Последнее чудо

Кати всегда любила делать подарки. С детства. Всегда раздаривала другим свои конфеты и игрушки, и радовалась, глядя, как радуются дети, получив ее подарки.
В школе Кати стала делать подарки анонимно. Произошло это после того, как сластена Мари, получив заветную шоколадку, подозрительно спросила:
- А что тебе нужно взамен? Списать дать?
Мари была отличницей, но все знали, что она никому и никогда не давала списывать, даже своим друзьям. А уж Кати никак нельзя было назвать подружкой Мари, а потому шоколадка, да еще и бескорыстно подаренная, вызвала подозрения. Однако, любовь к сладостям победила, и Мари даже предложила решить за Кати математику, если той будет нужно. Но Кати не нужна была математика. Мари же, после столь неожиданного подарка, сменила гнев на милость и стала иногда предлагать списывать, по крайней мере, друзьям.

А Кати начала делать сюрпризы одноклассникам тихо и незаметно. Например, когда Лиза пожаловалась, что ни разу не получала по почте открыток на свой день рождения, Кати потратила целый вечер, чтобы подписать десять разных открыток разными почерками, а потом поехала в город и отправила открытки из разных почтовых ящиков. В итоге Лиза за три дня получила столько открыток с подписью "Друг", сколько не получала за всю свою жизнь! После этого дня рождения Лиза нашла в местной газете объявления от желающих переписываться, и начала получать и рассылать открытки каждую неделю.

А однажды дурнушка Лили мечтательно вздохнула о том, что почти всем девочкам кто-то хоть раз, да подарил цветы, и только ее одну до сих пор обделяли вниманием. Девочки сочувственно покачали головами, но деликатно промолчали: ну кто же подарит Лили букет, ведь это же Лили! На другой день с утра на парте девочки появился огромный букет белых маргариток, пышных и свежих. Ни одна, даже самая хорошенькая девочка, не получала такого шикарного букета, а потому все, включая саму Лили, решили, что кто-то ошибся, положив цветы на ее парту. Каково же было всеобщее удивление, когда на прикрепленной к букету карточке обнаружилась подпись: Лили, самой красивой в школе! После этого случая, многие мальчики посмотрели на Лили другими глазами - она уже казалась им не дурнушкой, а вполне привлекательной.

И вот так маленькие чудеса случались в их деревне то тут, то там. В основном, они происходили по утрам. Так, одинокий ворчливый старик мог обнаружить утром у своей двери большой земляничный пирог, и тогда он весь день улыбался и даже стоял у калитки и приветствовал всех прохожих. Или пожилая вдова находила утром на крыльце ведро грибов или яблок. Она всплескивала руками, охала и ахала, и из окон ее домика вскоре доносился запах грибного супа или яблочного варенья, отведать которые она приглашала всех соседок. Мальчишка, которого мать отругала за порванную рубашку, утром видел привязанного к велосипеду бумажного змея на тонкой бечевке, и вчерашняя взбучка моментально забывалась в предвкушении новой забавы - он звал товарищей и они всей гурьбой мчались на луг.

Маленькие чудеса случались и случались, и все так привыкли к ним, что даже не доискивались до того, как они совершались. Всем уже казалось, что утра без сюрприза не бывает и быть не может! Но однажды чудеса вдруг прекратились.

Случилось это, когда донья Марина задумала сшить платье на именины своей дочери. Девушка очень хотела платье из голубого атласа, как на картинке модного журнала. Но голубой атлас в городской лавке стоил дорого, а денег у доньи Марины было не так много, о чем она и посетовала в булочной соседкам. Тут же, в булочной, стояла и Кати.
Придя домой, она немедленно вытряхнула деньги из своей копилки и пересчитала - их как раз хватало на покупку отреза голубого атласа.

В полдень следующего дня продавец галантерейной лавки уже заворачивал Кати голубой отрез.
- Последний берете! - весело подмигнул он. - Почти год лежал, я уж и не надеялся его продать!
И в этот самый момент в лавку вошла донья Марина, и как раз услышала то, что сказал продавец.
- Как? - испуганно выдохнула она, - У вас нет больше голубого атласа?
- Вот это денек! - присвистнул продавец. - Да вы просто принесли мне удачу! - обратился он к Кати, - Этот атлас больше года никому не был нужен, а сегодня на него поднялся спрос!
Донья Марина не слушала болтливого продавца, она повернулась к Кати и взгляд ее замер на отрезе в руках девушки.
- Так это вы купили атлас?.. - растерянно проговорила она. - Ах, как же это все... ах, как... - и донья Марина расплакалась, не в силах больше вымолвить ни слова.
Кати хотелось провалиться сквозь землю. Задуманный ею сюрприз сорвался так неожиданно, что она абсолютно растерялась и только переминалась с ноги на ногу.
- Донья Марина, - начала она, - Знаете... мне не так уж и нужен этот атлас... Конечно, я уступлю его вам. Берите!
Но донья Марина была женщиной с характером. Как и все бедняки, она имела свою гордость.
- Ну что вы! - с достоинством ответила она, быстро беря себя в руки. - Какие пустяки - атлас! Разумеется, он вам нужен, раз вы его купили. Не стоит беспокоиться. - и она вышла, высоко подняв голову. Кати осталась стоять, комкая в руках злополучный атлас, и сама едва не плача.

