Немного из детства. 50-е годы

   

  Наш дом.
      
  Дом  наш стоял на углу на пересечении  улиц  К. Маркса  и  М. Горького, почти в самом центре города Тамбова . Мой  дед проживал  в этом доме с 1925 года. По его  рассказам , до революции  дом принадлежал семье врача по фамилии Коган .После революции в доме , обросшим во дворе многочисленными пристройками ,стало проживать шесть семей .

  Квартиры у всех были отдельные и по площади не маленькие. Дом тогда назывался «жактовский» , т.е. за квартиру ходили платить в ЖКО - жилищно-коммунальный отдел. В  некоторых квартирах был водопровод , вот и все удобства. Конечно , радио и  электричество. За водой мы ходили в колонку через дорогу.

  В каждой квартире была холодная пристройка – сени. Летом туда ставили керосинку и на ней готовили ,а зимой выставляли продукты ,т.к. холодильников тогда ни у кого не было. Отопление в квартирах - печное ,полы у всех не крашеные и когда их мыли ,то непременно  скоблили большим ножом ,который назывался-тесак.
Примерно в 1954 году дедушка одним из первых в доме покрасил полы . Соседи приходили  смотреть и спрашивали:
  -Иван  Матвеевич , а вы олифу добавляли ?
А  мой любимый кот Рыжик , наступив в краску ,с перепугу сбежал на три дня .

  Наша квартира состояла из двух комнат и кухни.Все окна выходили на улицу. Комнаты располагались  «вагончиком» , поэтому бегать по ним взад-вперёд было очень весело. Высота потолков в квартирах была 3,4 метра .

  Одна комната называлась залом. В нём стоял диван ,на котором спал  дед .Тот старинный диван был очень удобный. У него по бокам откидывались валики и он увеличивался  в  длину.
У некоторых соседей на спинках диванов были полочки и там стояли семь слоников – на счастье. А  внутри  нашего дивана лежали послевоенные журналы  « Работница» , которые  позже я носила в школу  в качестве  макулатуры.

  В середине зала стоял большой дубовый стол ,над ним висел оранжевый  абажур. Когда  он  выцветал , его подкрашивали красным стрептоцидом. Это были таблетки от простуды. Почему  они  были  красные - не знаю.В простенке между  окнами  стоял туалетный  стол , над которым  висело большое зеркало. Ещё шкаф для одежды - гардероб .Дед не мешал мне иногда рыться в этом огромном шкафу. В его недрах , помимо одежды, хранилось много интересного.
   -Эту  мебель  я покупал  в одна тыща  двадцать пятом году (т.е. в 1925 г.)-частенько вспоминал дед.

  Позже появился книжный шкаф со стеклянной дверью .В зале висели настенные часы ,которые  ходят до сих пор.
Когда к нам приходили гости ,то удивлялись ,глядя на комнатный термометр в зале и  спрашивали дедушку:
  -Иван Матвеевич ,неужели у вас так холодно или термометр в неисправности , показывает только пятнадцать градусов?
На что дед так игриво отвечал:
  -А этот градусник показывает не по Цельсию , а по Реомюру.

  В 50-е годы по вечерам часто отключали свет , и у нас всегда наготове висела керосиновая лампа.

  Другая комната называлась спальней. В ней стояли две кровати и сундук. У окна –стол ,  рядом комод. Когда я пошла в школу,появилась этажерка ,куда мы с сестрой складывали   свои учебники В углу спальни –печка , которую дед топил только в сильные морозы.

  Раньше была ещё одна комната Но во время войны ,ввиду наплыва беженцев ,происходило «уплотнение» жильцов ,и дед отдал её соседям ,к которым с Украины приехали  родственники с маленьким  мальчиком.
А потом дед часто вспоминал ,что во время бомбёжки этот мальчик погиб от осколка бомбы , попавшего в их квартиру.
 
  Я помню ,что в мебели -комоде и гардеробе ,завелись как-то жучки-точильщики. Они были невидимы , но оставляли  маленькие  дырочки. И тетя Капа очень переживала ,что они сожрут мебель и усердно натирая её скипидаром ,говорила деду:
  -Ох , папа ,эти жучки ,говорят , дурная примета.
Моих родных давно нет на свете , а гардероб по сей день стоит на даче...


    Наши соседи.

   Хорошо помню соседа дядю Мишу Давыдова. Совсем  молодой он вернулся с фронта без  ноги. У него была семья- жена и сынок Стасик, на год младше меня. Иногда по вечерам  ,  рассказывая ребятам о войне ,дядя Миша часто вспоминал один случай:
   -Как-то зимой ,в страшный мороз, мы брали железнодорожную станцию. Только немец из вагона выпрыгнул, я его прикладом по голове «хрясть»  и от него пар пошел…
Мальчишки слушали его ,а мне было страшно и потом от дяди Миши сильно пахло вином.

