Новые русские

"Какое прикольное время - лето, каникулы! Особенно, когда живёшь в таком классном месте, как наше Румянцево. С лугов издалека посмотреть на деревню - как картинка в книжке со сказками. Круглый зелёный бугорок, на нём церквушка с порядками домов, а сверху солнышко смеётся... Жарко сегодня будет! Надо на пруд сбежать , чтобы мама не заставила жуков с картошки собирать . Забодали,  безрогие".
Так размышлял , проснувшись далеко не ранним утром, Славик, подмигивая солнечным зайчикам. Они носились в догонялки по двум кроватям, стоящим в  детской спальне паровозиком, изголовье к изголовью.
Младший братишка Ростик ещё посапывал. Славик соскочил на пол. Под визгливый каратистский  клич "йа!" озорно сдёрнул одеяло со спящего братишки вместе с примостившейся на нём пушистой кошкой Маруськой . Ища покой, та запрыгнула на край разложенного дивана-чебурашки . Славик тоже побежал по нему к окну, чтобы впустить в комнату свежий ветерок. И тут же получил хорошего пинка от братца.
- Ты чё? Офигел, мелкий? Я чуть не гульнул в полисадник. Защищайся! - вскипел  старший. Мальчики сцепились, благо - на  диване мягко. Кошке Маруське пришлось уступить лежак и выпрыгнуть в распахнутое окно на улицу.
- Стоп! Не накувыркались вечером? Складывайте диван. Расшатали, доломаете, - зашла пожурить сорванцов мать. - Наводите порядок, к завтраку и - к жукам! Да поживей! Разоспались.
- Дед Семён говорит, что не мужское это дело, убираться. И жуков в банку собирать - тоже не мужское. Так считаю я сам, - совсем по-взрослому заявил маленький Ростик . Из окна потянуло папиросным дымком.
- Поменьше слушайте таких шутников, как наш дед Семён, - вздохнула мать, - не всякий юмор за чистую монету покупать следует.
Она поспешила к фыркающей на горячей плите овсянке, и мальцы сразу сиганули на улицу с одеждой в руках. Они не слышали, как снова у окна сокрушалась мама, не успев их задержать:
- Скорее бы осень, на работу, в школу. Отпуск, а я - как белка в колесе.  Отец - который год без отпуска. И хоть бы кто- нибудь оценил, лютиков с лужайки преподнёс.
Зато её услышал со скамейки под окном дед Семён. Когда братики шли мимо него с набитыми ртами и карманами с огорода, он приостановил их:
- Опять мать зря вам кашу варила. Учтите: помидоры - с зеленцой, горох , укропчик - с подлецой. Пронесёт, не добегёте до пруда , глупыши.
- Фильтруй базар, деда, - сострил Ростик. - Мы не глупые, я во второй класс уже перешёл, а Славка ...
- Знаю, знаю: в третий . От горшка два да три вершка. Раз вы такие взрослые кавалеры , нарвали бы матери букет на лугу, если помогать по хозяйству не желаете . Благодарность за её труды выразили бы .
Заказ пацанам понравился. Но луговым цветам солидности не хватало, по их мнению. Водяным белым лилиям доверия было больше. Вот, только лишать пруд такой красоты - жаль.   И плыть до них далеко. Пришлось,  перед возвращением с купания домой,  наломать у берега камышей. Купались , играли ребятишки - не спешили. Камыши никуда не денутся. Мама - отходчивая.
Дед Семён со своего поста, со скамейки, заметив приближающихся мальчишек с камышовой охапкой , подманил их и в лоб высказал:
- Матери в презент? За жуков, диван и кашу? Не советую. Обидится. Я табаком попыхиваю, да ещё от камышей болотным духом повеет. Она нас с вами из комнат в сарай переселит.
- Куда же нам их девать ?- растерялся Славик. Мальчуганы, было, расстроились.
- Как, куда? Продавать! - воскликнул старикан.
- Это ты, дед, загнул! Они и даром никому не нужны, - усмехнулся Славик.