Вечером того же дня она постучалась в дверь доньи Марины. Едва увидев девушку, донья Марина напустила на себя равнодушно-вежливый вид:
- Что вам угодно, барышня?
У Кати была заготовлена целая речь, чтобы смягчить сердце доньи Марины, но сейчас все слова, как назло, вылетели из головы.
- Пожалуйста, - пролепетала Кати, - возьмите этот атлас. Вам он нужнее, чем мне, а я вполне обойдусь и другим цветом.
Донья Марина с секунду смотрела на сверток, но ее гордость победила желание иметь атлас.
- Вы очень любезны. - сухо ответила она. - Но мы тоже вполне можем обойтись другим цветом. Вы напрасно побеспокоились.
Бедная Кати густо покраснела до корней волос, и даже от волнения начала заикаться - ведь ей приходилось выдавать свою тайну:
- Я... я... я купила этот атлас... чтобы подарить вам...
- Я вас не понимаю, милая барышня. - еще более сухо ответила донья Марина. - О каком таком подарке вы говорите?
- Я... хотела... подарить... вам... голубой... атлас... - еле слышно прошептала Кати, совсем смешавшись.
- Подарить мне атлас?! - возвысила голос донья Марина. - Вы что же, считаете нас за совсем нищих? Вы думаете, что я не в состоянии купить дочери атлас на платье? И вы приходите в мой дом, чтобы оскорбить меня!!! Уходите немедленно! - донья Марина захлопнула дверь, а Кати была так испугана и расстроена, что не заметила, как уронила сверток перед дверью, и побежала домой в слезах.

На другое утро никаких чудес в деревне не случилось. Никто еще ничего не понял, но все смутно почувствовали, что что-то не так.
И в это же самое утро в дом Кати постучались. На пороге стояли донья Марина и ее соседка. Донья Марина держала в руках тот самый злополучный сверток, который Кати обронила у ее двери накануне вечером.
- Заберите, наконец, ваш атлас. - дрожащим от гнева голосом сказала донья Марина. - Мы не такие нищие, чтобы просить на кусок ткани! Если хотите знать, мы закажем дочери платье в городе, и такого больше ни у кого здесь не будет! - с этими словами она впихнула сверток в руки Кати, а ее соседка окинула девушку презрительным взглядом и добавила:
- Если хотите знать, вся деревня соберется на праздник уважаемой доньи Марины! Мы устроим лучшие именины на свете, которые никому и не снились!
Соседки удалились с достоинством особ королевского рода, оставив Кати в полуобморочном состоянии от смятения, и со свертком в руках.

И вот вся деревня начала подготовку к именинам дочери доньи Марины. Пеклись торты и собирались букеты, женщины шили праздничные наряды, мужчины устраивали площадку для танцев, музыканты подбирали веселую музыку, и даже староста готовил поздравительную речь. Платье для именинницы, и правда, заказали в городе из розового кружева, и все наперебой твердили, что такого платья нет даже у принцессы...

В подготовке праздника участвовали все, кроме Кати. По всей деревне разнесся слух о том, как она оскорбила уважаемую донью Марину, обозвав ее нищей и лишив ее дочь заветной мечты о голубом платье... Все уже забыли о чудесах, которые перестали случаться, и жили только ожиданием праздника. Если Кати входила в булочную или кондитерскую, там смолкали все разговоры, и начиналось нарочито громкое обсуждение предстоящих именин.
- А вы знаете, что семья дона Тео специально зажарит самого крупного поросенка для праздника?
- Вот как? А донья Тереза подарит имениннице десять вышитых полотенец!
- А еще всем детям вручат по шоколадной плитке и по пакету засахаренных орехов!
- Дааа, такого праздника у нас еще не было!

Накануне праздника соседи увидели, как Кати заперла свой домик. А потом она шла вдоль деревни с большим клетчатым чемоданом в сторону остановки. Все останавливались и молча оборачивались ей вслед. Даже дети, всегда приветствовавшие ее радостными криками, сегодня только смотрели на нее издалека и даже не махали руками. Никто не окликнул ее и не спросил куда и надолго ли она отправляется. В этот вечер уже никто не собрался на деревенской площади или в булочной, чтобы посудачить о празднике. Люди задумчиво расходились по своим домам, ссылаясь на дела или усталость.

В день именин все собрались у дома доньи Марины. Люди были все так же серьезны, и настроение праздника уже совсем не витало в воздухе. Даже именинница, казавшаяся сказочной принцессой в розовом кружевном платье, улыбалась всем не то задумчиво, не то рассеянно.
- Бегите все на площадь! - вдруг прокричал кто-то из мальчишек. - Там такое! Там тааакое!!!
Жители деревни поспешили на площадь, и там их взорам предстало удивительное зрелище - много-много красных китайских фонариков, с крохотными огоньками внутри, привязанные к воздушным шарикам, рвались в вечернее небо! Церковный сторож сказал, что фонарики появились тут, пока он был на заднем дворе, и он не видел, кто их привез.
Когда перерезали тонкую веревку, удерживающую шарики, сотни красных огоньков взмыли в сиреневое летнее небо. Люди, как завороженные, следили за удаляющимися светлячками, которые кружились, медленно плыли, то угасая, то снова вспыхивая... И вдруг, когда почти все огоньки растаяли в темном небе, на площадь посыпались белые бумажные кораблики! Их были десятки, сотни, их было столько, что хватило всем! Люди поднимали их, ловили в воздухе, разворачивали, и читали слова, написанные на каждом кораблике.
- А что у тебя? - со смехом спрашивали они друг у друга. - У меня пожелание здоровья и долгой жизни!
- А у меня - стихи, да такие потешные, смотри-ка!
- А у меня - поздравление с большим и красивым праздником!
- Разве это не чудо? - воскликнул кто-то.
И тут все вдруг вспомнили о чудесах. О маленьких чудесах, без которых раньше не представлялось никакое утро. О таких привычных чудесах, которые закончились...


Рецензии