Думаю - стихотворением

   Так ответила О.А. Фокина, когда ей было  подсказано осторожно: «Лучше бы прозой». Её неповторимый самобытный творческий дар позволяет ей думать и говорить стихами о судьбах большой и малой родины,о северной природе, о жизни города и деревни, о прошлом и будущем.
   Её поэзия близка мне как современнице и северянке(моя мама - уроженка Верхнетоемского района Архангельской области, как и Ольга Александровна). В детстве  я  гостила у бабушки и дяди на Усть-Ёрге. Родная деревня мамы стоит на высоком правом берегу Северной Двины и смотрит окнами на реку. А я родилась в Архангельске, и этот город – моя малая родина. Замечательное стихотворение Ольги Александровны:"Большая родина без малой
                Не то что слишком велика..." полностью созвучно  моей душе, мыслям и чувствам.
   Как афористично она пишет о счастье жить на родине:
     "Шорох ветра, рокот грома,
     Всполох молнии во мгле...
     Счастлив тот, кто счастлив дома,
     На своей родной земле.
.........................................
     ...Ветер, ветер, вдаль влекомый,
     Сделай надпись на крыле:
     "Только тот,кто счастлив дома,
     Знает счастье на земле!"
   Мир поэзии О.А.Фокиной так огромен и разнообразен, что, не пытаясь "объять необъятное",напишу лишь о тех произведениях, которые произвели на меня особенно сильное незабываемое впечатление.
     "Стали дни – не золото.
     До свиданья, дом!
     Уезжаю в Вологду
     С другом-рюкзаком."

   И что же в рюкзаке?

     "Девяносто камешков
     С берега Двины.
     (Остальные, с Содонги,
      Нечего считать,
      Эти – на особинку,
      Как отец и мать.)"
   Вот такую память о родине  берёт с собой Ольга Александровна, и я её понимаю.

   А стихотворение "Праздники" о том, как пляшут женщины-вдовы:   
       "Не бабы – прямо ухари!
       Задвинув в угол стол,
       Всё чаще, крепче стукают
       Ногами в белый пол…",-
заставило  меня  вспомнить, как часто под музыку или под частушки "давали дроби" мама и её подруги тоже в праздники  Октябрьские и Май, и подумать, что они не были вдовами, но
        Выколачивали дробь-дробинушку,
        Чтобы ножками прогнать кручинушку,
        Ведь у каждой было своё горюшко,
        Солоней иное Бела морюшка.
                ( Л.Я.)

   Хочется ещё отметить особый колорит поэтического языка Ольги Александровны:
              "Здравствуй, день с утра хороший –
               Ни соринки  в небесах!
               Тополь хлопает в листоши,
               С веток катится роса…"
               
   Когда  читаю стихотворение:
               "Пригревает солнышко
                Всё любей,
                Вытаяло – с зёрнышком
                Воробей!",-
   и дохожу до слов:
               "Бабушка-затворенка,
               Чуть дыша,
               По ступенькам с пятого
               Этажа:
               Напустилась- вздумала
               Погулять,
               На скамейке в скверике
               Подремать...",-
    глаза невольно наполняются слезами: такие это ласковые и всё объясняющие слова  "бабушка-затворенка".

   Памяти Фёдора Абрамова посвящено  много стихов, а лучшее -  "Занавешивай, Веркола, Светлой Пинеги зеркало…". Здесь каждое слово – драгоценный  камешек-алмаз.

   И в заключение немного о драматической поэме "Останься со мною", где все действующие лица говорят и думают стихами.
   По-разному складываются судьбы двух главных героинь. Вера, приехавшая домой в деревню после окончания медучилища, как когда-то сама Ольга Александровна, говорит: "Я средь асфальта тосковала по свежевспаханным полям…",- находит своё счастье на родине.  Клава, доярка, рвётся из колхоза к любимому человеку, не зная даже имени его, с которым не познакомилась, но полюбила и мечтает о встрече с ним в далёком для неё Подмосковье.
   Председатель не отпускает её из колхоза (у колхозников тогда не было паспортов) и не даёт справки. Как уедешь?  Клава решается на отчаянный шаг: выйти замуж за рабочего лесопункта, чтобы распрощаться с колхозом.
   Трагедией заканчивается невесёлая  пьяная  свадьба. Клава погибает от рук нелюбимого жениха. Если бы не жестокие законы тех лет, Клава нашла бы свою любовь и была бы счастлива.
   Спустя годы жизнь изменилась, колхозы обнищали, обезлюдели. Горестно читать, как председатель сам ищет доярку, пастуха: найти бы хоть кого. В помощь колхозу присылают на сенокос солдат. Здесь на лугу встречает Вера свою любовь - Романа, командира взвода. И оказывается, что Роман и есть тот "Ромео", так она для себя его называла, к которому и стремилась уехать Клава. И поёт её душа из-под пепла потухшего костра, возле которого  сидят Вера и Роман: "Узнай меня, милый: я стала Землёю. Люблю тебя, милый! Останься со мною". Неприкаянная, тоскующая её душа не покинула этот мир...
   Поэма – талантливо написанная история трагедии одной героини и начала светлой  жизни другой, думаю, не оставит равнодушным никого из читателей.
   Передо мной сборник стихов "Матица" и одноимённое стихотворение. Невольно возникает мысль: матица от слова мать.Для матицы берётся "самолучшее бревно" при строительстве дома, и подходит для него только высокая, статная, гордая сосна. Вот такой могучей красавицей-сосной представляется мне О.А.Фокина в шумящем лесу современной  русской  поэзии, возле которой  подрастают и на неё равняются другие большие и малые деревца-поэты.
В связи с юбилеем хочется пожелать Ольге Александровне долголетия и плодотворной творческой работы!

Написано для участия в Фестивале "По золотому листопаду", проводимому в честь юбилея О.А.Фокиной Вологодской библиотекой им. Тендрякова. Сегодня внесла небольшие изменения,но на Фестиваль, к сожалению, отправлен не лучший вариант.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.