- А матери, стало быть - необходимы? Хороши сынки! - съязвил дед . Потом начал усугублять интригу. - Да вы не горюйте, мальцы. Это на нашем пруду камышинки частоколом стоят. Больше нигде. Зуб со съёмного протеза даю. Пока мать не спознала, что вы - тут, быстро - на велики и на центральную остановку! Там городские купят.
- И с чего начинать? Нам что, табличку с рекламой на лбы прилепить? , - недоумевал Славик.
- Не умеем мы ничего продавать и права не имеем. Мы ещё не совершеннолетние, - умничал Ростик.
- Э! Струсили? Торговать - не мешки таскать. И пятилетка справится, если его монетки считать научить. За руку-то вас никто не схватит. Не своровали, ведь. Своей сноровкой честно товар добыли. А реклама - вот она, при вас. Ишь, как от вас болотом тянет. Ноги по колено в тине. Дуйте, не дрейфьте, я не скажу матери, что вы вернулись уже.
- Я стесняюсь на всю остановку кричать, подумают, что я чокнутый, - засомневался Славик.
- И я не дебил. Там знакомых полно.  Дед, ты за кого нас держишь?-  Ростик нахватался поговорок в школе от более старших друзей Славика. И по этому же поводу тайно восхищался балагуром дедом Семёном. Славик в юморе особо не упражнялся. Иногда, лишь, спонтанно эмоции почуднее выплёскивал. Ведь он - старший. Держался. Мама за жаргон ругала.
- Запомните, как свою фамилию, внуки мои: это девки пускай стесняются. На то они и девки. А мужика никакая нужная работа не должна конфузить. Ни тяжёлая, ни прилюдная. Даже женская. Хоша, она и не мужское дело. Но если надо, то почему бы и нет?
- А я всё равно в комнате убираться не люблю, - вспомнил Ростик.
- По секрету: я тоже не люблю. Но! Вот ваша баушка, раньше бывало, заболеет, я и пол помою, и наварю. Я даже роды у неё принимал. Папку вашего. Вот в эти руки первым взял. Окурат, в две моих ладошки ростом вылез, - пошутил почти сквозь слёзы старик. - Внезапно всё случилось. Это я сейчас старый и никудышный...
- Дед, не плач, - сказал Славик. - Мы тебя все любим. Ты - наш, - поддержал он его .
- Ты - весёлый. Хочешь, пойти с нами на остановку? Потихоньку, - придумал Ростик.
- Ишь, хитрый нашёлся. Разжуй тебе, да и в рот плюнь. Научить - научу. А торгуйте без меня. Я буду генератором идей. За то и мзду себе потребую.
- Чего-чего ты потребуешь? - не понял Ростик.
Слушай всё по порядку. Я - мозговой центр. А вы исполнители. Не обижайсь! Творческие. Подходите ко всем подряд и предлагайте свой товар. Каждому - лично. Расхваливайте. Рассказывайте, откуда он, как добыт. Смотрите прямо в глаза человеку. Цыганским гипнозом берите. Да подороже, подороже навязывайте. Дёшево запросите, подумают , что с гнильцой товарец, или не свежак, - снова развеселился дед. Про мзду - потом. Захочешь всё сразу - не получишь ни разу.
Всё получилось у пацанов. Самое забавное, что камыши по сходной цене покупали в основном свои же деревенские. Дед похвалил и объяснил про мзду: процент запросил. На пачку папирос.
- Нет, дед! Нет! Мы так не договаривались! Вдруг, нам на подарок маме не хватит? - пожадничал Ростик.
- Какой такой подарок? Неправильный подход, коллеги. Цветов мамке нарвите - будет лучше. Хотели ведь. Она ждёт. А заработанные денежки в оборот надо пускать. Первую прибыль в молодом бизнесе на подарки профукать - капиталистами не бывать. Кумекайте, братишки,  на весь куш.  Мне, так и быть, потом увеличенный процент отстегнёте. Как боссу! Ясно вам?
- Ладно. Отстегнём. Можно ещё камышей ножичком нарезать, - предложил младший.
- Это не оборот. Оборот - это купить - продать, - догадался старший.
