история мировой культуры 5

Ковалева М.В., Макаров Д.А. Культурология: История мировой культуры. - Орел: Изд. Госуниверситет - УНПК, 2011.

Учебное пособие для ТЕХНИЧЕСКИХ специальностей среднего профессионального образования

Предлагаемое учебное пособие не претендует на изложение исчерпывающих знаний о предмете. При отборе фактов истории мировой культуры авторами делался упор на те достижения, которым суждено было стать ступенью, приближающей человечество к современному уровню знаний, и которыми мы пользуемся до сих пор.

В данном месте будут помещены лишь части пособия, написанные Ковалевой М.В.

5. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА

5.1.  Преемственность с античностью и идеальная ориентация
культуры
Европейское средневековье охватывает период с V по XIII (Италия) или XV вв. в других европейских странах. Главной чертой духовной культуры стало христианство.  Его ведущим догматом являлась вера в единого всемогущего и всеблагого бога, который из любви к людям принял облик Христа, страдал и умер на кресте, искупив своей смертью людские грехи и обеспечив спасение людей для жизни вечной в царстве Небесном. Земная жизнь стала рассматриваться как подготовка к существованию небесному. Главной ценностью человека была признана его душа. Считалось, что человек свободен в своём поведении, он может спасти или погубить свою душу. Подвиг веры состоял в том, чтобы сохранить душу незапятнанной, несмотря на творящееся в мире зло.
Идеалом в средние века были монахи и священники, отрёкшиеся от земных соблазнов и посвятившие свою жизнь спасению души и заботе о духовном благополучии народа. Монахи и священники, в отличие от других сословий, получали образование. Они изучали латинский язык, на котором были написаны священные книги и все научные труды.

5.2. Культурные ценности и нормы
Материальную основу средневековья составляли феодальные отноше-ния: феодал получал землю с крестьянами от вышестоящего сеньора, кото-рый, в свою очередь, являлся вассалом феодала, занимавшего ещё более высокое положение.
Феодалы получали поместье за военную службу. Считалось, что задача рыцарей – поддерживать порядок в стране и защищать весь христианский мир от нашествий врагов. Существовал неписаный кодекс поведения рыцаря. Самой большой его ценностью выступала честь. Подвиги рыцарей и их благородные деяния составляют главный сюжет рыцарских романов («Песнь о Роланде», романы о короле Артуре, Тристане и Изольде). Оплотом феодала был укреплённый замок, возводимый на возвышенности. Большинство европейских замков построено в X – XI вв.
Ключевым понятием поведения рыцаря была «куртуазность». Она включала в себя благородство происхождения, изысканность манер, тонкость чувств, преклонение перед женщиной, следование моде, участие в турнирах. Однако, образ рыцаря из песен и романов – идеал, принадлежащий к миру воображения. В реальной жизни рыцари отличались приверженностью к грубому насилию и алчности, жестокостью к слабым и неблагородным, презрением к труду. Источником средств на вооружение, устраивание пиров и празднеств для них служили доходы, получаемые с крепостных крестьян.
 Крестьяне находились в личной зависимости от феодала. Их жизнь была заполнена тяжёлым трудом. Крестьяне нуждались в защите со стороны феодалов, в духовной жизни, которую обеспечивала церковь, но насилие землевладельцев, их поползновения увеличить оброк и барщину, рост государственных поборов и другие причины вызывали время от времени крестьянские волнения и мятежи.

5.3. Романский и готический стили в архитектуре

Зримым символом Вселенной был храм. Входя в него, верующий должен был ощущать свою принадлежность к Божественному космосу. Са-мым ранним общеевропейским архитектурным стилем стал  романский. Церкви строили в виде креста. Их алтарную часть ориентировали на восток, то есть на ту сторону света, которая символизировала конечное соединение человеческих душ с Христом. В полукруглой апсиде помещался алтарь.  Всё пространство от входа до апсиды разделялось продольными рядами колонн. Пространство между стеной и ближайшим рядом колонн, а также между рядами колонн называлось нефом. «Лес» колонн и толстые стены нужны были, чтобы поддерживать перекрытия потолка.