  У соседей Долговых во дворе была голубятня и ребята целыми днями их гоняли .Мой дедушка не уважал это занятие. И когда мы с сестрой почему-то ленились, он говорил нам с досадой:
  -Вам  бы как Леньке с Женей ,лишь бы голубей гонять.
Лёнька был мой ровесник и одно время мы учились с ним в одном классе. Иногда он  стучал  в стенку, когда знал, что я дома и громко спрашивал:
  -Иринка, какое упражнение по русскому задавали?

   Как-то летом я увидела у Долговых на крыльце незнакомого дядю в белой майке, который курил папиросы.
  -Это мой брат Коля вернулся из армии,-пояснил мне Ленька.
 Мне было лет восемь и я совсем не помнила его брата до армии. В то время, в начале пятидесятых, во флоте служили четыре года.
Коля был весь разрисован якорями, а на руках надписи: «Не забуду мать родную», на  другой: «Года идут, а счастья нет».

   Спустя много лет,( а дом наш стоял до 2006 года !!) я как-то зашла в наш двор. Так захотелось побывать в местах своего счастливого детства. Изо всех бывших жильцов там оставались только Долговы ,остальные  разъехались или  ушли в мир  иной.
На крыльце во дворе сидела пожилая женщина, я узнала Колину жену, меня она тоже вспомнила, очень обрадовалась. Начались расспросы, воспоминания...

  -Нина, а я помню слова татуировки на руках твоего мужа,- доложила я ей.
И когда я их процитировала, она так смеялась и все приговаривала:
  -Вот расскажу сегодня  Коле!


  У одних соседей был патефон. По праздникам и выходным дням они выставляли его на веранду, всю увитую плющом, и звучала музыка: «Хороши весной в саду цветочки…» или «Татьяна, помнишь дни золотые…»
 
  Иногда летними вечерами ,усевшись на крыльце соседки тети Муси  мы, ребятишки, просили рассказать нам страшные истории  о случаях летаргического сна, когда человека хоронили, а  наутро он приходил домой .Еще о деревенских колдунах, которые пройдя по ножам, превращались в свиней, о цветущем по ночам папоротнике , о старушках, которые заговаривали болезни и собирали целебные травы…

  В одной из квартир нашего дома жил полковник Степанов Ф.Д. Его дочь Клава была от рождения слепая. Было ей лет пятнадцать. Она хорошо ориентировалась во дворе. Когда было тепло, Клава сидела на своей скамеечке и прислушивалась к нашим детским забавам.

   Если из дворовых ребят никого не было, я подсаживалась к Клаве поболтать. Она целыми  днями слушала радио и знала все песни и новости. А иногда мы забывали, что она  слепая. Как-то раз я решила похвастаться ей.
  -Клав, а мне синее штапельное платье сшили.
  -Дай  посмотреть, -сказала она, слегка дотронувшись до меня.
  -Клава ,ты Таньку не видела?- спрашивал у неё кто-нибудь.
  -Да её мать домой «загнала».

И это участие в нашей дворовой жизни делало её, наверно, не такой одинокой.

   Однажды в летнюю жару мы сидели с Клавой на лавочке. Вдруг поднялся страшный ветер, огромная черная туча надвигалась прямо на нас. Я схватила  Клаву за руку  и мы побежали .
Проводив её ,я быстро нырнула домой и вдруг увидела в окно как на то место, где мы только что пробегали, упали огромные  ветки тополя  прямо со скворечником…

            Наши игры.
   Во дворе всегда было весело и интересно. За день происходило столько разных событий.. В 50-е годы дворовые игры ребятишек ,наверно, у всех были одинаковые: «классики», скакалки, «прятки», у мальчишек- «война», футбол, «пристенок».
   Помню все детские «считалочки» : « Дора, Дора, помидора…», « На  златом крыльце сидели…»,
«Аты-баты шли солдаты..». Но моя  самая любимая «считалка»:
  -Из- под горки катится голубое платьице
  -На боку зелёный бант, её  любит капитан.
  -Капитан молоденький, его звать Володенька
  -Через месяц, через два ,будешь ты его жена.

   Весной, как только показывался кусочек асфальта, девчонки мелом рисовали «классы» .Самое трудное в этой игре- это с закрытыми  глазами пройти все « классы». Скакалки мы называли –«прыгалки». Тут мне не было равных, особенно в « нагонялки», т.е. кто дольше  всех  продержится. Если собиралось много девчонок, прыгали в «вылеталочки».

   У мальчиков главная игра была «жесточки»-это кусочек меха  ,в середине укреплялся  кружочек свинца . И внутренней стороной  щиколотки они набивали, кто больше.
   А с каким азартом ребята катали обруч от бочки с помощью проволоки, согнутой крючком. Вспомнился  фильм «Дом, в котором я живу» , где главный герой Сережка пересекает лужу с таким вот колесом.