- Крутой! Оба круты! Не хужее меня.  Мы, прямо - компания "Братья и дед". По сути, всяко-разно можно. Думайте во все стороны. Да без меня не решайте. Прибыток свой спрячьте. Не забывайте, я тоже - в доле. Вместе будем дела делать. По рукам, компаньоны?
- По рукам, дед! - вдохновились внуки..
- Теперь мы - как новые русские? - спросил Ростик.
- Почему: как? - изобразил обиду дед. - Они самые мы и есть. И не сумлевайсь!
Ночью Ростик вдруг проснулся от странного чувства сырости на макушке. Плюс, некороткие волосы были чем-то прижаты к подушке. Неожиданно кто-то заурчал  над ухом, потом по-мышиному запищал.
- Славка, что у меня там, на голове? Крысы? - страшась приподняться закричал Ростик.
    Старший в испуге  проснулся и , подтянувшись за спинку кровати, глянул на подушку  братика.
- Мелкий, ты - везунчик. Не поверишь. Ты роды у нашей Маруськи принимаешь. Не двигайся, там она с котёнком уже. В твоих волосах лежит.
Славик ринулся за тазиком. Постелил в него старое кухонное полотенце, перетащил туда сначала мокрого котёнка, потом Маруську за шкирку. Второй котёнок вывалился из кошки в таз прямо на весу. Третий, четвёртый и пятый появились на свет уже в маленьком "роддоме". Под шумок проснулась вся семья. Кошачий тазик отодвинули в укромное место. Наблюдали украдкой, не мешали . Маруська облизала новорождённых и уснула.
Пришлось устраивать банную ночь, замачивать, дезинфицировать постель. Ростик помогал маме. Прямая заинтересованность в результате заставила забыть, что не мужское это дело.
Котят , когда они открыли глаза и немного подросли, новоиспечённые бизнесмены продали на остановке. Не на своей. В городе, окраиной которой и являлась деревня Румянцево. К тому времени они ещё пару раз отваживались продавать камыши и накопили кое-какой коммерческий опыт. Пусть, по цыгански не получалось, но всех пятерых котяток пристроили. Ребятишки были горды собой. Ведь, соседские хозяйки своих,  слепых ещё, котят всегда в ведре топили. Сунут бедных в старую голицу - и в воду. Держат у дна, пока те не захлебнутся. Потом прикапывают на помойке. Славик с Ростиком однажды наблюдали такое.
- Наша компания "Братья и дед" , - подстрекал  внуков к той  коммерческой акции дед Семён, - получается, спасательная. В хорошие руки животинка попадёт.
- Точно, - согласился Славик. - Купят те, кто кошек любит.
- И ценит! - подхватил дед.
На своей калитке юные бизнесмены придумали повесить объявление: " Принимаем не нужных котят в хорошие руки" . Решили даже покупать антиблошиные кошачьи ошейники, наряжать в них котят и продавать дороже. Дед Семён не одобрил идею, хотя расширение дела было налицо, как он и наставлял. Но, возможно, именно потому и не одобрил, что тайный бизнес расцвёл и вылез из подполья. Мать  допыталась, куда котята делись, быстро пресекла начинание, отчитав, как следует,  свёкра. Своим деловым сыновьям младшеклашкам объяснила популярно, что без серьёзных знаний любой бизнес не выдержит конкуренции. И что  не один неуч ещё не разбогател.  Дед Семён выслушивал нотации вместе с внуками тоже  и, приняв эти слова на свой счёт,   обиделся на  них больше всего . Однако, он получил-таки свой процент на папиросы.  Остальные вырученные деньги мальчишки положили в копилку-кошку. Начался учебный год.
-  Всё равно, мы побыли новыми русскими .  Так, дед? - заключил Славик.
- По настоящему, - гордо добавил Ростик.
- Опыт получили, точно. И первичный капиталец сколотили. Тому, что в детстве заложено,- хитро прищурясь, сказал внукам дед Семён, -  на всю жизнь в человеке остаться.  Станете олигархами, вспомянете меня, своего неуча дедушку.
-------------------------
Иллюстрация: современная российская художница Саша Ивойлова; «Камыши»,  оргалит, акрил (2007).


Рецензии