Пристройка, пересекавшая тело храма под прямым углом, получила название трансепт. На пересечении главного нефа и трансепта часто возводили большую башню.  Капители колонн украшали не только изображениями сцен из священного писания, но и фигурами химер и чудовищ. Они должны были напоминать верующим, что сколь велико число ангелов, готовых помочь человеку, столь же велико и число бесов, желающих его погубить.
В XII – XIII вв. сложился готический стиль. Ведущим архитектурным сооружением стал городской собор. Устремление собора ввысь выражено гигантскими ажурными башнями, стрельчатыми окнами и порталами, вытянутыми статуями, сложным орнаментом. Характерным мотивом готического стиля стала стрельчатая арка. Храмы были огромными. В небо тянулись стрельчатые шпили. Окна украшались разноцветными витражами. (Рис.20) Проходящий сквозь них солнечный свет считался эманацией (истечением) бога. На стенах собора помещались скульптуры Христа, мадонны, картины Страшного суда. Взирая на собор, верующий мог читать его стены как книгу. Не случайно готические соборы называли «Библией в камне».

 5.4.  Средневековые быт, образование, ремесло и наука

Улицы средневековых городов были шириной 2 – 7 м и мостились редко. Жители Парижа могли передвигаться по ним только в высоких сапогах или верхом. В дождь ходили на ходулях. В XIV в. в крупных городах появляются мостовые и водосточные канавы. Дома чаще всего строили деревянные, крытые соломой или гонтом, узкие, высотой в 2-3 этажа. С XIII в. развивается кирпичное строительство. Отопление шло через очаг. Окна затягивали пергаментом или промасленной тканью. Для освещения пользовались лампами и свечами.
В XII в. в  городах  Болонье и Париже возникли первые университеты. В XIII – XV вв. ими обзавелись все страны Европы.  Желающие стать знатоками права шли учиться в Болонью (Северная Италия). Лучший медицинский факультет находился в Салерно (Южная Италия). Наиболее привлекательным для желающих изучить философию и богословие был Парижский университет. Многие студенты переходили из города в город, чтобы послушать лекции знаменитых преподавателей.
Высокого уровня развития  достигло средневековое  ремесло – мелкое ручное производство промышленных изделий. Больших успехов добились мастера-литейщики.  В V  в. в Италии и Франции появились колокола.
Ткани делались из шерсти и льна. Шёлковые ткани выделывались только в Византии с VI в., а в другие страны ввозились с Востока.  В X в. производство шёлка проникло через арабов в Испанию. В Италии шелкоткачество появилось в XII в. В XIII в. в Барселоне (Каталония) и Гранаде (Испания) существовали крупные мастерские по производству хлопчатобумажных тканей, парусины и бархата. Позже стали изготавливаться златотканые ткани (парча).
Военное вооружение включало в себя тяжёлые доспехи и панцири. Ис-пользовались мечи, копья, алебарды, луки, арбалеты.  В XIII в. Роджер Бэкон составил собственный  рецепт изготовления пороха. В XIV в. монах Бертольд Шварц открыл секрет изготовления китайского пороха. В XIV в. появляются огнестрельное оружие и пушки.
В XII в. в Италии научились изготавливать бумагу. В 1423 г. голландец Лоренц Янсон  изобрёл деревянные, а затем оловянные литеры.
Первые механические часы изобрёл в IX в. дьякон Пацифициус из Вероны, а в X в. монах Герберт создал часы с гирями. В XIII – XIV вв. в городах появляются башенные часы.
Английский философ и естествоиспытатель, монах-францисканец, профес-сор университета в Оксфорде Роджер Бэкон (1214 – 1292) предсказал появление в будущем самодвижущихся повозок, летательных аппаратов, пароходов, подводной лодки, телескопа, микроскопа и телефона.

