Препод под мухой

В достопамятные советские времена у инженера в поисках дополнительных источников дохода к своей скромной зарплате был путь один – идти в преподаватели. Это был единственный законный вид трудовой деятельности, где допускалась работа по совместительству. Таким образом я стал преподавателем-почасовиком в вечернем техникуме.

Мой предмет не числился среди основных, поэтому отношение к нему со стороны студентов было прохладное, чего нельзя было сказать обо мне. Со всем пылом молодости и горячим желанием нести разумное, доброе и вечное, я с головой окунулся в новое для себя поприще. К занятиям готовился тщательно, и с самого начала подавал материал по возможности легкодоступно и интересно. Приходилось бороться за внимание аудитории. На занятие студенты приходили, отработав смену. А в вечернее время в тепле при относительной тишине глаза невольно слипались. Поэтому иногда я громко вскрикивал, пробуждая уснувших. Но более эффектно действовали в моём исполнении забавные истории и анекдоты, косвенно связанные с темой занятий. На некоторое время слушатели взбадривались, тогда я продолжал излагать материал.

В один день на работе мы поздравляли своего коллегу Валентина Кузнецова с рождением дочери. Он был хорошим товарищем, и я с ним сдружился. У Вали были сложные отношения с женой. Они часто ссорились, скандалили, а порой дело доходило до драки. Затем у них наступало перемирие, и в такие времена они зачинали очередного ребёнка. Новорождённая девочка, четвёртая по счёту, была плодом такой мирной инициативы.

- Игорь, ты никуда не спешишь? – спросил у меня приятель перед уходом с работы. – Давай сходим в кафешку. Надо обмыть новую дочку.

- Извини, Валя, сегодня не могу. У меня на вторых парах занятия в техникуме. Не хочу дышать на студентов водочным перегаром, - отвечаю ему.

- Не смеши, Игорёк. Какой перегар от пятидесяти грамм?

Пришлось согласиться, но за разговорами мы незаметно значительно превысили намеченную норму. Это я осознал у дверей техникума. Пока я сюда добирался, меня хорошо разобрало, и надо было срочно решать, что делать дальше. Не прийти на занятия – значит их сорвать, а прийти пьяненькому – значит стать посмешищем в глазах студентов. А всё дело было в заместителе директора по учебной части, сокращённо замуч. Это был строгий и привередливый педант. Он пребывал в стенах техникума до конца занятий и часто наведывался ко мне с проверками. И вдруг для него такая находка, как пьяный преподаватель! Конечно, этот замуч не мог меня замучить, но уволить мог, если ему представится такой повод. А претендентов на моё доходное место было хоть отбавляй.

За свой преподавательский труд я получал руб двадцать в час, так что в месяц сумма выливалась в тридцать – тридцать пять рублей. Деньги по тем временам немалые, более четверти заработка на основном месте. Так что было за что побороться.

Я принял решение проводить занятия и переступил порог учебного заведения. Теперь самым главным было изображать из себя трезвого человека. Вспомнил кинокомедию, где Чарли Чаплин играл пьяницу, пытавшегося скрыть своё нетрезвое состояние. Великий артист сыграл эту роль бесподобно и уморительно юморно. Мне далеко до знаменитого комика, поэтому свою роль я должен сыграть серьёзно. Остановился возле зеркала в вестибюле, критично рассмотрел себя, причесался, оправил одежду, сделал умное лицо и подчёркнуто твёрдой походкой зашёл в аудиторию.

Всё шло по заведенному порядку и не предвещало ничего необычного. Однако всё дело было во мне, поскольку никак не удавалось настроить себя на педагогическую деятельность. Душе хотелось петь и веселиться, а не вести постылые занятия. Но раз я пришёл, то процесс пошёл. Последнюю фразу у меня позаимствовал позднее один политик, но я далёк от того, чтобы обвинять его в плагиате.

Собравшись с силами, я стал излагать материал по запланированной теме. Но делал это как-то вяло, без всякого вдохновения. Студенты старательно записывали мои слова, а я прислушался к собственному голосу. И таким он показался мне противным, гнусавым и сиплым. Таким голосом можно только вякать под забором. Внимательно глянул на студентов и не заметил ни одной улыбки. Значит, меня ещё не разоблачили. Надо было что-то предпринимать. Без лишних слов покинул аудиторию и стал прохаживаться по коридору.