   Популярны  были самокаты. Их мальчишки делали сами ,а подшипники добывали на заводе «Шарико- подшипники».А как они грохотали по булыжной мостовой! Ну а в футбол гоняли с утра до вечера, порой  мячами, сделанными из тряпья. Наши любимые иры с мячом – это « штандерт».Это,наверно,от немецкого слова «stehen» т.е. стоять!
Часто мальчики играли в войну с самодельными автоматами и пистолетами.

   В «ножички»-вот была замечательная забава. Лёнька Долгов, мой ровесник, меня быстро научил этой игре и я из дома притащила ножик. К сожалению, дед мне запретил в него играть.
  -Это хулиганское занятие,-пояснил он,-играй в куклы.
  Наверно никто из ребят не избежал коллекционирования «фантиков»,т.е. оберток от конфет и шоколадок. Мы обменивались ими и хвастались. Иногда попадались довольно редкостные , заграничные.

  Летом в ветреную   погоду  мальчишки отправлялись за речку ,где на лугу запускали воздушного змея. В черте города можно было запутаться в проводах. Но такое занятие требовало особого мастерства, а главное-  материал для создания этого чуда .
  Вершина мечты всех ребятишек  - велосипед! Сначала трехколесный, ну а потом  как повезет.
   Иногда мы с ребятами бегали в «Парк пионеров», где можно было вдоволь покататься на карусели. В парке была установлена скульптура двух наших самых любимых вождей, сидящих за мирной беседой о судьбах народа.
И мы, девчонки, спорили:
  -Чур ,мой Ленин!-( или Сталин)
И забирались к вождям на колени.
   
  Не обходилось, конечно, без приключений. Как-то летом мы с ребятишками сбежали на речку. День был прохладный и никто не купался. Но от небольшой пристани отходили прогулочные баржи и было интересно. А прямо возле мостков росли лилии. Я потянулась за одной из них и упала в воду. Вытащил меня какой-то дядька. Платье отжали и дрожа от страха мы помчались домой, где нас ждал страшный нагоняй и наказание в виде запрета на купание. Дня два мы его выдержали. И еще помню, что тонуть было совсем не страшно.
 
  Страху я натерпелась в другой раз, когда совершенно  незнакомая тетка, крепко взяв меня за руку, повела со двора.
-Людка,- заорал соседский мальчик Лёнька,- Ирку тетка украла.
Людка- моя сестра, которая была старше меня на три года ,с криками бросилась за мной. Всю зареванную меня привели домой. А  вечером на семейном совете  больше всего досталось сестре, которой было поручено  неотступно  следить за мной. И еще дед поведал нам о том, что в Тамбове недавно пропала девочка и её так и не нашли…

  В нашу детскую компанию часто приходили две девочки-сестрёнки, которые жили неподалёку в подвале одноэтажного дома. И вдруг мы , ребятишки , узнаём от взрослых, что их отца-путевого обходчика, задавил паровоз .Мы с девчонками решили зайти к ним .Захватив из дома кое-какую еду, мы спустились в подвал. Я никогда не видела такой бедности.
 В комнате стоял старенький  кухонный стол и кровать, в углу на табуретке керосинка, на которой жарилась картошка. Девочки не плакали ,они молча сидели рядышком на кровати. Вскоре они с матерью куда-то уехали.  Проходя мимо окон этого подвала, я всегда вспоминала этих несчастных девочек.

   Зимой во дворе мой дед устраивал горку. Детвора ему помогала. Потом мы таскали воду и дотемна поливали её. А на речке были очень крутые горки, да ещё с трамплинами. С них хорошо было скатываться  на портфелях.

   У соседского мальчика Стасика были коньки «Нурмис»,они ,как и «Снегурки» , прикручивались к валенкам веревками и закреплялись палочкой. Я как-то раз выпросила у него покататься, а потом приставала к деду, чтобы он купил мне такие же.
  -Зима заканчивается,-объяснил мне дед,- на будущий год купим настоящие, с ботинками.
 

    На фото во дворе нашего дома я моя сестра. 1954год.



   


Рецензии
Прочитал с большим удовольствием, Ирина. У нас на поселке тоже был свой дом из пяти небольших комнаток. Самый большой - зал, две спаленки, кухня. Небольшие сени и веранда.Таким я запомнил дом по пятидесятым годам. Он и позже не изменился. Дом отапливался печкой, в которую рано утром нужно было подбрасывать уголь. Водяное отопление провели в конце 70-х. За водой ходили, правда, недалеко, метров сто в колонку. В лютые морозы она перемерзала: тогда приходилось искать другую, морозоустойчивую. Воду, по лету, носили на коромыслах или на санках возили, в бидонах.
С уважением
историк-краевед

Валерий Ефимов   24.03.2016 16:23     Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.