод. Когда корабли египетского флотоводца плыли в том месте,  где вода была неглубока, люди сквозь прозрачную воду могли видеть на дне чудесные морские организмы: звезды, цветы, орнаменты немыслимой красоты. Когда же ныряльщики поднимали эту красоту наверх, то она не представляла из себя ничего, кроме комка серой слизи…

Всякий пишущий, вероятно, испытывал нечто подобное. В глубине души он видит образы и мысли, которые кажутся ему прекрасными. При попытке их записать красота теряется; и уж совсем плохо может стать, когда начинается даже небольшое обсуждение. Передать словами то, что ты видел невероятно сложно. Наверно, такую способность литературы Горький называл «художественностью». Обладание этой способностью и означает, вероятно , наличие пресловутого писательского таланта.

Если его (ее) не наблюдается, то когда поймёшь это, наверно, лучше не писать «художественное».
После нескольких попыток в юности  я это понял и решительно поставил крест и на своих стихах и на своей «прозе».

***

Но как много графоманов этого уяснить не могут и продолжают поднимать на поверхность мусор свих «произведений». Не думаю, что это так уж страшно, ведь лучше быть графоманом, чем, допустим, наркоманом. Но версии о причинах неудач стоит рассмотреть. Исходя из приведенного сравнения, причин может быть две. Либо, красоты и  «на дне» души не было, и красота подводного мира была иллюзией; либо красота необратимо пострадала, когда её вытащили на поверхность. Чаще, наверно, бывает первое: люди склонны к самообольщению, банальность собственного взгляда кажется оригинальной в силу индивидуальной «единственности», которая тебе хорошо известна (а другое нет). Бывает,  что подлинная красота, при соприкосновении с уродливой средой, теряет себя и кажется уродством.

Такие размышления достойны, конечно, юноши, но никак не мужа, но ведь глубинная жизнь и попытки творчества не обязательно прекращаются по мере взросления. Что делать после очередного «вечера озарения», когда в мозгу сплошным потоком идёт текст и требует: «Запиши меня!»

Возмужание – это приобретение реального содержания. Будучи оформленным (не обязательно сразу в «великий роман», а всего лишь в какое-нибудь скромное «эссе»), оно сохраняется и на поверхности сожнания, делается доступным  и интересным для других.

24.08.1984,   9.11.2012
 


Рецензии
Здравствуйте, Виктор.
Мне кажется, что автору по истечении некоторого периода заполнения текстом бумаги (назовем это творчеством), следует определиться- а для чего он пишет? Его уже напечатали в местных газетах, может быть журналах, он уже убедил своих знакомых в своей состоятельности как сочинитель, пусть и местного масштаба, но это тот самый момент, когда нужно задать себе вопрос - а для чего все это?

Ну, напишешь ты еще несколько рассказов, ну повесть и ее тиснут в литературном журнале тиражом 800 экземпляров, и что?

И ты знаешь, что некоторые литературные достоинства у твоей прозы есть, и знаешь, куда и как развиваться, но для чего? Не для кого, понятно, что никому то, что ты пишешь, по большому счету не нужно, и пишешь ты не для кого-то, а для себя, но это и ставит тебя в тупик-зачем?

Наверное, это счастье-быть графоманом, и жить с девизом-"ни дня без строчки!"(причем Олеша не был графоманом в смысле таланта), но разве можно не графоману изобрести такой лозунг?

Поэтому я думаю, что ответом на ваши вопросы о художественности и писательском таланте и на мои - зачем? является один ответ- нужно быть графоманом, уверенным в том, что ты гениален, и тысячи читателей ждут-умирают твоих следующих творений, поэтому главное, это не терять ни дня, ни часа, ни минуты зря и писать, писать..."Ни дня без строчки!"

С уваженим,

Курильский   02.12.2012 00:53     Заявить о нарушении
Кроме всего прочего, писательство/сочинительство - это неплохое хобби.
Если человеку самому нравится и он не стремится агрессивно навязать себя другим, то такое времяпровождение можно только приветствовать.

Виктор Клёнов   05.12.2012 19:56   Заявить о нарушении
Это не в мой огород камень?))

Курильский   06.12.2012 01:23   Заявить о нарушении
Да нет, при здесь камни

Виктор Клёнов   07.12.2012 18:15   Заявить о нарушении
Вообще, ко всему этому лучше относиться "без фанатизма".
Нам и так приходтся многое писать из под палки, например, заполняя всякие бюрократические формы и т.п.
Если уж решил написать что-то сам, то надо получить от процесса и результата удовольствие, хоть и измучившись.
Призыв "ни дня без строчки" тоже не стоит воспринимать буквально.
Его автор сам написал не так уж много.

Виктор Клёнов   07.12.2012 18:21   Заявить о нарушении
ОК.А я тут подумал, что может это я стремлюсь агрессивно себя навязывать другим.)))

Насчет фанатизма согласен, хотя иногда без него и не обойтись, но тут уж каждый решает сам.

И вообще дело все в том, решил ли ты для себя, что такое сочинительство - хобби, или профессия? Не нужно быть гигантом мысли, чтобы прочитать достаточное количество книг по теории литературы, и сляпать на среднем уровне что-то удобочитаемое и вполне печатабельное(!), нужно лишь обладать базовым образованием, жизненным опытом, изрядной долей наглости ну и упорством вола, конечно. Если сложить это все воедино, удовольствием от творчества здесь даже и не запахнет, но ведь это случается всегда, когда удовольствие превращают в работу.

А очем это мы вообще? Да, неважно. Приятно было пообщаться.

С уважением,

Курильский   07.12.2012 20:51   Заявить о нарушении