Таксуют все!

Один день вынужденного передвижения исключительно на таксомоторах дал исчерпывающее представление и об уровне организации этой услуги в Красноярске, и о том, где именно таксомоторщики видели пресловутый закон о такси.

На самом деле, чисто теоретическая направленность федерального закона  № 69 от 11 апреля 2011 года со всеми последующими поправками, доработками и светлыми идеями законодателей, пока что в закон не вошедшими, была очевидна ещё на стадии обсуждения. Что именно будет регламентировать этот документ и кто именно будет озадачен его исполнением, так и осталось непонятным. Хотя в целом задумка казалась отличной. Существует услуга, очевиден спрос, налицо предложение. Осталось дело за малым: упорядочить это самое предложение и организовать его на достойном и безопасном уровне.

И понеслось. Возрастной ценз туда, возрастной ценз сюда. Маркировка, которую некому контролировать, и чек на выходе, который не на чем напечатать. Лицензия, которую никто не проверяет, и медосмотр перед сменой, который неизвестно как и кто будет проводить, а главное – следить за тем, чтобы он всё же был.

По итогам общения со службами такси в течение субботы, 20 октября 2012 года, могу с полной ответственностью заявить: практически все красноярские компании, занимающиеся пассажирским извозом, следует, согласно закону «О такси», если не закрыть, то крепко оштрафовать. За нарушение всех подряд требований этого самого закона. Но – увы и ах! – сделать это явно некому.

В течение суток мне несколько раз пришлось вызывать такси. Воспользовалась советом дочери и решила «протестировать» такси «Максим». «Там дешевле» – аргумент по нашим временам стремительного роста цен на бензин безотказный.

Итак, в 11:45 первый таксомотор подан. Заказала я его «без разговора с оператором», то есть исключительно путём нажатия нужных кнопок по подсказке автоответчика. Кроме названного диспетчером номера машины, в подъехавшем автомобиле ничто не напоминало такси. Ни тебе фонаря, ни шашечек. Но поскольку на тот момент «ехать» было важнее шашечек, привередничать не стала.

Дальше был цирк шапито. Водитель восточной внешности в момент моей посадки в автомобиль увлечённо беседовал по телефону. Определённо по личным делам. Не отрываясь от процесса, он тронулся с места, выехал со двора… Между делом бросил мне: «Куда едем?» – и продолжил обсуждать какие-то отвлечённые сферы. Очевидно, о недопустимости разговора по телефону во время движения ему в фирме не сообщали.

Ехали мы на Молокова, 1. Водитель свернул ко въезду на парковку гипермаркета «Командор» и остановился в полном недоумении. Потом, воскликнув: «Это я рано свернул!», двинулся по разбитой и фактически непроезжей околице. О том, где находится заведение под названием «Коза Ностра», он никакого представления не имел. Поэтому мы просто нарезали круги по комплексу «синих крыш», выискивая глазами что-нибудь похожее.

Дальше – ещё чудесатее. Водитель попросил связаться с диспетчером и выяснить стоимость заказа. Я связалась, куда деваться! Диспетчер, назвав сумму, попросила передать телефон водителю… И дальше они по моему телефону и за мой, что характерно, счёт начали по ходу движения выяснять, какую ошибку допустил водитель, когда принял вызов с автоответчика и не связался с диспетчером, и что именно он должен делать в такой ситуации в следующий раз.

Картина маслом. Машинным… Да, и чек мне никакой, конечно же, не дали.

Второй таксомотор (от того же «Максима») я тестировала четырьмя часами позже. Ехала со Взлётки в район Красномосковской. Надо ли говорить, что автомобиль опять оказался без малейших признаков принадлежности к службе такси? Юноша-водитель беспрестанно отвечал на личные звонки, каждый раз начиная со слов: «Да не, я сейчас таксую. Таксую я. Может, часиков в семь-восемь освобожусь». О недопустимости разговоров по сотовому во время движения ему тоже явно не сообщали.

Да какая уж там недопустимость, если сообщения о заявках поступает водителям именно на сотовый телефон! И они, все как один, продолжая рулить одной рукой, другой начинают судорожно терзать кнопки, кося глазом с проезжей части на экранчик телефона и пытаясь ответить согласием на удачный заказ. О какой безопасности движения может идти речь в таких условиях?

Про чек, думаю, говорить не надо. Хотя один «чек» меня заинтересовал. На панели приборов одного из автомобилей горел чек неисправности двигателя. Машина, заметьте, находилась при этом на линии.

Последний номер программы в таксомоторном шапито случился уже за полночь. Раньше посмотреть его не представилось возможным, поскольку телефоны многочисленных красноярских фирм такси были либо наглухо заняты, либо по ним отвечали: «Машин в вашем районе нет, срок ожидания – не менее часа».

Я понимаю: погодка аховская, выходной день, спрос большой… Но ещё я понимаю и то, что у всех этих многочисленных фирм просто нет своих машин. Они набирают водителей по объявлению практически с улицы, и не на работу – на подработку. Иметь лицензию водитель машины без опознавательных знаков такси не обязан. Медосмотр проходить тоже. И чеки выдавать. Он даже работать определённое время не обязан: вышел на линию, съездил по нескольким вызовам – и домой, отмечать с друзьями выходной.

В итоге наш заказ приняли в такси «Фортуна». Но пообещали машину только через час. Может, пораньше получится? Звоним в «Эконом-такси» – и что же мы слышим? «Мы же только что приняли ваш заказ! К вам подъедет чёрная «Волга»…

Свят-свят-свят! То есть, куда бы мы ни звонили, а попадаем всё время в одну и ту же компанию?

Похоже, так оно и есть: бонус за услугу нам прислала почему-то компания «Яр-такси»…

Уж не знаю, на которую из трёх компаний работает водитель чёрной «Волги», но и у него не было ни фонаря, ни шашечек, ни аппарата для выдачи чеков. Хотя водитель был вполне адекватный и даже по телефону во время движения не разговаривал. Что в свете предыдущих событий я сочла огромным достижением в сфере соблюдения отечественного законодательства.

Подводя итоги вынужденного «тест-драйва», могу сказать следующее. У нас есть закон о такси. Есть некие службы, оказывающие населению услуги пассажирских перевозок. Есть масса контролирующих органов и систем наблюдения за наблюдателями. Есть толпы депутатов, в головах у которых вурбулируют гейзеры светлых идей, как нам обустроить Россию. Нет только связи между всеми этими явлениями и объектами.

И объединяет их лишь одно: все они существуют на наши с вами деньги.

Лично меня этот результат не очень вдохновляет…


Рецензии