Вопросы для самопроверки и задания
1. Что было основой духовной культуры Средневековья?
2. В романских храмах на верхних частях колонн, капителях, можно увидеть изображения чудовищ. Встречаются они и на внешних стенах готических храмов. Зачем они были там изображены?
3. Что такое феодальная лестница? Кем приходятся друг другу сюзерен и вассал? Что входит в понятие  «куртуазность»? Охарактеризуйте идеологию рыцарства, опираясь на следующие отрывки из средневековых сочинений.
А) «Весёлая вещь война…. Если видишь добрую схватку и повсюду льётся родная кровь, сможешь ли ты удержаться от слёз! Сладостным чувством самоотверженности и жалости наполняется сердце, когда видишь друга, подставившего оружию своё тело, дабы исполнилась воля Создателя. (…) И ведомо тебе такое чувство восторга, какое сего не познавший передать не может никакими словами. И вы полагаете, что так поступающий боится смерти? Нисколько, ведь он обретает такую силу и  окрылённость, что более не ведает, где находится. Поистине, тогда он не знает страха» (рыцарь Жан де Бюеэ, XV в.)
Б) Нрав свиньи мужик имеет,           В) Кто хочет жизнь сберечь свою, 
 Жить пристойно не умеет,                СвЯтого не берёт креста,               
 Если же разбогатеет,                Готов я умереть в бою,               
То безумствовать начнёт.                В бою за Господа Христа.            
Чтоб вилланы не жирели,                Всем тем, чья совесть нечиста,    
Чтоб лишения терпели,                Кто прячется в своём краю,         
Надобно из года в год                Закрыты райские врата,               
Всех держать их в чёрном теле.           А нас встречает Бог в раю.          
Б. де Борн                Ф. фон Хаузе
(ок.1140 – 1215)                XII в.               
               
Г) Мою любовь я не забуду,
    Узрев далёкие края.
    Ей верен я везде и всюду,
   Тому порукой – честь моя.
    И подтверждают песнь моя и слово,
   Что счастия не нужно мне другого.
    Влюблён в одну и ту же,
    Боюсь лишь я разлуки с ней.
    Разлука! В мире нет напастей хуже.
         Рейнмар
          XII в.
4. Расскажите о мировоззрении средневекового крестьянина на основе нижеприведённых отрывков:

А) Баллада о Робин Гуде
  О смелом парне будет речь.        Бродили вольные стрелки
    Он звался Робин Гуд.            У всех лесных дорог.
    Недаром память смельчака        Проедет по лесу богач -
    В народе берегут.               Отнимут кошелёк. (…)
    Ещё он бороду не брил,          Голодным Робин помогал
    А был уже стрелок.              В неурожайный год.
    И самый дюжий бородач           Он заступался за вдову
    Сравниться с ним не мог.        И защищал сирот.
    Но дом его сожгли враги,        И тех, кто сеял и пахал,
    И Робин Гуд исчез –             Не трогал Робин Гуд:
   С ватагой доблестных стрелков    Кто знает долю бедняка
   Ушёл в Шервудский лес.           Не грабит бедный люд.

Б) Спор крестьянина и рыцаря  (отрывок)
«Я родом княжеским горжусь,          В пустыне – пекло, как в аду,
Я землями владею!»                Но ад мне нипочём!
«А я горжусь, что я тружусь          И, сарацинам на беду,
И хлеб насущный сею.                Я действую мечом!»
Когда б не сеял я зерно,             «Махать мечом – нелёгкий труд,
Не рыл бы огород,-                И нет об этом спора,
Подох бы с голоду давно              Но в дни войны с кого берут
Твой именитый род!»                Бессчётные поборы?
(…)                Кто должен чёртовы войска
                Кормить да одевать?
«Но если грянет час войны,           Нет, даже тут без мужика
Начнётся бой суровый,                Не обойтись, видать!»
Кто из немецкой стороны
Пойдёт в поход крестовый?
5.Почему студенты средневековых университетов могли свободно передвигаться из страны в страну и без затруднений слушать лекции любого преподавателя?