И мне на выручку пришла мысль, что не следует сегодня говорить самому. Пусть студенты поговорят, а я их послушаю.

- Коллеги! – обратился я к студентам как обычно. – Начатую тему мы рассмотрим на следующем занятии, а сегодня вы расскажете мне, насколько хорошо усвоили пройденный материал.

Раздались недовольные голоса, но я был твёрд. Стал по очереди вызывать студентов и задавать им лёгкие вопросы. Ответы были короткие, невыразительные и неинтересные. Так отвечает воспитанный подросток на докучливые вопросы родителей. Только студенты не подростки, а взрослые дяди и тёти, и я им никакой не родитель.

Меня снова посетила мысль. На этот раз: зачем я мучаю их и себя, когда можно тихо и мирно разойтись?

- Минуточку внимания! – подал я свой противный голос. – Вы не будете возражать, если на этом закончим сегодняшние занятия?

Это обращение вызвало всеобщее одобрение громче, чем хотелось бы.

- Тогда я предлагаю вам покинуть аудиторию без лишнего шума по очереди, начиная с переднего края от дверей.

Я раскрыл журнал и стал делать вид, будто делаю из него какие-то записи. При этом наблюдал, как студенты неспешно и организованно покидают помещение. Дождался, когда закрылась дверь за последними, посидел ещё немного ради приличия и тоже ушёл домой.

Пока я был в стенах техникума, держал себя в руках и строго следил, чтобы амплитуда походки не превышала допустимую. Но на улице расслабился. Тогда и осознал, насколько был под мухой. Нет, правильней следовало бы сказать, под роем мух.

Домой я поехал не на троллейбусе, а пошёл пешком по вечерним улицам. Несмотря на то, что ноги слегка заплетались, настроение у меня было весёлое, и я громко напевал любимые песни. Делал комплименты и говорил добрые слова встречным прохожим, а те в ответ улыбались мне. До дома добрался без приключений и удивил жену тем, что подарил ей букет цветов, сорванных на попутной клумбе. Сразу завалился спать и уснул как младенец, который насосался материнского молока.

На следующем занятии опасался провокационных вопросов со стороны студентов, что могли поставить меня в неловкое положение, но всё обошлось. Видимо, так хорошо сыграл роль трезвого, что мою лёгкую степень опьянения никто не заметил. Мне повезло ещё и в том, что замуч не засёк моей нетрезвой вольности.

К моей чести будет сказано, что после того случая никогда больше не приходил на занятия не будучи в форме.

Прошло много лет, и в одной тёплой компании я познакомился с пышногрудой блондинкой.

- Наверно, вы меня не помните, но мы с вами знакомы давно, - сказала она улыбаясь.
- Напомните, пожалуйста, где и когда мы с вами познакомились.
- Когда я училась в вечернем техникуме, а вы преподавали у нас технологию металлов.
- Вот вы и не правы. Теперь я вас припоминаю. Вы и тогда блистали красотой.
- Благодарю вас за комплимент. Вы очень любезны, - потупила она взор.
- А скажите, вы помните что-нибудь из того, что я вам преподавал?
- Весьма смутно. Но некоторые анекдоты, что вы рассказывали, помню до сих пор. А ещё запомнила, как вы однажды пришли на занятия, что называется, под мухой. Студенты потом ещё долго потешались над этим.

И мы громко засмеялись, взбудоражив всю компанию.


Рецензии
Это точно! Даже если пивка случайно "после вчерашнего" перехватишь.
Но еще более студенты, а особенно студентки, наблюдательны в отношении симпатий, тайно проявляемых как преподавателями в отношении студенток, так и студентками к преподавателям.

Владимир Байков   30.10.2016 09:39     Заявить о нарушении
В той истории мне больше всего запомнилось, что студенты не подали и вида, что заметили неполную трезвость преподавателя.
А ещё студентки иногда строили глазки, особенно на экзамене.:о)))

Олег Маляренко   30.10.2016 13:12   Заявить о нарушении
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.