6. КУЛЬТУРА ИТАЛЬЯНСКОГО И СЕВЕРНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ

6.1. Итальянское Возрождение
 Культура Возрождения возникла и сформировалась ранее других стран в Италии и существовала на протяжении XIV – XVI вв. Свободные итальянские города - государства в условиях политической раздробленности обрели экономическую мощь, опираясь на передовые формы торгово - промышленного и финансового предпринимательства, монопольные позиции на внешних рынках и широкое кредитование европейских правителей и знати.
В начале итальянские города - государства были республиками, но постепенно большая их часть превратилась в тирании. Итальянские города жили напоказ, красуясь храмами и дворцами, гордясь рынками и выдающимися людьми. Всеобщее внимание к признанным мастерам поощряло их творчество. Джорджо Вазари (XVI в.), итальянский историк искусства, описывает случай, когда весь город сбежался, чтобы увидеть новую картину художника Чимабуэ. Поэт Петрарка был коронован по обычаю поэтов древности лавровым венком на Капитолии в Риме и стал признанным главой литературного мира Италии.
Феодальная знать была вовлечена в городскую жизнь и тесно смыкалась с купеческой верхушкой и верхним слоем пополанства (богатых горожан). В городах ценилась и культивировалась свобода полноправных граждан, их равенство перед законом, доблесть и предприимчивость, которые открывали путь к социальному и экономическому преуспеванию. В предпринимательских кругах положительными качествами считались трезвость практического мышления, деловой рационализм, высокое качество профессиональных знаний, широта кругозора и образованности. В среде знати сохранялись представления о феодальных ценностях, но в обиход жизни вошли и новые веяния: стремление заниматься торгово – финансовым предпринимательством, участвовать в городской службе. Появился идеал активного человека,  всесторонне развитого, личными усилиями добившегося успеха и славы. Современников удивлял своими способностями Леон Батиста Альберти (1404 – 1472), достигший больших успехов в физических упражнениях, в музыке, физике, математике, живописи, моделировании, литературе и архитектуре. Учёный Пико делла Мирандола (1463 – 1494) поражал современников со-четанием внешней красоты, обходительности в поведении, широкой эруди-ции и знания более 20 языков. Леонардо да Винчи сочетал таланты художника, скульптора, военного инженера, учёного - естественника. Микеланджело Буонарроти был художником, скульптором и выдающимся поэтом.  В эпоху Возрождения человек хочет быть счастливым на земле, а не на небе. 
Женщины из знатных итальянских семей получали одинаковое с муж-чинами образование. Индивидуализм у женщин проявлялся так же, как и у мужчин. Среди выдающихся людей той эпохи появляются писательницы (Кассандра Феделе, Виттория Колонна), художницы (Софонисба Ангуишола), а также женщины, оказавшие большое влияние на политику (Изабелла д`Эсте), отличившиеся своей доблестью (Чиа Алидози, Валентина Висконти). Развитие индивидуальности принимало не только  прекрасные и гармоничные формы. В условиях деспотизма, борьбы партий, жесткой торговой конкуренции она могла выражаться в жестокостях и самодурстве тиранов, разгуле страстей, безнаказанном нарушении законов и попрании всех правил нравственности.
 Формирование новой культуры стало делом гуманистической интеллигенции. Возрождение началось, как стремление возродить высокое прошлое. Повсюду в Италии шло собирание античных рукописей и памятников искусства, изучалась философия. Первым импульсом стало подражание, вторым – синтез.
Великий итальянский писатель Данте Алигьери (1265 – 1321) в своей поэтической биографии «Новая жизнь» впервые  в европейской литературе откровенно раскрыл перед читателем свою душу. Он рассказал о любви к  своей соседке Беатриче, начиная с первой встречи, когда ей было 9 лет, и кончая её смертью в возрасте 18 лет. Чувство любви рассматривается Данте в развитии. Поэт даёт слово, что если он проживёт достаточно долго, то создаст нечто такое, что увековечит её имя в веках. Таким творением становится поэма «Божественная комедия». Поэма написана на народном итальянском языке. В ней заключено всё знание, доступное западноевропейскому средневековью.  Описывая путешествие по аду и раю, поэт встречает героев, мудрецов, чудовищ древности и своих современников. Поэт творит суд над современностью, излагает учение об идеальном общественном строе, говорит как политик, богослов, моралист, философ, историк, физиолог, психолог, астроном.
Франческо Петрарка (1304 – 1374)   был великим гуманистом, поэтом и гражданином. Он заявил, что освоение культурного наследия античности, красоты и мудрости древней поэзии может способствовать воспитанию духовно богатого и нравственно совершенного человека  и помочь выйти культуре на качественно новый, более высокий уровень развития. Петрарка – родоначальник современной поэзии. Его «Книга песен» надолго определила пути развития литературы и стала непререкаемым образцом для писателей не только Италии, но и всей Европы на 200 лет вперёд. Она написана на народном итальянском языке и воспевает облагораживающую силу любви к земной женщине Лауре с невиданной дотоле открытостью и глубиной переживаемых чувств.
 Джованни Боккаччо (1313  – 1375) смело обратился к новым жанрам литературы. Роман «Амето» положил начало ренессансной пасторали и выдвинул идеал гармонично развитого человека. «Фьяметта» – первый в мире психологический роман. «Декамерон», сборник новелл, вместил в себя всю реальную пестроту жизни во всем богатстве людских характеров и жизненных обстоятельств.
Искусство открыло  индивидуального человека, утвердило его мощь и красоту. Новая концепция мира требовала новых изобразительных средств. Джотто (ок. 1267 – 1337) в своих фресках старался передать глубину пространства и психологическое состояние каждого персонажа, наполнил религиозные сюжеты глубоким человеческим содержанием. Мазаччо (1401 – 1428) воплощал в религиозных сценах гуманистические представления о совершенной человеческой личности. Он впервые изобразил обнажённое человеческое тело и придал человеку героические черты, прославляя человеческое достоинство. Он превосходил Джотто в умении передавать светотень и строить пространственную композицию.
Выдающимся мастером перспективы и сложных ракурсов был Паоло Уччелло (1397 – 1475) («Битва при Сан - Романо»). Жизненные наблюдения он сочетал со сказочностью, наивностью образов.Андреа Мантенья (1430 – 1506) с героическим пафосом утверждал силу и достоинство человека. Его искусство отличается строгой композицией, чеканностью форм, сильными ракурсами.
Необычайной остроты и духовной напряжённости добился в своих портретах современников Алессандро Боттичелли. Выдающимися являются его картины на античные сюжеты «Весна»  и «Рождение Венеры».

Леонардо да Винчи (1454 – 1519)  сочетал в своём искусстве глубокое знание перспективы и колорита, умение передавать световоздушную среду, красоту природы и человека, глубину переживаемых чувств. Гуманистический идеал женской красоты воплощён в портрете «Мона Лиза» («Джоконда»)  (рис. 27). Микеланджело Буонарроти  (1475 – 1564)  в своих скульптурах дал яркое воплощение мужества и силы человека, раскрыл пафос борьбы и созидания («Давид»).
Рафаэль Санти (1483 – 1520) прославил в образах мадонн  женщину – мать («Сикстинская Мадонна»). 
Архитекторы эпохи Возрождения широко пользовались методами и формами античной архитектуры. Филиппо Брунеллески (1371 – 1446) украсил Воспитательный дом во Флоренции открытой колоннадой с полуциркульными арками, которая выражала приветливость и гостеприимство. Произведения Брунеллески отличаются гармоничной ясностью, строгостью пропорций, совершенством инженерно-строительных решений. Он создал грандиозный купол флорентийского собора Санта - Мария дель Фиоре диаметром 42 метра. Леон Батиста Альберти (1404 – 1472) использовал в архитектуре античную ордерную систему (ордер - тип архитектурной композиции), мотивы древнеримских триумфальных арок и аркад (аркада – ряд одинаковых арок, опирающихся на колонны или столбы).

 
6.2. Северное Возрождение

Северное Возрождение охватило XVI век и было связано с Реформацией. Реформация – широкое религиозно - идеологическое и социально - политическое движение, начавшееся в пер. четверти XVI в. в Германии и направленное на исправление христианской религии в форме католицизма. Её результатом стало появление протестантизма.
Первый удар по католической церкви был нанесён, когда папство попало в зависимость от французского короля. Второй – выступлениями Яна Гуса, требовавшего упрощения католического богослужения, ведения его на родном языке и фактически создания национальных церквей, независимых от Рима. 31 октября 1517 г.  Мартин Лютер (1483 – 1546),доктор теологии, прибил к дверям церкви в Виттенберге 95 тезисов с осуждением злоупотреблений продавцов индульгенций. В индульгенциях он видел стремление освободить человека от необходимости внутреннего покаяния. Сверяясь со Священным Писанием, он отвергал культ Богородицы и святых, иконы, мощи и чистилище.
Лютер объявил, что спастись можно только искренней верой и жизнью в соответствии с Писанием, а для этого нужно, чтобы верующий мог читать его. Лютер перевёл Библию на немецкий язык, сделав её доступной народу.
Согласно его собственному учению - лютеранству, спасение не зависит от человека, а даруется богом. Чем более тяжкие испытания выпадают на долю человека, тем выше его нравственный подвиг. Выполнение долга в рамках своей профессии – высшая задача человека. Успешность занятий безразлична для спасения, но поскольку хорошо выполненная работа свидетельствует об упорстве работника, а стало быть, о прочности его веры, положительный  результат может рассматриваться как внешняя примета спасения.

   Кальвинизм – разновидность протестантизма, появившаяся в Швейца-рии. Его основатель Жан Кальвин  упростил культ и ввёл выборность руководства. Он заявлял, что люди ёще до рождения разделены на тех, кто спасётся, и тех, кому это не суждено. Ничто не в силах изменить этого деления, ни вера человека, ни его поступки. Однако людям неизвестно, кто избран, поэтому нужно прожить жизнь так, как если бы ты был уверен в том, что ты спасешься. Для этого нужно жить скромно, избегать удовольствий, проявлять бережливость, упорно трудиться и изучать Библию. Успех в делах и обогащение рассматривались как свидетельства возможной угодности богу. Критика кальвинизмом роскоши и праздности переходила в отрицание худо-жественного творчества, литературы, увеселений и развлечений, приводила к мелочной регламентации личной жизни верующих и преследованию инакомыслящих.
Протестантизм охватил не только Германию и Швейцарию, но и Анг-лию, Нидерланды. Во Франции приверженцы Кальвина назывались гугенотами. Борьба гуенотов с католиками вылилась в Религиозные войны XVI в..
Для искусства Северного Возрождения были характерны дидактичность, поиск красоты в обычном, интерес к деталям,  нарушение пропорций, экспрессивность, самобытность и уникальность.
Картины нидерландского художника Питера Брейгеля Старшего (ок. 1525 – 1569) наполнены поучительным содержанием. Например, его работа «Крестьянский танец», на первый взгляд, изображает сельский праздник, посвящённый какому-то святому. На самом деле она является олицетворённым осуждением человеческих пороков. Изображение святого прикреплено к дереву в правой части картины, но на него никто не обращает внимания. Танцующая пара попирает сложенный из соломинок крест. У мужчины за тулью шапки заткнута ложка – символ обжорства, у отплясывающей с ним женщины на поясе болтаются ключ и кошель – символы корыстолюбия. Крестьянин, обнимающий кувшин вина в левой части полотна, украсил шапочку фазаньим пером – символом гордыни. Под ногами участников праздника разбросана скорлупа, напоминающая нидерландскую поговорку о человеке, который променял спасение души на лесной орех.
  Работы немецкого художника и графика Альбрехта Дюрера (1471 – 1528) также проникнуты поучительными религиозными мотивами. Гравюра «Рыцарь, Смерть и Дьявол» изображает храброго воина, ко-торый следует через мрачный лес. Рыцарь  – воплощение христианского долга, мужества и добродетели, поэтому ему не страшны на жизненной дороге ни страшный Дьявол со свиным рылом, ослиными ушами и рогами, ни Смерть с песочными часами – символом быстротечности жизни в руках.


.3. Географические открытия, развитие ремесла и науки

Эпоха Возрождения – время важных технических, научных и географических открытий. Был усовершенствован водяной двигатель, использовавшийся на мельницах  для приведения в движение тяжёлых молотов. С XIV  в. стали строить домны.
Распространение огнестрельного оружия сделало ненадёжной защитой рыцарские доспехи и стены замков. В XV в. пушки установили на лафеты, что сделало их более подвижными. В начале XVI в. появился мушкет, метко стрелявший с 150 – 200 шагов.
В XV в. был изобретён лёгкий трёхмачтовый парусник – каравелла. Он мог двигаться не только при попутном, но и при боковом и встречном ветре. Для ориентировки использовались компас и астролябия.
В XV в. немец Иоганн Гутенберг  изобрёл печатный станок и способ отливать из металла отдельные литеры. Литеры вставлялись в строки набора, с которого делался оттиск на бумагу. В 1450 г. вышла первая печатная книга Гуттенберга (Библия), а через 50 лет в Европе было уже 1100 типографий.
    К концу XV в. в странах Европы расширилась торговля. Стала ощу-щаться нехватка золота и серебра для изготовления денег. Для поиска драгоценных металлов снаряжались заморские экспедиции. Летом 1492 г. из Испании отплыли три каравеллы под командованием мореплавателя Христофора Колумба.
   Экспедиция открыла Сан - Сальвадор, Кубу и Гаити.  В последующие экспедиции Колумб открыл много островов в Карибском море, исследовал часть южного и центрального побережья американского материка, кото-рое считал Индией.
     Америго Веспуччи доказал, что открытые Колумбом земли – новый материк, который получил  честь него название Америка. Португальские моряки под командованием Васко да Гамы  в 1498 г. открыли путь в Индию вокруг Африки. В 1519 – 1522 гг. Фернандо Магеллан  совершил первое кругосветное путешествие. Из 5 кораблей, на которых было 265 человек, домой вернулся один с 18 человеками на борту. Новооткрытые земли Америки стали колониями Испании и Португалии. В Европу начали ввозить какао, табак, чай, кофе.

  В 1543 г. вышла книга польского астронома Николая Коперника  «Об обращении небесных тел», где доказывалось вращение Земли вокруг Солнца. Немецкий астроном Иоганн Кеплер (1571 – 1630)  доказал, что планеты движутся по эллипсам и их скорость увеличивается с приближением к Солнцу. Итальянец Джордано Бруно  (1548 – 1600) (рис.40) высказал догадку о бесконечности Вселенной  и существовании множества миров, в некоторых из которых тоже может существовать жизнь. Джордано Бруно был обвинён в ереси и сожжён на костре инквизиции. Галилео Галилей (1564 – 1642) с помощью подзорной трубы открыл множество ранее невидимых звёзд, горы на поверхности Луны (что опровергало утверждение о коренном отличии других небесных тел от Земли), спутники Юпитера ( это доказывало ошибочность мнения, что только Земля является центром обращения небесных тел), фазы Венеры (что доказывало её обращение вокруг Солнца), пятна на Солнце.
Большое значение для медицины имели труды о лекарствах и методах лечения болезней немецкого врача и естествоиспытателя Парацельса (1493 – 1541), книги по анатомии человека Андреаса Везалия (1514 – 1564). Везалий был основоположником анатомии. Одним из первых он стал изучать организм путём вскрытий, дал научное описание строения всех органов и систем.

Вопросы для самопроверки

  1. Почему эпоха Возрождения получила своё название?
2.  В чём заключался универсализм людей эпохи Возрождения?
3.  Какие новые черты были характерны для живописи итальянского Возрождения по сравнению с предыдущим периодом? Чем искусство итальянского Возрождения отличалось от Северного Возрождения?
4. Какие важные открытия в ремесле и технике  этого периода вам извест-ны?
5. В какой стране началась Реформация? Какое направление христианства появилось в результате Реформации? В чём состоят основные его отличия от католичества?
6. Что заставило европейцев 15 в.  искать путь в Индию? Какие важные географические открытия были сделаны в результате этих поисков? Какие изобретения дали им возможность осуществить свои планы?
7. Кто изобрёл книгопечатание и какое значение это открытие имело для Европы?
 


Рецензии